Год выпуска:
2005
Издательство:
"Айрисс-пресс"
Серия: Высшее
образование
ISBN: 5-8112-1353-0
Формат:
DOC
Качество: eBook (изначально
компьютерное)
Количество страниц:
238
Язык: Русский
Описание: В данном
учебном пособии представлено
систематическое и целостное изложение
базовых теорий психического развития
ребенка в онтогенезе, а также психологических
особенностей возрастных стадий развития
человека от рождения до завершения
жизненного цикла. Пособие предназначено
для студентов психологических и
педагогических факультетов вузов и
полностью соответствует Государственному
образовательному стандарту РФ. Пособие
подходит как для работы в течение
семестра, так и для быстрой, самостоятельной
подготовки к экзамену или зачету и
содержит весь необходимый теоретический
и практический материал. Книга будет
также полезна специалистам, работающим
в области образования, - практическим
психологам, педагогам, социальным
педагогам, родителям и воспитателям.
Содержание
Предисловие................................................................................................. 6
Лекция 1
Предмет и задачи возрастной психологии
1.1. Общая характеристика................................................................ 7
1.2. Понятие «развитие».................................................................. 11
1.3. Основные теоретические модели развития............................ 16
1.4. Теоретические и практические задачи психологии
развития...................................................................................... 17
1.5. Основные разделы возрастной психологии.................................... 19
1.6. Связи возрастной психологии
с другими разделами
психологии
................................................................................
20
Лекция 2
Возрастная психология как самостоятельная
научная дисциплина
2.1. Социально-историческая природа детства...................................... 23
2.2. Развитие детства в истории общества.................................... 30
2.3. Предпосылки возникновения возрастной психологии
как самостоятельной научной дисциплины........................... 34
Лекция 3
Стратегии и методы возрастной психологии
3.1. Методы исследования................................................................... 36
3.2. Проекты (формы) исследования психического развития
в онтогенезе .............................................................................. 45
3.3. Стратегии исследования .......................................................... 46
Лекция 4
Факторный подход к проблеме движущих сил
психического развития ребенка
4.1. Общая характеристика.............................................................. 49
4.2. Теории нативизма..................................................................... 51
4.3. Теории эмпиризма. Проблема
движущих сил психического
развития
ребенка в
бихевиоризме...........................................
62
4.4. Теория конвергенции двух факторов...................................... 67
Лекция 5
Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда
5.1. Движущие силы психического развития .............................. 72
5.2. Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов ........ 74
5.3. Развитие структуры личности................................................. 75
5.4. Развитие защитных механизмов.............................................. 76
5.5. Стадии психосексуального развития ..................................... 77
4 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
Лекция 6
Проблема развития мышления ребенка в ранних работах
Ж. Пиаже
6.1. Основные закономерности............................................................ 82
6.2. Стадии развития мышления..................................................... 86
6.3. Проблема эгоцентрической
речи и
эгоцентрического
мышления...................................................................................
89
Лекция 7
Операциональная концепция развития интеллекта
Ж. Пиаже
7.1. Движущие силы развития ....................................................... 93
7.2. Основные стадии развития интеллекта.................................. 95
Лекция 8
Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона
8.1. Движущие силы развития ..................................................... 105
8.2. Периодизация развития личности........................................ 108
Лекция 9
Культурно-исторический подход. Теория психического
развития ребенка Л. С. Выготского
9.1. Основные закономерности психического развития
ребенка..................................................................................... 121
9.2. Учение о психологическом возрасте.................................... 123
9.3. Учение о высших психических функциях........................... 127
9.4. Проблема соотношения обучения и развития..................... 134
9.5. Значение концепции Л. С. Выготского ............................... 137
Лекция 10
Проблема движущих сил и причин психического
развития ребенка в деятельностном подходе
10.1. Принцип социально-исторической обусловленности
развития психики.................................................................... 138
10.2. Роль социальной среды и наследственности................................. 141
10.3. Роль общения........................................................................... 142
10.4. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»........ 144
Лекция 11
Проблема возраста и возрастной периодизации
в культурно-историческом подходе
11.1. Критерии возрастной периодизации.................................... 148
11.2. Периодизация психического развития ребенка
Д. Б. Эльконина................................ 150
Содержание ■ 5
Лекция 12 Младенческий возраст
12.1. Особенности пренатального развития ребенка...................... 155
12.2. Кризис новорожденности ....................................................... 156
12.3. Возникновение потребности в общении со взрослым........... 159
12.4. Психологические особенности младенческого возраста....... 162
Лекция 13 Ранний возраст
13.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 168
13.2. Закономерности в развитии предметно-орудийных
действий ................................................................................... 171
13.3. Психологические новообразования умственного развития .... 172
13.4. Эмоционально-личностное развитие...................................... 175
13.5. Кризис трех лет ....................................................................... 181
Лекция 14 Дошкольный возраст
14.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 185
14.2. Теории детской игры................................................................ 186
14.3. Психологические новообразования ....................................... 198
14.4. Психологическая готовность ребенка к школе ..................... 201
Лекция 15
Младший школьный возраст
15.1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 205
15.2. Проблема психологической адаптации ребенка к школе ..... 210
15.3. Психологические новообразования младшего
школьного возраста................................................................. 213
Лекция 16 Подростковый возраст
16.1. Место подросткового возраста в периодизации..................... 216
16.2. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность
и психологические новообразования ..................................... 218
Лекция 17 Зрелые возрасты
17.1. Критерий достижения взрослости........................................... 225
17.2. Проблема периодизации ......................................................... 225
17.3. Возрастные кризисы................................................................. 229
17.4. Развитие когнитивной сферы................................................... 231
Вопросы для самопроверки................................................................... 233
Список литературы................................................................................ 235
Предисловие
Возрастная психология и психология развития — современная, быстро развивающаяся отрасль науки. Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающего поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, — все это налагает особую ответственность на специалистов, работающих в этой области.
Разнообразие теоретических подходов, в буквальном смысле «лавина» зарубежных исследований и публикаций, ни в коей мере не уменьшает значения концепции психического развития ребенка, разработанной Л. С. Выготским и его учениками. Периодизация Д. Б. Эльконина — самая практичная теория, обеспечивающая возможность плодотворной работы в области возрастно-психологического консультирования и оказания помощи детям, подросткам и их родителям. Автору посчастливилось на протяжении ряда лет слушать на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова лекции Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Структура курса возрастной психологии выкристаллизовывалась на этих лекциях, пользовавшихся огромным успехом и признанием не только студентов, но и всех «вольнослушателей» университета.
Конспекты лекций, представленные в настоящем пособии, продолжают заложенную традицию, сохранив общую структуру курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского развития, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. К сожалению, ограниченный объем издания оставляет за пределами обсуждения ряд актуальных тем, являющихся «точками роста» современной психологии. Это проблемы универсальности и нормативности психического развития человека в онтогенезе, типологии развития, соотношения возрастного и функционального развития, генезиса и факторов жизнестойкости и уязвимости ребенка и многое другое.
Жанр «конспект» предполагает обращение читателя к литературе для более углубленного знакомства с кругом проблем, обсуждаемых в пособии. Список рекомендуемой литературы позволит составить более полное представление об основных проблемах современной психологии развития и подходах к их решению. В основе конспекта лекций — курс по возрастной психологии, который автор читает для студентов факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова на протяжении последних 20 лет.