|
В. И. Трубников. Психогенетика (в двух частях)Год выпуска: 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ стр. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ....................................4 ЛИТЕРАТУРА............................................5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ ...................................... 6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ................................... 8 1. Предмет психогенетики ...............................8 1.1. Определение .................................... 8 1.2. Этапы развития психогенетики ...................... 8 1.3. Евгеническое движение........................... 10 1.4. История психогенетики в России .................... 10 2. Основные генетические понятия ....................... 12 2.1. Аутосомные и половые хромосомы человека .......... 13 2.2. Понятия гена, аллеля, локуса....................... 18 2.3. Генотип и фенотип ............................... 18 2.4. Норма реакции генотипа .......................... 18 2.5. Гомозиготы и гетерозигота......................... 19 2.6. Доминантный и рецессивный аллели ................ 19 2.7. Молекулярные основы консервативности наследственности ................................... 19 2.8. Виды изменчивости ...............................27 3. Методы психогенетики ............................... 29 3.1. Близнецовый метод и его разновидности ............. 30 3.2. Генеалогический метод и метод приемных детей ....... 32 3.3. Популяционный метод ............................ 33 3.4. Закон Харди-Вайнберга............................34 3.5. Моделирование на животных ....................... 35 4. Генетико-математические методы анализа изменчивости . . . . 36 4.1. Изменчивость признаков .......................... 36 4.2. Дисперсия - статистическая мера изменчивости.........37 4.3. Фенотипическая, генетическая и средовая дисперсии . . . .37 4.4. Коэффициент наследуемости .......................38 4.5. Корреляции между родственниками ................... 42 4.6. Методы оценки генетической и средовой дисперсии ..... 46 4.7. Модели наследования ............................. 48 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...................54 ТРЕНИНГУМЕНИЙ ...................................... 58 ГЛОССАРИЙ*
ОГЛАВЛЕНИЕ стр. ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ................................... 4 ЛИТЕРАТУРА ............................................ 5 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР...................................7 1. Когнитивные характеристики .........................7 1.1. Представления об интеллекте, используемые в психогенетике 7 1.2. Роль генотипа и среды в изменчивости интеллекта........9 1.3. Роль генотипа и среды в изменчивости успешности обучения12 1.4. Генетика нарушений способности к обучению............13 1.5. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных способностей ..................................... 15 1.6. Роль генотипа и среды в изменчивости когнитивных стилей .16 1.7. Роль генотипа и среды в изменчивости креативности......18 2. Генетика темперамента .............................21 2.1. Критерии свойств темперамента ...................... 21 2.2. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента . . 25 2.3. Генетика трехкомпонентной (активность, эмоциональность, социабельность) структуры темперамента...............31 2.4. Исследования темперамента в России ................ 35 3. Генетика личностных свойств ........................ 39 3.1. Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности с помощью критериальных опросников...................41 3.2. Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности в многомерных теориях личности ....................... 48 3.3. Генетическая интерпретация результатов исследования личностной сферы ................................ 53 4. Генетика психофизиологических характеристик...........54 4.1. Роль генотипа и среды в изменчивости энцефалограмм человека в состоянии покоя и при функциональных нагрузках54 4.2. Генетика зрительных и слуховых вызванных потенциалов мозга ........................................... 57 5. Свойства нервной системы ......................... 58 5.1. Структура основных свойств нервной системы .......... 58 5.2. Роль генотипа и среды в формировании свойств нервной системы ........................................ 62 6. Генетика двигательной сферы ........................64 6.1. Исследование стандартизованных двигательных проб ..... 64 6.2. Генетика сложных двигательных навыков...............68 6.3. Исследование тонкой координации ................... 69 6.4. Влияние тренировки на генотип-средовые соотношения . . .69 7. Роль генотипа и среды в индивидуальном развитии ......70 7.1. Применение лонгитюдного метода в психогенетике ...... 71 7.2. Возрастные изменения генотип-средовых соотношений интеллекта ....................................... 72 |
Loading
|