|
Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапиюДекер-Фойгт Г.-Г. Год:
2003 Оглавление Об ангеле с ложкой и перевернутой елочке, или Благодарность................................................................................................................8 Предисловие................................................................................................................................10 Прелюдия. Переложение для музыкальной терапии..................................................13 Первые вопросы и ответы......................................................................................................14 Часть I. О слушании музыки — одной из основ музыкальной терапии..........19 Глава 1. Необходимость и вред музыки............................................................................20 Глава 2. Первый звукоряд: эрготропная музыка...........................................................33 Глава 3. Второй звукоряд: трофотропная музыка........................................................43 Глава 4. Смотрите, как выглядит музыка.........................................................................47 Глава 5. Исключения в схеме музыкального воздействия..........................................51 Глава 6. Психология музыки и музыкальная терапия, или Преобладание индивидуального над коллективным.....................................54 Глава 7. Использование функциональной музыки в терапевтических целях..................................................................................................57 Глава 8. Психология развития и психоаналитические аспекты музыкальной терапии........................................................................................................60 Глава 9. О пригодности терапии, или Что поможет именно мне?...........................69 Часть И. От слушания музыки к обсуждению — рецептивная музыкальная терапия в качестве психотерапии.....................................73 Глава 10. От угрозы к удовольствию, или Что слышит младенец...........................74 Глава 11. Несчастье с г-жой Б...............................................................................................79 Глава 12. О различных методах рецептивной музыкальной терапии.....................86 Глава 13. Применение рецептивной музыкальной терапии в качестве психотерапии........................................................................................................................97 Глава 14. О силах, которые есть в каждом из нас........................................................102 Глава 15. О лисе Ренардо, великане Голо, Картофельном вершке и Маргарите, или Типизация......................................................................................136 Часть III. О тех, кто создает музыку, и о тех, кто ее слушает во время импровизации, — активная музыкальная терапия в качестве психотерапии....................................................................143 Глава 16. Нарушения в сфере коммуникации и их музыкальное воплощение.........................................................................................................................145 Глава 17. Про «игру теней» в музыкальной импровизации...................................153 Глава 18. О власти инструмента.......................................................................................157 Глава 19. О взаимосвязи между исполнителем и его игрой...................................166 Глава 20. О значении голоса для человека и использовании его в музыкальной терапии...........................................................................................170 Глава 21. Методика вокальной импровизации............................................................176 Глава 22. Ранний диалог.....................................................................................................179 Глава 23. Новое игровое пространство. Об импровизации в музыкальной терапии.................................................................................................187 Глава 24. И еще раз теория, или Поймать бабочку в объектив..............................194 Приложение. Информация и советы по музыкальной терапии............................199 Список использованной литературы..............................................................................201 Предисловие Книга по музыкальной терапии таит в себе риск и для автора, и для ее читателей. Почему это именно так, а не иначе, я хотел бы объяснить прямо сейчас, в самом начале, а также назвать ряд причин подобного заявления. О нюансах небесной канцелярии О первой такой причине должна поведать следующая история: попадает на небо один человек и останавливается перед двумя вратами. На первых он читает: «Вход на небеса». А на вторых значится: «Небесная канцелярия». Скептики или же те, кто всеми силами старается избежать разочарований и риска, должны выбрать вторые врата и получить в канцелярии направление в высшую небесную школу. Однако их скепсис, их боязнь рискнуть не будут преодолены благодаря учебе; напротив, они лишь увеличатся, возрастут, потому что каждое новое знание чревато новыми вопросами и сомнениями, и несчастный никогда не попадет туда, куда он так стремился первоначально. Нечто аналогичное происходит и с музыкальной терапией, особенно тогда, когда о ней — совсем как в этой книге — необходимо написать. Собственно говоря, она сама должна о себе рассказывать, «прочесть» музыкальную терапию невозможно. Основы музыкальной терапии заключаются в воздействии музыки на человека и на межличностное общение. И что же это будет за книга, в которой необходимо описывать простым человеческим языком необъяснимое? И как вообще возможно описать нечто, никакому описанию не поддающееся? В процессе музыкальной терапии можно сбиться с пути Другой причиной таящегося в данной книге риска является то, что музыкальная терапия представляет собой лишь ограниченную область терапевтического вмешательства, хотя по данной тематике написано довольно много книг. Что ж, появилась еще одна? Может быть, в ней изложен всеобъемлющий взгляд на природу вещей? Но над этим ведь и так уже билось слишком много умов. Музыкальная терапия существует, образно говоря, только во множественном числе, на свете есть почти столько же музыкальных терапий, сколько музыкальных терапевтов. Есть среди них древние, просто старые и совсем новые, серьезные и буквально во всем противоречащие друг другу методы. В процессе их изучения заинтересованный читатель может заплутать в дебрях понятий так же легко, как и некоторые профессионалы. |
Loading
|