|
Носко И.В. Психология развития и возрастная психологияНоско И.В. Год: 2003 Содержание Содержание..................................................................................................................................................................2 АННОТАЦИЯ..............................................................................................................................................................4 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................................................5 МОДУЛЬ 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК................................................................................................................................................................................6 Глава 1.1. Предмет, методы, междисциплинарные связи психологии развития и возрастной психологии ....6 1.1.1. Предмет психологии развития и возрастной психологии......................................................................6 1.1.2. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии............................................7 1.1.3. Психология развития и возрастная психология - междисциплинарная отрасль научного знания ....8 Глава 1.2. Исторический очерк психологии развития и возрастной психологии..............................................9 1.2.1. Предыстория психологии развития человека в учениях античности.....................................................9 1.2.2. Подход к вопросам психического развития человека в Средние века................................................11 1.2.3. Вопросы психического развития в эпоху Возрождения.......................................................................13 1.2.4. Исследование психического развития в Новое время..........................................................................13 Глава 1.3. Выделение психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки..............................................................................................................................................16 1.3.1. Предпосылки формирования психологии развития и возрастной психологии в самостоятельную область психологической науки............................................................................................................................16 1.3.2. Натуралистические концепции психического развития человека.......................................................18 1.3.3. Социологический (культурологический) подход к изучению психического развития человека.....20 Глава 1.4. Современная зарубежная психология развития и возрастная психология.....................................21 1.4.1. Психоаналитические теории психического развития...........................................................................21 1.4.2. Бихевиористские теории социального научения..................................................................................24 1.4.3. Женевская школа генетической психологии.........................................................................................25 1.4.4. Гуманистическая психология развития человека .................................................................................26 Глава 1.5. Психология развития и возрастная психология в трудах отечественных психологов ..................27 1.5.1. Дореволюционный период развития возрастной психологии в России .............................................27 1.5.2. Развитие отечественной возрастной психологии в конце 19 начале 20 века .....................................28 1.5.3. Марксистский период развития отечественной психологии возрастного развития..........................29 1.5.4. Состояние отечественной возрастной психологии в период с 1939 по 1960 гг.................................32 1.5.5. Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60-80-е гг..................................33 1.5.6. Пути построения современной психологии развития человека ..........................................................34 МОДУЛЬ 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ..............36 Глава 2.1. Понятие развития.................................................................................................................................36 2.1.1. История развития представлений о «развитии»....................................................................................36 2.1.2. Категории психологии развития.............................................................................................................37 Глава 2.2. Возраст и возрастные категории.........................................................................................................38 2.2.1. Категория возраста..................................................................................................................................38 2.2.2. Системы отсчета для анализа возрастных категорий...........................................................................39 2.2.3. Возраст как форма развития....................................................................................................................41 Глава 2.3. Периодизация развития.......................................................................................................................43 2.3.1. Протяженность развития во времени.....................................................................................................43 2.3.2. Проблема периодизации развития человека..........................................................................................43 2.3.3. Основные положения периодизации психического развития в отечественной психологии............44 Глава 2.4. Интегральная периодизация развития субъективной реальности...................................................46 2.4.1. Понятие субъективной реальности........................................................................................................46 2.4.2. Образы субъективной реальности в психологии..................................................................................47 2.4.3. Закономерности развития субъективности в онтогенезе.....................................................................48 2.4.4. Базисные общности, или ступени развития субъектности...................................................................51 2.4.5. Кризисы рождения и развития................................................................................................................53 2.4.6. Особенности развития субъективной реальности во взрослом периоде жизни человека.................54 МОДУЛЬ 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ (ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ.)...........................................................................................................................................56 Глава 3.1. Феномен детства...................................................................................................................................56 3.1.1. Детство как социокультурный феномен................................................................................................56 3.1.2. Детство как историческая категория......................................................................................................57 Глава 3.2. Пренатальное развитие и рождение ...................................................................................................60 3.2.1. Пренатальное развитие............................................................................................................................60 3.2.2. Родовой кризис (до 3-х недель) ..............................................................................................................62 Глава 3.3. Младенчество .......................................................................................................................................64 3.3.1. Новорожденность (3 нед. - 3,5 мес.)......................................................................................................64 3.3.2. Кризис новорожденности (3,5 - 7 мес.).................................................................................................65 3.3.3. Собственно младенчество (6 мес. - 12 мес.). Основные результаты развития ..................................67 3.3.4. Кризис первого года жизни.....................................................................................................................69 Глава 3.4. Раннее детство (1 год - 3 года)...........................................................................................................70 3.4.1. Социальная ситуация развития и развитие предметной деятельности...............................................70 3.4.2. Умственное развитие ребенка.................................................................................................................71 3.4.3. Предпосылки формирования личности..................................................................................................73 3.4.4. Кризис трех лет (2,5 - 3,5 года)..............................................................................................................74 Глава 3.5. Дошкольный возраст (3 года - 6,5 лет)..............................................................................................75 3.5.1. Игра и другие виды деятельности..........................................................................................................75 3.5.2. Особенности общения.............................................................................................................................76 3.5.3. Умственное развитие...............................................................................................................................77 3.5.4. Детская личность .....................................................................................................................................78 3.5.5. Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе .......................................................................79 Глава 3.6. Младший школьный возраст (7 - 10 лет)...........................................................................................81 3.6.1. Школьник - первый социальный статус ребенка.................................................................................81 3.6.2. Становление мотивации к обучению и формирование учебной деятельности как ведущей............81 3.6.3. Развитие познавательной сферы.............................................................................................................82 3.6.4. Развитие личности ребенка.....................................................................................................................83 Глава 3.7. Отрочество (подростковый возраст) - 10 - 15 лет............................................................................85 3.7.1. Общепсихологическая характеристика отрочества..............................................................................85 3.7.2. Подростковый возраст в свете разных концепций................................................................................86 3.7.3. Особенности общения.............................................................................................................................87 3.7.4. Познавательная сфера подростка ...........................................................................................................88 3.7.5. Личность отрока.......................................................................................................................................89 Глава 3.8. Юность (14 - 18 лет)............................................................................................................................90 3.8.1. Юность в контексте жизненного пути личности..................................................................................90 3.8.2. Социальное самоопределение.................................................................................................................91 3.8.3. Развитие интеллектуальной сферы.........................................................................................................92 3.8.4. Особенности общения.............................................................................................................................93 3.8.5. Особенности развития личности в юности............................................................................................94 3.8.6. Кризис юности (18 - 21 год) ...................................................................................................................95 МОДУЛЬ 4. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОДЫ ВЗРОСЛЕНИЯ, ЗРЕЛОСТИ И СТАРЕНИЯ ............................................................................................................................................97 Глава 4.1. Молодость (18-20 - 30 лет)..................................................................................................................97 4.1.1. Молодость как социально-историческая категория. Границы возраста.............................................97 4.1.2. Закономерности развития в молодые годы............................................................................................98 4.1.3. Любовь, брак, создание семьи..............................................................................................................100 4.1.4. Интеллектуальное развитие в молодости............................................................................................101 4.1.5. Кризис молодости (27-33 года).............................................................................................................102 Глава 4.2. Взрослость (30 - 42 года)...................................................................................................................103 4.2.1. Общепсихологическая характеристика взрослости............................................................................103 4.2.2. Особенности интеллектуальной и профессиональной деятельности................................................103 4.2.3. Характеристики взрослой личности.....................................................................................................104 4.2.4. Кризис взрослости (39 - 45 лет)............................................................................................................106 Глава 4.3. Зрелость (44 - 60 лет).........................................................................................................................107 4.3.1. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека......................................................107 4.3.2. Закономерности развития в стадии зрелости......................................................................................109 4.3.3. Кризис зрелости (55 - 65 лет)...............................................................................................................110 Глава 4.4. Старение и старость ( 62 года - ...)...................................................................................................112 4.4.1. Общая характеристика периода старения и старости. Границы и стадии возраста.........................112 4.4.2. Изменение структуры социальной активности в старости................................................................114 4.4.3. Психологические портреты старости...................................................................................................115 4.4.4. Личность и старение..............................................................................................................................116 Глава 4.5. Смерть как кризис индивидуальной жизни человека.....................................................................117 4.5.1. Таинство жизни и смерти. Теоретические осмысления проблемы смерти и умирания..................117 4.5.2. Кризис индивидуальной жизни человека............................................................................................120 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ....................................................................................................................122 Основная...............................................................................................................................................................122 Дополнительная...................................................................................................................................................122 СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.....................................................................................................................124
|
Loading
|