Центральный Дом Знаний - Носко И.В. Психология развития и возрастная психология

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2653

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Носко И.В. Психология развития и возрастная психология

Носко И.В. 

pic

Год: 2003
Издательство: ТИДОТ ДВГУ
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Количество страниц: 127
Описание: В учебном пособии по курсу психологии развития и возрастной психологии, одному из основных для студентов психологических и психолого-педагогических факультетов, изложены основные подходы к пониманию и объяснению закономерностей психического развития человека, сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии. Рассмотрены различные аспекты принципа развития в психологии и его основные категории.
Представлена модель субъективной реальности и периодизация ее развития в онтогенезе; ступени, периоды и стадии развития субъективности человека в пределах его индивидуальной жизни. Учебное пособие содержит подборку материалов с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Заключают учебное пособие словарь основных понятий и тестовые задания.


Содержание

Содержание..................................................................................................................................................................2

АННОТАЦИЯ..............................................................................................................................................................4

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................5

МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ

ОЧЕРК................................................................................................................................................................................6

Глава 1.1. Предмет, методы, междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии ....6

1.1.1. Предмет психологии развития и возрастной психологии......................................................................6

1.1.2. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии............................................7

1.1.3. Психология развития и возрастная психология - междисциплинарная отрасль научного знания ....8 Глава 1.2. Исторический очерк психологии развития и возрастной психологии..............................................9

1.2.1. Предыстория психологии развития человека в учениях античности.....................................................9

1.2.2. Подход к вопросам психического развития человека в Средние века................................................11

1.2.3. Вопросы психического развития в эпоху Возрождения.......................................................................13

1.2.4. Исследование психического развития в Новое время..........................................................................13

Глава 1.3. Выделение психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область

психологической науки..............................................................................................................................................16

1.3.1. Предпосылки формирования психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки............................................................................................................................16

1.3.2. Натуралистические концепции психического развития человека.......................................................18

1.3.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека.....20

Глава 1.4. Современная зарубежная психология развития и возрастная психология.....................................21

1.4.1. Психоаналитические теории психического развития...........................................................................21

1.4.2. Бихевиористские теории социального научения..................................................................................24

1.4.3. Женевская школа генетической психологии.........................................................................................25

1.4.4. Гуманистическая психология развития человека .................................................................................26

Глава 1.5. Психология развития и возрастная психология в трудах отечественных психологов ..................27

1.5.1. Дореволюционный период развития возрастной психологии в России .............................................27

1.5.2. Развитие отечественной возрастной психологии в конце 19 начале 20 века .....................................28

1.5.3. Марксистский период развития отечественной психологии возрастного развития..........................29

1.5.4. Состояние отечественной возрастной психологии в период с 1939 по 1960 гг.................................32

1.5.5. Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60-80-е гг..................................33

1.5.6. Пути построения современной психологии развития человека ..........................................................34

МОДУЛЬ 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ..............36

Глава 2.1. Понятие развития.................................................................................................................................36

2.1.1. История развития представлений о «развитии»....................................................................................36

2.1.2. Категории психологии развития.............................................................................................................37

Глава 2.2. Возраст и возрастные категории.........................................................................................................38

2.2.1. Категория возраста..................................................................................................................................38

2.2.2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий...........................................................................39

2.2.3. Возраст как форма развития....................................................................................................................41

Глава 2.3. Периодизация развития.......................................................................................................................43

2.3.1. Протяженность развития во времени.....................................................................................................43

2.3.2. Проблема периодизации развития человека..........................................................................................43

2.3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии............44

Глава 2.4. Интегральная периодизация развития субъективной реальности...................................................46

2.4.1. Понятие субъективной реальности........................................................................................................46

2.4.2. Образы субъективной реальности в психологии..................................................................................47

2.4.3. Закономерности развития субъективности в онтогенезе.....................................................................48

2.4.4. Базисные общности, или ступени развития субъектности...................................................................51

2.4.5. Кризисы рождения и развития................................................................................................................53

2.4.6. Особенности развития субъективной реальности во взрослом периоде жизни человека.................54

МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ (ДЕТСТВО.

ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ.)...........................................................................................................................................56

Глава 3.1. Феномен детства...................................................................................................................................56

3.1.1. Детство как социокультурный феномен................................................................................................56

3.1.2. Детство как историческая категория......................................................................................................57

Глава 3.2. Пренатальное развитие и рождение ...................................................................................................60

3.2.1. Пренатальное развитие............................................................................................................................60

3.2.2. Родовой кризис (до 3-х недель) ..............................................................................................................62

Глава 3.3. Младенчество .......................................................................................................................................64

3.3.1. Новорожденность (3 нед. - 3,5 мес.)......................................................................................................64

3.3.2. Кризис новорожденности (3,5 - 7 мес.).................................................................................................65

3.3.3. Собственно младенчество (6 мес. - 12 мес.). Основные результаты развития ..................................67

3.3.4. Кризис первого года жизни.....................................................................................................................69

Глава 3.4. Раннее детство (1 год - 3 года)...........................................................................................................70

3.4.1. Социальная ситуация развития и развитие предметной деятельности...............................................70

3.4.2. Умственное развитие ребенка.................................................................................................................71

3.4.3. Предпосылки формирования личности..................................................................................................73

3.4.4. Кризис трех лет (2,5 - 3,5 года)..............................................................................................................74

Глава 3.5. Дошкольный возраст (3 года - 6,5 лет)..............................................................................................75

3.5.1. Игра и другие виды деятельности..........................................................................................................75

3.5.2. Особенности общения.............................................................................................................................76

3.5.3. Умственное развитие...............................................................................................................................77

3.5.4. Детская личность .....................................................................................................................................78

3.5.5. Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе .......................................................................79

Глава 3.6. Младший школьный возраст (7 - 10 лет)...........................................................................................81

3.6.1. Школьник - первый социальный статус ребенка.................................................................................81

3.6.2. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей............81

3.6.3. Развитие познавательной сферы.............................................................................................................82

3.6.4. Развитие личности ребенка.....................................................................................................................83

Глава 3.7. Отрочество (подростковый возраст) - 10 - 15 лет............................................................................85

3.7.1. Общепсихологическая характеристика отрочества..............................................................................85

3.7.2. Подростковый возраст в свете разных концепций................................................................................86

3.7.3. Особенности общения.............................................................................................................................87

3.7.4. Познавательная сфера подростка ...........................................................................................................88

3.7.5. Личность отрока.......................................................................................................................................89

Глава 3.8. Юность (14 - 18 лет)............................................................................................................................90

3.8.1. Юность в контексте жизненного пути личности..................................................................................90

3.8.2. Социальное самоопределение.................................................................................................................91

3.8.3. Развитие интеллектуальной сферы.........................................................................................................92

3.8.4. Особенности общения.............................................................................................................................93

3.8.5. Особенности развития личности в юности............................................................................................94

3.8.6. Кризис юности (18 - 21 год) ...................................................................................................................95

МОДУЛЬ 4. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯ ............................................................................................................................................97

Глава 4.1. Молодость (18-20 - 30 лет)..................................................................................................................97

4.1.1. Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста.............................................97

4.1.2. Закономерности развития в молодые годы............................................................................................98

4.1.3. Любовь, брак, создание семьи..............................................................................................................100

4.1.4. Интеллектуальное развитие в молодости............................................................................................101

4.1.5. Кризис молодости (27-33 года).............................................................................................................102

Глава 4.2. Взрослость (30 - 42 года)...................................................................................................................103

4.2.1. Общепсихологическая характеристика взрослости............................................................................103

4.2.2. Особенности интеллектуальной и профессиональной деятельности................................................103

4.2.3. Характеристики взрослой личности.....................................................................................................104

4.2.4. Кризис взрослости (39 - 45 лет)............................................................................................................106

Глава 4.3. Зрелость (44 - 60 лет).........................................................................................................................107

4.3.1. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека......................................................107

4.3.2. Закономерности развития в стадии зрелости......................................................................................109

4.3.3. Кризис зрелости (55 - 65 лет)...............................................................................................................110

Глава 4.4. Старение и старость ( 62 года - ...)...................................................................................................112

4.4.1. Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста.........................112

4.4.2. Изменение структуры социальной активности в старости................................................................114

4.4.3. Психологические портреты старости...................................................................................................115

4.4.4. Личность и старение..............................................................................................................................116

Глава 4.5. Смерть как кризис индивидуальной жизни человека.....................................................................117

4.5.1. Таинство жизни и смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания..................117

4.5.2. Кризис индивидуальной жизни человека............................................................................................120

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................................................122

Основная...............................................................................................................................................................122

Дополнительная...................................................................................................................................................122

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.....................................................................................................................124



Loading

Календарь

«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24