Центральный Дом Знаний - Соколова Е.Е. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Соколова Е.Е. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»

Соколова Е.Е. 

pic

Год выпуска: 1999
Издательство: М.: "Российское психологическое общество"
ISBN: 5-89573-049-3
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 546
Язык: Русский
Размер Файла: 3.53 МБ
Описание: Настоящая хрестоматия представляет собой учебное пособие по курсу "Введение в психологию", включенному в план подготовки психологов всех специальностей. Она подготовлена на основе программы курса, разработанной коллективом преподавателей кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. 


Вклю­ченные в хрестоматию тексты охватывают по тематике подавляющее большинство представленных в программе проблем пси­хологической науки, однако структура хре­стоматии значительно отличается от структуры программы. Обусловлено это тем обстоятельством, что в курсе "Введение в психологию" логически выделяются два круга проблем, которые, хотя и пересекают­ся, имеют различные "центры". Первый круг проблем связан с историей развития взглядов на предмет и методы психологии и с современными решениями этой проблемы в различных школах и направлениях психо­логической науки. Второй круг проблем имеет отношение к исследованию законо­мерностей развития психики и сознания. По­этому нам показалось вполне логичным и обоснованным выделить в структуре хресто­матии два основных раздела — "Историчес­кое введение в психологию" и "Эволюционное введение в психологию".

Самый же первый, предшествующий им раздел — "Общее представление о психологии как науке"— является своего рода "Введением в введение в психологию" и включает тексты авторов, затрагивающих проблемы, не рассматривающиеся в обоих упомянутых выше разделах. В отрывке из книги А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского "История и теория психологии" дается общее представление о психологическом познании как деятельности, которая рассматривается в системе трех "ко­ординат" — предметно-логической, со­циальной и личностной. Обсуждается также проблема научной школы в психо­логии (с выделением типов научных школ) и ее исследовательской программы как структурной единицы научной деятельно­сти школы. Другие включенные в данный раздел тексты дают представление о раз­личии житейской и научной психологии (Ю.Б.Гиппенрейтер), о задачах и методах отдельных отраслей психологической на­уки (В.А.Иванников), о месте психологии в системе наук (А.Р.Лурия).

Во втором разделе — "Историческое введение в психологию"— выделяются две части. Первая включает тексты авторов, рассматривающих в основном те стадии развития психологической науки, когда она выступала как наука о душе и — поз­же — как эмпирическая наука о созна­нии. Первый этап развития психологии освещается в обзорных текстах А.В.Пет­ровского и М.Г.Ярошевского (психологи­ческая наука в античности и в эпоху феодализма), второй этап — в отрывке из книги С.Л.Рубинштейна (психология в XVII — начале XX вв.) и в оригинальных текстах психологов конца XIX — начала XX вв., в которых представлены разные варианты интроспективной психологии сознания (В.Вундт, У.Джемс, Г.И.Челпа-нов). Критическому анализу метода инт­роспекции в сравнении с методом само­наблюдения посвящен отрывок из мето­дологической работы Б.М.Теплова "Об объективном методе в психологии". За­канчивается раздел отрывком из впервые опубликованной в 1914 г. книги отечест­венного психолога Н.Н. Ланге, посвящен­ным обзору современных ему направле­ний в психологии и анализу возникшего в этот период психологического кризиса, а также небольшим отрывком из напи­санной в середине 20-х гг. методологичес­кой работы Л.С.Выготского "Историчес­кий смысл психологического кризиса", по­священной анализу причин и движущих сил этого кризиса.

Вторая, большая по объему, часть это­го раздела посвящена различным нап­равлениям психологии XX века. Однако, тексты в ней сгруппированы не по направ­лениям, а по основным психологическим проблемам, которые разрабатывались за­частую в школах, весьма далеких друг от друга по своим методологическим осно­ваниям.

Первый раздел данной части посвя­щен проблеме бессознательного. Откры­вается он отрывками из классической работы З.Фрейда "Психопатология обы­денной жизни", в которой рассматрива­ются различные варианты так называе­мых "ошибочных действий" (оговорки, описки, забывание имен, намерений и т.п.) с точки зрения проявления в них бессоз­нательных для субъекта желаний. Вто­рой текст Фрейда содержит изложение его представлений о строении психичес­кой жизни индивида (сознание, предсоз-нательное, бессознательное). В отрывке из работы К.Г.Юнга развивается представ­ление о коллективном бессознательном в контексте предложенной Юнгом собст­венной модели структуры психического бытия человека. Небольшой отрывок из книги Д.Н.Узнадзе дает представление о понимании им установки как целост­ного бессознательного состояния субъек­та и о классических экспериментальных исследованиях фиксированной установки, проведенных в его школе. Завершается данный раздел обзорной статьей А.Г.Ас-молова, в которой предлагается одна из возможных классификаций бессознатель­ных явлений.

Второй раздел данной части целиком посвящен разработке проблем поведения как предмета психологии в классичес­ком бихевиоризме (Дж.Уотсон) и необи­хевиоризме (Э.Толмен). Еще один текст Э.Толмена «Когнитивные карты у крыс и у человека», необходимый для пред­ставления его варианта необихевиоризма, опубликован в ранее вышедшей «Хрес­томатии по зоопсихологии и сравнитель­ной психологии» (Ред.-сост. Н.Н.Мешко­ва, Е.Ю.Федорович. М.: РПО, 1997) и поэтому во избежание дублирования не включен в настоящую хрестоматию.

Третий раздел посвящен так назы­ваемому целостному подходу к изуче­нию сознания в двух практически одно­временно возникших школах "целостной психологии" — более известной берлин­ской школе гештальтпсихологии и менее известной лейпцигской школе комплекс­ных переживаний. В работе гештальт-психолога В.Келера рассматриваются условия возникновения в сознании це­лостных образных структур (гешталь-тов) и дается критика элементаризма как методологической установки преж­ней психологии, обнаружившей свою не­состоятельность. В работе представите­ля лейпцигской школы Г.Фолькельта рассматриваются качественные отличия целостных структур у детей (называе­мых в лейпцигской школе "комплекс-качествами") от целостных структур "взрослого" сознания (гештальт-качеств, или гештальтов).

Четвертый раздел включает тексты представителей двух направлений, воз­никших в конце 50-х — начале 60-х гг. XX в., — когнитивной психологии (Р.Сол-со) и гуманистической психологии (К.Род­жерс). Оба эти направления олицетворя­ют собой современные варианты двух по сути противоположных методологичес­ких ориентаций в психологии, возникших еще в начале XX в., — "объяснительной" (номотетической) и "описательной" (идио-графической). Поскольку первая наибо­лее распространена в естественных нау­ках, а вторая — в гуманитарных, то эти психологические направления могут быть названы иначе "естественнонаучной" и "гу­манитарной" ориентациями в психологии.

Пятый раздел содержит тексты, в ко­торых представлено решение проблемы социальной обусловленности сознания во французской социологической школе, с одной стороны (Э.Дюркгейм), и в школе Л.С.Выготского — с другой. Здесь же да­ется отрывок из работы А.Р.Лурия, обоб­щающей проведенные им исследования в русле культурно-исторической школы Л.С.Выготского.

Шестой раздел дает представление об основных положениях деятельностного подхода в психологии. Обзорная статья В.В.Давыдова обобщает результаты разра­ботки проблемы деятельности в марксист­ской философии, ставшей методологичес­кой основой возникновения деятельност-ных концепций в психологии (С.Л.Ру­бинштейн, А.Н.Леонтьев), затрагивает дис­куссионные и спорные проблемы деятель-ностного подхода. Сюда же включены два фрагмента из работ А.Н.Леонтьева. Один из них в самом сжатом виде излагает идеи его теории деятельности, которые более развернуто будут представлены в третьем большом разделе настоящей хрестоматии. Другой посвящен анализу методологического значения введения ка­тегории деятельности в психологию, про­блемам структуры деятельности, соотно­шению "внешней" и "внутренней" ее форм и различиям в трактовке данной катего­рии в школах А.Н.Леонтьева и С.Л.Ру­бинштейна.

Третий большой раздел хрестома­тии— "Эволюционное введение в психо­логию"— в целом строится на единой ме­тодологической основе — идеях школы А.Н.Леонтьева. Первая его часть посвя­щена проблемам возникновения и разви­тия психики в филогенезе. В отрывке из работы А.Н.Леонтьева "Проблемы разви­тия психики" критически анализируют­ся предлагаемые в психологии критерии психического, обосновывается необходи­мость введения нового — объективного — критерия и излагаются знаменитые экс­перименты школы Леонтьева по форми­рованию светочувствительности кожи у человека, призванные доказать на матери­але функционального генеза его гипотезу об условиях возникновения чувствитель­ности в филогенезе. Текст П.Я.Гальпери­на также посвящен условиям возникнове­ния психического отражения в филогенезе и эволюционным уровням действий. Два отрывка из произведений А.Н.Леонть­ева, следующие далее, излагают его кон­цепцию стадий психического развития в филогенезе. В статье К.Э.Фабри дается критика позиции Леонтьева в контексте более поздних зоопсихологических иссле­дований. Подробнее проблемы эволюции психики рассматриваются в "Хрестома­тии по зоопсихологии и сравнительной психологии", поэтому в настоящую хрес­томатию не включены некоторые тексты, имеющие к ним отношение.

Развитию сознания человека в про­цессах его предметной деятельности пос­вящена вторая часть третьего раздела. Больший ее объем занимают тексты А.Н.Леонтьева, посвященные условиям возникновения и развития сознания в ан­тропогенезе и социогенезе, а также струк­туре сознания как образа мира (чувствен­ная ткань, значения, личностные смыслы). Некоторые особенности онтогенеза психи­ки (строение и возникновение высших психических функций ) рассматриваются в отрывке из ранней работы А.Н.Леонть­ева "Развитие памяти". В статье Д.Б.Эль-конина представлена его оригинальная концепция периодизации психического развития в онтогенезе, в основе которой лежит понятие ведущей деятельности. В данную часть включен также обзорный текст В.В.Давыдова о современном состо­янии проблемы сознания в философии и психологии.

Тексты третьей части рассматривае­мого раздела дают общее представление о понимании личности и ее структуры в некоторых психологических школах и на­правлениях. Открывается часть класси­ческим текстом У.Джемса, давшего пер­вое и чрезвычайно популярное представ­ление о структуре личности. В работах Э.Фромма и В.Франкла рассматривают­ся некоторые "высшие" (экзистенциаль­ные) проблемы психологии личности, в частности, двух основных модусов суще­ствования человека (обладание и бытие) и смысла жизни и путей его обретения. Отрывок из книги А.Н.Леонтьева "Дея­тельность. Сознание. Личность" посвящен проблемам структуры и этапов развития личности с позиций деятельностного под­хода. Завершает данную часть небольшой обобщающий отрывок из книги В.В.Петухова, в котором излагаются три вари­анта понимания личности в современной психологии.

Четвертая часть третьего раздела пос­вящена анализу различных подходов к ре­шению психофизиологической проблемы. Здесь представлены взгляды А.Н.Ле­онтьева на психофизиологические функ­ции в их отношении к деятельности и оригинальная концепция системной ди­намической локализации высших психи­ческих функций А.Р.Лурия. Здесь же даются два отрывка из работ известного отечественного физиолога Н.А.Бернш-тейна, в которых излагаются его концепции "физиологии активности" и уровней построения движений, имеющие непос­редственное отношение к решению пси­хофизиологической проблемы.

Предложенный вариант хрестоматии представляет собой одну из первых попы­ток создания хрестоматий по курсу "Вве­дение в психологию" и поэтому не может быть свободен от недостатков. Редактор-составитель и издательство с благодарно­стью примут любую критику в свой адрес, направленную на улучшение содержания и структуры хрестоматии.

Е.Е. Соколова, доцент кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета, имени М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................................3

РАЗДЕЛ I

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ

КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ..........................................................................................7

Лурия А.Р.

[НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ]........................................................................... 23

Гиппенрейтер Ю.Б.

[ПСИХОЛОГИЯ ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ] .................................................... 35

Иванников В.А.

[ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ].............................................................................. 40

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ —

ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ............................................................................ 68

Петровский А.В., Ярошевский М.Г.

[ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ] ............................................................. 73

Рубинштейн СЛ.

[РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ] ............................................ 87

Вундт В.

СОЗНАНИЕ И ВНИМАНИЕ................................................................................. 95

Джемс У.

ПОТОК СОЗНАНИЯ ......................................................................................... 1 06

Челпанов Г.И.

[ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ

ПСИХОЛОГИИ] ................................................................................................ 1 1 9

Теплов Б.М.

[ОБ ИНТРОСПЕКЦИИ И САМОНАБЛЮДЕНИИ]......................................... 126

Ланге Н.Н. БОРЬБА ВОЗЗРЕНИЙ

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ................................................................ 133

Выготский Л.С.

[ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ].................................................................... 148

Фрейд 3.

ПСИХОПАТОЛОГИЯ ОБЫДЕННОЙ ЖИЗНИ................................................. 151

Фрейд 3.

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОНЯТИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

В ПСИХОАНАЛИЗЕ.......................................................................................... 158

Юнг К.Г.

[СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОГО

БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА] ........................................................................................ 1 62

Узнадзе Д.Н.

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ ОБ УСТАНОВКЕ............................................................... 167

Асмолов А.Г.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ПУТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ

ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ,

УСТАНОВКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...................................................................... 181

Уотсон Джон Б.

БИХЕВИОРИЗМ ............................................................................................... 1 93

Толмен Э.Ч.

ПОВЕДЕНИЕ КАК МОЛЯРНЫЙ ФЕНОМЕН.................................................. 200

Келер В.

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИ........................................ 205

Фолькельт Г.

[ЦЕЛОСТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ] ............................................................................... 21 1

Роджерс К.

ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ

ЧЕЛОВЕК.......................................................................................................... 215

Солсо Р.Л.

[ВВЕДЕНИЕ В КОГНИТИВНУЮ ПСИХОЛОГИЮ]......................................... 222

Дюркгейм Э.

[СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА] ..................................................233

Дюркгейм Э.

[ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ

ЧЕЛОВЕКА КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ]..............................................237

Выготский Л.С.

ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА...................................... 242

Лурия А.Р.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.................................................... 253

Леонтьев А.Н.

[КАТЕГОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ].........................................265

Леонтьев А.Н.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ....................................... 281

Давыдов В.В. [ПРОБЛЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ] .............................................................. 284

РАЗДЕЛ III

ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Леонтьев А.Н.

ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ............................................... 297

Гальперин П.Я.

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПСИХИКИ .......................................... 322

Леонтьев А.Н.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ЖИВОТНОМ МИРЕ............................................... 330

Леонтьев А.Н.

СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.................................................................................... 350

Фабри К. Э.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ А.Н.ЛЕОНТЬЕВА

И ВОПРОСЫ ЭВОЛЮЦИИ ПСИХИКИ .......................................................... 356

Леонтьев А.Н.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.................................................. 368

Леонтьев А.Н.

РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ФОРМ ЗАПОМИНАНИЯ ............................................. 379

Леонтьев А.Н.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ ..................................................................... 386

Давыдов В.В.

[СОЗНАНИЕ И ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО] ................................................. 399

Эльконин Д.Б.

К ПРОБЛЕМЕ ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ ............................................................ 405

Джемс У.

ЛИЧНОСТЬ............................................................................................417

Фромм Э.

[ДВА ОСНОВНЫХ СПОСОБА СУЩЕСТВОВАНИЯ:

ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ].................................................................................. 428

Франкл В.

ЧТО ТАКОЕ СМЫСЛ........................................................................................ 450

Леонтьев А.Н.

[СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ]...................................................... 462

Петухов В.В.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ........................................................................... 477

Леонтьев А.Н.

[ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

И ЕЕ РЕШЕНИЕ В ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ]............................................. 479

Лурия А.Р.

[ПОРАЖЕНИЯ МОЗГА И МОЗГОВАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВЫСШИХ

ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ]............................................................................ 483

Бернштейн Н.А.

НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ................................................................................. 493

Бернштейн Н.А.

УРОВНИ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ............................................................ 509

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ.............................................................. 539

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24