Год выпуска:
2000
Автор: А. В. Булгаков, Е. Б. Редькина.
Жанр:
Рабочий учебник для ВУЗов.
Издательство:
Современный Гуманитарный Университет.
Серия:
Дистанционное образование
Формат:
PDF
Качество: eBook (изначально
компьютерное)
Количество страниц:
98
Описание: Издание на русском
языке.
Рассматриваются основные
проблемы развития личности в школьном
возрасте, возрастные кризисы развития
и основы организации психологической
помощи в их преодолении.
Доп. информация:
Рекомендовано Министерством общего и
профессионального образования Российской
Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН ....................................5
ЛИТЕРАТУРА ............................................. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР....................................8
1. Краткая характеристика теоретических подходов в области развития личности .................................. 8
2. Место возрастных кризисов в структуре психического развития школьника ................................ 16
2.1. Школьный возраст и его место в развитии ребенка . . . .16
2.2. Периодизация психического развития школьника .....22
2.3. Критические стадии возрастного развития школьника
и их отличительные черты ........................24
2.4. Возможности психологической помощи по нормальному разрешению кризисов...........................26
3. Кризисы детства, проблема готовности ребенка к школе . . .32
3.1. Кризис шести-семи лет; его феноменология и причины 32
3.2. Распад прежних и становление новых форм событийности 34
3.3. Кризис детства - вступление в ответственную социальную жизнь .............................. 35
3.4. Зарождение персональности, Я ребенка, типа его самости ...................................... 36
4. Возможная психологическая помощь дошкольнику ........ 38
4.1. Кризис семи лет и его роль в обеспечении объективной
и субъективной готовности к школьному обучению.....38
4.2. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению 40
4.3. Нормальное разрешение кризиса детства - готовность ребенка к школьному обучению ................... 42
5. Кризис отрочества (11 - 14 лет).......................44
5.1. Феноменология кризиса отрочества ...............44
5.2. Разрушение привычных форм детско-взрослых общностей и установление новых форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.....49
5.3. Подросток и взрослые (учителя, родители, другие) . . . . 50
5.4. Подростковые сообщества ....................... 53
6. Терапия кризисов подросткового возраста .............. 55
6.1. Предпосылки, процессы и результаты психического развития на этапе кризиса отрочества ..............55
6.2. Нормальное разрешение подросткового кризиса
и возможная психологическая помощь..............57
6.3. Обеспечение реализации подростками потребности
в самоутверждении и самостоятельности ........... 70
7 . Кризис юности (17 - 21 год) ......................... 7 6
7.1. Противоречия вхождения молодого поколения
в самостоятельную жизнь ........................ 76
7.2. Расхождение идеальных представлений о жизни
и реальности в кризисе юности ................... 78
7.3. Кризис юности - начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни ................................ 79
8. Возможная помощь школьнику в период кризиса юности . . . 80
8.1. Индивидуальные различия в проявлении кризиса юности и их возможная диагностика ................ 80
8.2. Смена событийности как форма преодоления кризиса . 81
8.3. Возможная помощь в формировании реальных жизненных планов .............................. 84
8.4. Активное освоение социальных ролей как нормальное разрешение кризиса юности ...................... 88
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ..................91
ГЛОССАРИЙ*
Место возрастных кризисов в структуре психического развития школьника. Школьный возраст и его место в развитии ребенка. Периодизация психического развития школьника. Критические стадии возрастного развития школьника и их отличительные черты. Возможности психологической помощи по нормальному разрешению кризисов.
Кризис детства, проблема готовности ребенка к школе.
Кризис шести-семи лет; его феноменология и причины. Распад прежних и становление новых форм событийности. Кризис детства - вступление в ответственную социальную жизнь. Зарождение персональнос-ти, Я ребенка, типа его самости.
Возможная психологическая помощь дошкольнику. Кризис семи лет и его роль в обеспечении объективной и субъективной готовности к школьному обучению. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению. Нормальное разрешение кризиса детства - готовность ребенка к школьному обучению.
Кризис отрочества (11 - 14 лет). Феноменология кризиса отрочества. Разрушение привычных форм детско-взрослых общностей и установление новых форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Подросток и взрослые (учителя, родители, другие). Подростковые сообщества.
Терапия кризисов подросткового возраста. Предпосылки, процессы и результаты психического развития на этапе кризиса отрочества. Нормальное разрешение подросткового кризиса и возможная психологическая помощь. Обеспечение реализации подростками потребности в самоутверждении и самостоятельности.
Кризис юности (17 - 21 год). Противоречия вхождения молодого поколения в самостоятельную жизнь. Расхождение идеальных представлений о жизни и реальности в кризисе юности. Кризис юности -начало становления подлинного авторства в определении и реализации своего собственного взгляда на жизнь и индивидуального способа жизни.
Возможная помощь школьнику в период кризиса юности.
Индивидуальные различия в проявлении кризиса юности и их возможная диагностика. Смена формы событийности как форма преодоления кризиса. Возможная помощь в формировании реальных жизненных планов. Активное освоение социальных ролей как нормальное разрешение кризиса