
Год выпуска:
1999
Издательство: М.: "Российское
психологическое общество"
ISBN:
5-89573-049-3
Формат: PDF
Качество:
Отсканированные страницы
Количество
страниц: 546
Язык: Русский
Размер
Файла: 3.53 МБ
Описание: Настоящая
хрестоматия представляет собой учебное
пособие по курсу "Введение в психологию",
включенному в план подготовки психологов
всех специальностей. Она подготовлена
на основе программы курса, разработанной
коллективом преподавателей кафедры
общей психологии факультета психологии
Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова.
Включенные в хрестоматию
тексты охватывают по тематике подавляющее
большинство представленных в программе
проблем психологической науки, однако
структура хрестоматии значительно
отличается от структуры программы.
Обусловлено это тем обстоятельством,
что в курсе "Введение в психологию"
логически выделяются два круга проблем,
которые, хотя и пересекаются, имеют
различные "центры". Первый круг
проблем связан с историей развития
взглядов на предмет и методы психологии
и с современными решениями этой проблемы
в различных школах и направлениях
психологической науки. Второй круг
проблем имеет отношение к исследованию
закономерностей развития психики и
сознания. Поэтому нам показалось
вполне логичным и обоснованным выделить
в структуре хрестоматии два основных
раздела — "Историческое введение
в психологию" и "Эволюционное
введение в психологию".
Самый же первый,
предшествующий им раздел — "Общее
представление о психологии как науке"—
является своего рода "Введением в
введение в психологию" и включает
тексты авторов, затрагивающих проблемы,
не рассматривающиеся в обоих упомянутых
выше разделах. В отрывке из книги
А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского "История
и теория психологии" дается общее
представление о психологическом познании
как деятельности, которая рассматривается
в системе трех "координат" —
предметно-логической, социальной и
личностной. Обсуждается также проблема
научной школы в психологии (с выделением
типов научных школ) и ее исследовательской
программы как структурной единицы
научной деятельности школы. Другие
включенные в данный раздел тексты дают
представление о различии житейской
и научной психологии (Ю.Б.Гиппенрейтер),
о задачах и методах отдельных отраслей
психологической науки (В.А.Иванников),
о месте психологии в системе наук
(А.Р.Лурия).
Во втором разделе —
"Историческое введение в психологию"—
выделяются две части. Первая включает
тексты авторов, рассматривающих в
основном те стадии развития психологической
науки, когда она выступала как наука о
душе и — позже — как эмпирическая
наука о сознании. Первый этап развития
психологии освещается в обзорных текстах
А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского
(психологическая наука в античности
и в эпоху феодализма), второй этап — в
отрывке из книги С.Л.Рубинштейна
(психология в XVII
— начале XX
вв.) и в оригинальных текстах психологов
конца XIX —
начала XX
вв., в которых представлены разные
варианты интроспективной психологии
сознания (В.Вундт, У.Джемс, Г.И.Челпа-нов).
Критическому анализу метода интроспекции
в сравнении с методом самонаблюдения
посвящен отрывок из методологической
работы Б.М.Теплова "Об объективном
методе в психологии". Заканчивается
раздел отрывком из впервые опубликованной
в 1914 г. книги отечественного психолога
Н.Н. Ланге, посвященным обзору
современных ему направлений в
психологии и анализу возникшего в этот
период психологического кризиса, а
также небольшим отрывком из написанной
в середине 20-х гг. методологической
работы Л.С.Выготского "Исторический
смысл психологического кризиса",
посвященной анализу причин и движущих
сил этого кризиса.
Вторая, большая по
объему, часть этого раздела посвящена
различным направлениям психологии
XX века. Однако, тексты в
ней сгруппированы не по направлениям,
а по основным психологическим проблемам,
которые разрабатывались зачастую в
школах, весьма далеких друг от друга по
своим методологическим основаниям.
Первый раздел данной
части посвящен проблеме бессознательного.
Открывается он отрывками из классической
работы З.Фрейда "Психопатология
обыденной жизни", в которой
рассматриваются различные варианты
так называемых "ошибочных действий"
(оговорки, описки, забывание имен,
намерений и т.п.) с точки зрения проявления
в них бессознательных для субъекта
желаний. Второй текст Фрейда содержит
изложение его представлений о строении
психической жизни индивида (сознание,
предсоз-нательное, бессознательное). В
отрывке из работы К.Г.Юнга развивается
представление о коллективном
бессознательном в контексте предложенной
Юнгом собственной модели структуры
психического бытия человека. Небольшой
отрывок из книги Д.Н.Узнадзе дает
представление о понимании им установки
как целостного бессознательного
состояния субъекта и о классических
экспериментальных исследованиях
фиксированной установки, проведенных
в его школе. Завершается данный раздел
обзорной статьей А.Г.Ас-молова, в которой
предлагается одна из возможных
классификаций бессознательных
явлений.
Второй раздел данной
части целиком посвящен разработке
проблем поведения как предмета психологии
в классическом бихевиоризме (Дж.Уотсон)
и необихевиоризме (Э.Толмен). Еще один
текст Э.Толмена «Когнитивные карты у
крыс и у человека», необходимый для
представления его варианта
необихевиоризма, опубликован в ранее
вышедшей «Хрестоматии по зоопсихологии
и сравнительной психологии» (Ред.-сост.
Н.Н.Мешкова, Е.Ю.Федорович. М.: РПО,
1997) и поэтому во избежание дублирования
не включен в настоящую хрестоматию.
Третий раздел посвящен
так называемому целостному подходу
к изучению сознания в двух практически
одновременно возникших школах
"целостной психологии" — более
известной берлинской школе
гештальтпсихологии и менее известной
лейпцигской школе комплексных
переживаний. В работе гештальт-психолога
В.Келера рассматриваются условия
возникновения в сознании целостных
образных структур (гешталь-тов) и дается
критика элементаризма как методологической
установки прежней психологии,
обнаружившей свою несостоятельность.
В работе представителя лейпцигской
школы Г.Фолькельта рассматриваются
качественные отличия целостных структур
у детей (называемых в лейпцигской
школе "комплекс-качествами") от
целостных структур "взрослого"
сознания (гештальт-качеств, или
гештальтов).
Четвертый раздел
включает тексты представителей двух
направлений, возникших в конце 50-х —
начале 60-х гг. XX
в., — когнитивной психологии (Р.Сол-со)
и гуманистической психологии (К.Роджерс).
Оба эти направления олицетворяют
собой современные варианты двух по сути
противоположных методологических
ориентаций в психологии, возникших еще
в начале XX
в., — "объяснительной" (номотетической)
и "описательной" (идио-графической).
Поскольку первая наиболее распространена
в естественных науках, а вторая — в
гуманитарных, то эти психологические
направления могут быть названы иначе
"естественнонаучной" и "гуманитарной"
ориентациями в психологии.
Пятый раздел содержит
тексты, в которых представлено решение
проблемы социальной обусловленности
сознания во французской социологической
школе, с одной стороны (Э.Дюркгейм), и в
школе Л.С.Выготского — с другой. Здесь
же дается отрывок из работы А.Р.Лурия,
обобщающей проведенные им исследования
в русле культурно-исторической школы
Л.С.Выготского.
Шестой раздел дает
представление об основных положениях
деятельностного подхода в психологии.
Обзорная статья В.В.Давыдова обобщает
результаты разработки проблемы
деятельности в марксистской философии,
ставшей методологической основой
возникновения деятельност-ных концепций
в психологии (С.Л.Рубинштейн,
А.Н.Леонтьев), затрагивает дискуссионные
и спорные проблемы деятель-ностного
подхода. Сюда же включены два фрагмента
из работ А.Н.Леонтьева. Один из них в
самом сжатом виде излагает идеи его
теории деятельности, которые более
развернуто будут представлены в третьем
большом разделе настоящей хрестоматии.
Другой посвящен анализу методологического
значения введения категории
деятельности в психологию, проблемам
структуры деятельности, соотношению
"внешней" и "внутренней" ее
форм и различиям в трактовке данной
категории в школах А.Н.Леонтьева и
С.Л.Рубинштейна.
Третий большой раздел
хрестоматии— "Эволюционное
введение в психологию"— в целом
строится на единой методологической
основе — идеях школы А.Н.Леонтьева.
Первая его часть посвящена проблемам
возникновения и развития психики в
филогенезе. В отрывке из работы
А.Н.Леонтьева "Проблемы развития
психики" критически анализируются
предлагаемые в психологии критерии
психического, обосновывается необходимость
введения нового — объективного —
критерия и излагаются знаменитые
эксперименты школы Леонтьева по
формированию светочувствительности
кожи у человека, призванные доказать
на материале функционального генеза
его гипотезу об условиях возникновения
чувствительности в филогенезе. Текст
П.Я.Гальперина также посвящен условиям
возникновения психического отражения
в филогенезе и эволюционным уровням
действий. Два отрывка из произведений
А.Н.Леонтьева, следующие далее,
излагают его концепцию стадий
психического развития в филогенезе. В
статье К.Э.Фабри дается критика позиции
Леонтьева в контексте более поздних
зоопсихологических исследований.
Подробнее проблемы эволюции психики
рассматриваются в "Хрестоматии
по зоопсихологии и сравнительной
психологии", поэтому в настоящую
хрестоматию не включены некоторые
тексты, имеющие к ним отношение.
Развитию сознания
человека в процессах его предметной
деятельности посвящена вторая часть
третьего раздела. Больший ее объем
занимают тексты А.Н.Леонтьева, посвященные
условиям возникновения и развития
сознания в антропогенезе и социогенезе,
а также структуре сознания как образа
мира (чувственная ткань, значения,
личностные смыслы). Некоторые особенности
онтогенеза психики (строение и
возникновение высших психических
функций ) рассматриваются в отрывке из
ранней работы А.Н.Леонтьева "Развитие
памяти". В статье Д.Б.Эль-конина
представлена его оригинальная концепция
периодизации психического развития в
онтогенезе, в основе которой лежит
понятие ведущей деятельности. В данную
часть включен также обзорный текст
В.В.Давыдова о современном состоянии
проблемы сознания в философии и
психологии.
Тексты третьей части
рассматриваемого раздела дают общее
представление о понимании личности и
ее структуры в некоторых психологических
школах и направлениях. Открывается
часть классическим текстом У.Джемса,
давшего первое и чрезвычайно популярное
представление о структуре личности.
В работах Э.Фромма и В.Франкла
рассматриваются некоторые "высшие"
(экзистенциальные) проблемы психологии
личности, в частности, двух основных
модусов существования человека
(обладание и бытие) и смысла жизни и
путей его обретения. Отрывок из книги
А.Н.Леонтьева "Деятельность.
Сознание. Личность" посвящен проблемам
структуры и этапов развития личности
с позиций деятельностного подхода.
Завершает данную часть небольшой
обобщающий отрывок из книги В.В.Петухова,
в котором излагаются три варианта
понимания личности в современной
психологии.
Четвертая часть
третьего раздела посвящена анализу
различных подходов к решению
психофизиологической проблемы. Здесь
представлены взгляды А.Н.Леонтьева
на психофизиологические функции в
их отношении к деятельности и оригинальная
концепция системной динамической
локализации высших психических
функций А.Р.Лурия. Здесь же даются два
отрывка из работ известного отечественного
физиолога Н.А.Бернш-тейна, в которых
излагаются его концепции "физиологии
активности" и уровней построения
движений, имеющие непосредственное
отношение к решению психофизиологической
проблемы.
Предложенный вариант
хрестоматии представляет собой одну
из первых попыток создания хрестоматий
по курсу "Введение в психологию"
и поэтому не может быть свободен от
недостатков. Редактор-составитель и
издательство с благодарностью примут
любую критику в свой адрес, направленную
на улучшение содержания и структуры
хрестоматии.
Е.Е. Соколова, доцент
кафедры общей психологии факультета
психологии Московского государственного
университета, имени М.В.Ломоносова,
кандидат психологических наук
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................3
РАЗДЕЛ I
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..........................................................................................7
Лурия А.Р.
[НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]........................................................................... 23
Гиппенрейтер Ю.Б.
[ПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ] .................................................... 35
Иванников В.А.
[ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ].............................................................................. 40
РАЗДЕЛ II
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ —
ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ............................................................................ 68
Петровский А.В., Ярошевский М.Г.
[ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ] ............................................................. 73
Рубинштейн СЛ.
[РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ] ............................................ 87
Вундт В.
СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ................................................................................. 95
Джемс У.
ПОТОК СОЗНАНИЯ ......................................................................................... 1 06
Челпанов Г.И.
[ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ
ПСИХОЛОГИИ] ................................................................................................ 1 1 9
Теплов Б.М.
[ОБ ИНТРОСПЕКЦИИ И САМОНАБЛЮДЕНИИ]......................................... 126
Ланге Н.Н. БОРЬБА ВОЗЗРЕНИЙ
В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ................................................................ 133
Выготский Л.С.
[ПРИЧИНЫ КРИЗИСА
В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ].................................................................... 148
Фрейд 3.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ................................................. 151
Фрейд 3.
НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
В ПСИХОАНАЛИЗЕ.......................................................................................... 158
Юнг К.Г.
[СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО
БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА] ........................................................................................ 1 62
Узнадзе Д.Н.
ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТАНОВКЕ............................................................... 167
Асмолов А.Г.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ПУТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ
ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ,
УСТАНОВКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...................................................................... 181
Уотсон Джон Б.
БИХЕВИОРИЗМ ............................................................................................... 1 93
Толмен Э.Ч.
ПОВЕДЕНИЕ КАК МОЛЯРНЫЙ ФЕНОМЕН.................................................. 200
Келер В.
НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ........................................ 205
Фолькельт Г.
[ЦЕЛОСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ] ............................................................................... 21 1
Роджерс К.
ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ
ЧЕЛОВЕК.......................................................................................................... 215
Солсо Р.Л.
[ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ]......................................... 222
Дюркгейм Э.
[СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ
ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА] ..................................................233
Дюркгейм Э.
[ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ
ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ]..............................................237
Выготский Л.С.
ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...................................... 242
Лурия А.Р.
КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................... 253
Леонтьев А.Н.
[КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ].........................................265
Леонтьев А.Н.
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ....................................... 281
Давыдов В.В. [ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ] .............................................................. 284
РАЗДЕЛ III
ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Леонтьев А.Н.
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ............................................... 297
Гальперин П.Я.
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХИКИ .......................................... 322
Леонтьев А.Н.
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЖИВОТНОМ МИРЕ............................................... 330
Леонтьев А.Н.
СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.................................................................................... 350
Фабри К. Э.
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ А.Н.ЛЕОНТЬЕВА
И ВОПРОСЫ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ .......................................................... 356
Леонтьев А.Н.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................. 368
Леонтьев А.Н.
РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ЗАПОМИНАНИЯ ............................................. 379
Леонтьев А.Н.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ ..................................................................... 386
Давыдов В.В.
[СОЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО] ................................................. 399
Эльконин Д.Б.
К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................ 405
Джемс У.
ЛИЧНОСТЬ............................................................................................417
Фромм Э.
[ДВА ОСНОВНЫХ СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ:
ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ].................................................................................. 428
Франкл В.
ЧТО ТАКОЕ СМЫСЛ........................................................................................ 450
Леонтьев А.Н.
[СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ]...................................................... 462
Петухов В.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ........................................................................... 477
Леонтьев А.Н.
[ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]............................................. 479
Лурия А.Р.
[ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА И МОЗГОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ
ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ]............................................................................ 483
Бернштейн Н.А.
НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ................................................................................. 493
Бернштейн Н.А.
УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ............................................................ 509
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.............................................................. 539