
Год: 2006
Издательство: Москва.
Издательство "Территория
будущего"
ISBN: 5-91129-007-3,
5-91129-009-Х
Серия: Университетская
библиотека Александра
Погорельского
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные
страницы
Количество страниц: 1040
Предлагаемый читателю
комплект является логическим продолжением
той работы, которая нашла свое отражение
в публикациях "Классический психоанализ:
история, теория, практика" (2001) и
"Психоанализ. Учебник"
(2002).
Предлагаемые книги являются,
фактически, вторым томом, дающим
представление о дальнейшем развитии
психоанализа. В них раскрывается история
психоаналитического движения, дается
панорама становления психоанализа в
различных странах мира, освещаются
концептуальные и психотерапевтические
разработки как первых учеников и
сподвижников З.Фрейда, так и тех, кто
предпринял усилия по дальнейшему
развитию разнообразных направлений
постклассического психоанализа в XX
столетии.
Книги предназначены для
преподавателей, аспирантов и студентов
факультетов психоанализа, психологии,
философии, социологии, педагогики, а
также для всех тех, кто интересуется
проблемами человека, его психических
расстройств, нормального развития
личности и реализации творческого
потенциала. Являющияся, по сути дела,
продолжением предшествующей работы о
классическом психоанализе, они могут
быть восприняты в то же время и в качестве
самостоятельной публикации, представляющей
интерес для тех читателей, которые хотят
познакомиться с оригинальными идеями
наиболее видных представителей
психоаналитической мысли XX столетия.
СОДЕРЖАНИЕ (Том 1)
Предисловие ................................... 8
Глава 1. История психоаналитического движения ....... 10
Психоаналитические среды.......................... 10
Международное признание психоанализа................. 14
Развитие психоанализа в странах Западной Европы.......... 19
Психоанализ в США............................... 35
Перипетии становления психоанализа в России ............ 41
Глава 2. Первые психоаналитики ................... 55
К. Абрахам ..................................... 55
Ш. Ференци..................................... 63
О. Ранк ........................................ 82
В. Штекель ..................................... 99
Э. Джонс...................................... 113
Г. Закс ....................................... 118
М. Эйтингон ................................... 121
Т. Райк ....................................... 123
П. Федерн ..................................... 127
Глава 3. Индивидуальная психология А. Адлера ........ 130
Альфред Адлер ................................. 130
Комплекс неполноценности, компенсация и стремление
к превосходству................................. 136
Мужской протест и социальное чувство ................. 141
Психика и характер человека........................ 148
Сексуальность и личность .......................... 152
Психология любви и брака.......................... 155
Практика и техника лечения ........................ 158
Классический психоанализ и индивидуальная психология • • • • 165
Глава 4. Аналитическая психология К. Г. Юнга......... 178
Карл Густав Юнг ................................ 178
Генетическая теория либидо ........................ 189
Личное и коллективное бессознательное ................ 203
Архетипы бессознательного......................... 213
Индивидуация.................................. 232
Аналитическая терапия ........................... 241
Активное воображение ............................ 257
Классический психоанализ и аналитическая психология ..... 265
Глава 5. Характероанализ В. Райха.................. 292
Вильгельм Райх ................................. 292
Проблема сексуальности ........................... 298
Теория оргазма ................................. 303
Формирование характера .......................... 312
Техника характероанализа.......................... 321
Анализ сопротивления и переноса .................... 329
Вегетотерапия и оргонная терапия.................... 338
Классический психоанализ и характероанализ ............ 349
Глава 6. Конструктивный психоанализ К. Хорни........ 363
Карен Хорни................................... 363
Психология мужчины и женщины..................... 366
Культура и неврозы............................... 380
Невротическая личность........................... 390
Невротические конфликты и их разрешение.............. 407
Идеализированный образ и экстернализация ............. 422
Самоанализ и психоаналитический процесс .............. 432
Классический и конструктивный психоанализ ............ 447
Примечания ................................. 461
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемая читателю книга является логическим продолжением той работы, которая нашла свое отражение в публикациях «Классический психоанализ: история, теория, практика» (2001) и «Психоанализ. Учебник» (2002). Первая публикация была рекомендована редакционно-изда-тельским советом Российской академии образования в качестве учебно-методического пособия, вторая, представляющая собой переработанный вариант первой, вышла в серии «Учебник нового века».
Предшествующие публикации были посвящены рассмотрению истоков возникновения психоанализа и раскрытию учения З. Фрейда о бессознательном, ошибочных действиях, сновидениях, сексуальности, эдиповом комплексе, структуре психики, страхе, религии, этике, культуре, невротических заболеваниях и их лечении.
Данная книга является, фактически, вторым томом, дающим представление о дальнейшем развитии психоанализа. В ней раскрывается история психоаналитического движения, дается панорама становления психоанализа в различных странах мира, освещаются концептуальные и психотерапевтические разработки как первых учеников и сподвижников З. Фрейда, так и тех, кто предпринял усилия по дальнейшему развитию разнообразных направлений постклассического психоанализа в ХХ столетии.
В конце первой публикации пришлось отметить, что раскрытие теории и практики постклассического психоанализа — предмет дальнейшего исследования, которое мне хотелось бы осуществить, если на то хватит времени и сил. Времени для соответствующего исследования оказалось не так много, поскольку чтение лекций по теории и истории психоанализа в Институте психоанализа, научная деятельность в Институте системного анализа РАН, а также работа с пациентами не позволили уложиться в те сроки, которые были предварительно намечены мною. Во всяком случае так уж получилось, что последующая работа продвигалась медленнее, чем было задумано ранее.
С одной стороны, это было связано с подготовкой промежуточных публикаций, включая «Словарь-справочник по психоанализу» (2001), и хрестоматий «Психоанализ» (2001), «Зарубежный психоанализ» (2001), «Отечественный психоанализ» (2001), «Аналитическая психология и психотерапия» (2001), «Классический психоанализ и художественная литература» (2002), «Гуманистический психоанализ» (2002), «Детский пихоанализ» (2003; 2004), а также поэтических сборников «Психоанализмы» (2004), «Любовь и время» (2005), «Знаки времени» (2005).
С другой стороны, в рамках постклассического психоанализа возникло столько разнообразных направлений и школ, что уяснение для себя их существа, специфики, концептуальных и терапевтических новаций потребовало значительных усилий, сопровождавшихся погружением в оригинальные тексты и запутанную психоаналитическую терминологию. Если учесть то обстоятельство, что передо мной стояла задача более простым, доступным для понимания читателя языком изложить в общем-то подчас мудреные учения тех или иных представителей постклассического психоанализа, включая психоаналитические разработки Л. Бинсвангера, М. Кляйн, Ж. Лакана, Р. Лэйнга, Х. Кохута и ряда других, то станет, надеюсь, понятно, почему между написанием первого и второго тома прошло целых шесть лет.
Мне остается только добавить, что данная книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психоанализа, психологии, философии, социологии, педагогики, а также для всех тех, кто интересуется проблемами человека, его психических расстройств, нормального развития личности и реализации творческого потенциала. Являющаяся, по сути дела, продолжением предшествующей работы о классическом психоанализе, она может быть воспринята в то же время и в качестве самостоятельной публикации, представляющей интерес для тех читателей, которые хотят познакомиться с оригинальными идеями наиболее видных представителей психоаналитической мысли ХХ столетия.
Москва, февраль 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ (Том 2) Глава 7. Межличностный психоанализ Г. С. Саллибаиа ..... 8 Гарри Стэк Салливан ...............................8 Основания и принципы межличностного подхода ........... 11 Переживания и формы их проявлений................... 16 Страх, ужас, тревога............................... 22 Динамизмы..................................... 27 Персонификации................................. 32 Система Самости ................................. 35 Развитие личности и психические расстройства ............ 40 Классический и межличностный психоанализ.............. 56 Глава 8. Гуманистический психоанализ Э. Фромма....... 64 Эрих Фромм .................................... 64 Свобода и механизмы бегства от нее .................... 69 Природа человека и его потребности.................... 82 Индивидуальный и социальный характер................. 97 Синдромы распада и роста.......................... 107 Агрессия и деструктивность......................... 124 Авторитарная и гуманистическая этика..................131 Патология нормальности и кризис психоанализа............141 Классический и гуманистический психоанализ............ 150 Глава 9. Философский психоанализ Г. Маркузе..........162 Герберт Маркузе ................................ 162 Скрытая тенденция в психоанализе.................... 164 Принцип производительности и прибавочная репрессия ..... 168 По ту сторону принципа реальности ................... 175 Архетипы существования в нерепрессивной цивилизации..... 179 Самосублимация сексуальности ...................... 185 Рациональность удовлетворения...................... 187 Классический психоанализ, неофрейдизм и философский психоанализ ................................... 189 Глава ю. Психоаналитическая психология Я (А. Фрейд, X. Хартманн) .............................. 197 Анна Фрейд.................................... 197 Защитные механизмы............................. 199 Агрессия и идентификация с агрессором ................ 208 Пути и возможности терапии........................ 213 Хайнц Хартманн ................................ 216 Проблема адаптации............................... 217 Интегративные функции и автономное развитие Я ......... 225 Классический психоанализ и психоаналитическая психология Я 228 Глава 11. Экзистенциальный психоанализ (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл, Р. Лэйнг, Р. Мэй) • • • 235 Экзистенциализация психотерапии ................... 235 Экзистенциальный психоанализ Ж. П. Сартра............. 247 Экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера ............... 254 Дазайн-анализ М. Босса............................ 260 Логотерапия В. Франкла ........................... 267 Экзистенциально-феноменологический анализ Р. Лэйнга ..... 289 Экзистенциальная терапия Р. Мэя..................... 301 Классический и экзистенциальный психоанализ ......................... 322 Глава 12. Психоаналитическая школа М. Кляйн ......... 339 Мелани Кляйн........................... 339 Детский психоанализ ..................................341 Объектные отношения ............................ 348 Младенческая депрессивная позиция ........................352 Тревога и вина.................................. 356 Проективная и интроективная идентификации ................... 361 Инстинкты жизни и смерти ...................... 363 Классический психоанализ и кляйнианство .................. 366 Глава 13. Психоаналитическая психология объектных отношений (М. Балинт, Д. Винникотт, Р. Фейрбейрн) ................ 373 Микаэл Балинт .......................... 373 Объектные отношения и базисный дефект........................374 Дональд Винникотт.....................384 Переходный объект ............................386 Игра и реальность ............................... 392 Рональд Фейрбейрн .............................. 398 Объектные отношения, расщепленность, зависимость ....... 399 Классический психоанализ и психоаналитическая психология объектных отношений .................... 402 Глава 14. Структурный ПСИХОАНАЛИЗ Ж. Лакана.......... 409 Жак Лакан .................................... 409 Французский структурализм ......................... 411 Речь и язык в психоанализе ......................... 425 Структуризация бессознательного..................... 432 Стадия зеркала ................................. 436 Регистры психики ............................... 438 Техника и терапевтические цели психоанализа............ 443 Классический и структурный психоанализ................ 451 Глава 15. Психология Самости Х. Кохута .............. 459 Хайнц Кохут ................................... 459 Интроспективно-эмпатическая позиция................. 461 Происхождение и развитие Самости ................... 467 Патология Самости .............................. 472 Идеализирующий перенос.......................... 479 Зеркальный перенос.............................. 483 Терапевтические основания психологии Самости .......... 489 Классический психоанализ и психология Самости.......... 496 Заключение .................................. 510 Литература ................................... 513 Словарь терминов .............................. 529 Примечания .................................. 553