|
Лекции по основам менеджментаЛекция № 1. Предмет, сущность, цели и задачи менеджмента. Разделение труда по мере развития производственных отношений привело к выделению специфических трудовых процессов - процессов управления. Их суть сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Обычно такая деятельность осуществляется в некоторых организациях (предприятиях, фирмах и т. д.), созданных с этой целью. Сама по себе общность задач управления позволяет формулировать общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента). Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления). Производственная деятельность в широком смысле - деятельность человека, коллектива людей, государства, направленная на создание новых материальных и иных ценностей.Как правило, современное промышленное производство очень сложно. Его особенности заключаются: - в комплексном характере необходимости учета экономических, технических, политических факторов; - сложности как технической, так и организационной; - тесной связи с внешней средой предприятия; - быстрой номенклатурной обновляемости продукции; - резком росте значения кадрового потенциала предприятий. Конкретным содержанием управления производственной деятельностью являются, в частности : - выбор и обоснование производственной структуры предприятия, его производственной мощности, специализации цехов, организации участков, рабочих мест; - определение состава оборудования с учетом его технико-экономических характеристик; - организация технической подготовки и технического обслуживания производства; - определение и управление кадровым составом предприятия; - выбор и организация производства продукции, исходя из интересов рыночных потребителей; - получение в результате производства необходимого соотношения экономических результатов (прибыли и затрат); - определение и организация рационального движения предметов труда, темпов выпуска и запуска в производство всей номенклатуры продукции; - организация материально-технического снабжения производства, исходя из его бесперебойного функционирования; - организация управления предприятием; - решение задач социального развития коллектива. Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя.Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам: - производство, - маркетинг, - НИОКР, - финансовое управление, - общее управление. Таким образом, внешняя среда предприятия представляет собою единую рыночную систему с частными рынками: - потребления; - научно-технической,экономической,политической информации; - капитала; - рабочей силы; - сырья, материалов и комплектации. Само название курса "Основы менеджмента" говорит о том, что эта дисциплина является центральной в подготовке менеджера, но в то же время она, по существу, является фундаментом для всех дисциплин, формирующих круг профессиональных знаний в области менеджмента. Дисциплины и связи, составляющие их предмет
Менеджмент (управление) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия. Управление включает три аспекта: - "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект); - "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект); - "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект). Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу. Цель- генеральный императив действий, описывающий будущее состояние или процесс как объект, желаемый для достижения. Ограничение- конкурирующая главной цель из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно. Цели и ограничения выполняют следующие задачи: - функция инициативы (сопоставление существующего состояния с желаемым); - инструмент управления (руководящие требования); - критерий принятия решения (критерии оценки информации и выбор альтернатив); - инструмент координации; - инструмент контроля; Классификация целей может осуществляться : - по охватываемой сфере (общая, частная цели); - значению (главная, промежуточная, второстепенная); - количеству переменных (одно- и многоальтернативная); - предмету цели (рассчитан на общий или частный результат). Типичные результативно-хозяйственные цели: - стремление к доходу; - стремление к имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния, обеспечивающего возможность ее выгодной продажи); - стремление к увеличению оборота; - стремление к снижению расходов. Кроме того, могут иметь место общественные, социальные цели. Ограничения могут задаваться самой фирмой и извне (соблюдение законов). Формулировка целей и ограничений является важной задачей менеджмента. При этом следует четко определить: - содержание цели; - ее размер (максимум, минимум, уровень); - временные параметры; - пространственные характеристики; - персональную привязку; - ранг в иерархии целей. Как правило, цель ставится не одна, а в группе с многими другими (система целей). Соответственно возникает проблема их взаимодействия на одном уровне (горизонтальные связи) и по иерархии (вертикальные). Горизонтальные связи могут быть: - идентичными (реализация одной приводит к реализации другой); - комплементарными (гармония- осуществление одной способствует осуществлению другой); - индифферентными (нейтралитет- между целями нет связи); - конкурентными (конфликт); - антагонистичными (взаимоисключение). Выбор цели представляет, как правило, некий процесс компромиссов между интересами различных групп. Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы). Нормативные требования к управлению включают: - принципы предпринимательской деятельности; - основные цели, объекты, сферы деятельности; - требования к ее организации. Основные принципы предпринимательской деятельности: - четкое представление смысла предпринимательской деятельности; - отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например,готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала); - отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде); - восприимчивость к НТП; - готовность к риску. Принципиальные требования к организации деятельности фирмы: - к способу управления (например,авторитарный или демократичный); - в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование); - в среде информации (открытость, секретность); - принципы мотивации; - организационные структуры; - принципы контроля. Реализация нормативных требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы и конкретные политики в отдельных сферах деятельности. К структурной политике относят: - политику создания фирмы (цели, решения, средства); - политику местоположения фирмы; - политику ее правовой формы; - политику отношения собственника к предприятию; - кооперационную политику с другими фирмами; - политику концентрации и разукрупнения; - политику ликвидации фирмы. Конкретные политики действий включают: - политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.); - инвестиционную политику; - политику запасов; - политику в области оборудования; - кадровую политику; - финансовую политику; - производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление); - политику сбыта (цены, распределение, реклама); - политику отчетности о деятельности фирмы. С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о морали деловых взаимоотношений - этика предприятия. Эти нормы должны обязательно вводиться в обеспечение стабильности предприятия и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает конфликты при управлении конкретными сферами деятельности фирмы. Этические ценности по отношению к сотрудникам могут включать: - учет их индивидуальных особенностей; - предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности; - защиту от необоснованного вмешательства; - гарантию прав; - справедливую оплату; - социальные гарантии; - учет сфер персональной ответственности; - участие в управлении и т. д. По отношению к рыночному партнеру: - доверительность в совместной работе; - отказ от обмана; - гарантированное оптимальное снабжение; - внимание к потребителям; - честность в конкуренции и т. д. По отношению к акционерам: - соразмерное участие в прибыли; - честное информирование; - совместные действия; - защита интересов собственников и т. д. Культура предприятия - совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты: - экономический (отношение к прибыли, контролю); - организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия); - технический (инновации, степень риска, роль НИОКР); - рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д. Идеальным является сочетание рамочной культуры для всей фирмы и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР). Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия. Редко осуществляется одноступенчатая иерархия в управлении:
Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Иерархия управления - инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень - тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности. Лекция № 2. Организационные отношения в системе менеджмента |
Loading
|