Центральный Дом Знаний - Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Форма входа

Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций

Карабанова О. А. 

pic

Год выпуска: 2005
Издательство: "Айрисс-пресс"
Серия: Высшее образование
ISBN: 5-8112-1353-0
Формат: DOC
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 238
Язык: Русский
Описание: В данном учебном пособии представлено систематическое и целостное изложение базовых теорий психического развития ребенка в онтогенезе, а также психологических особенностей возрастных стадий развития человека от рождения до завершения жизненного цикла. Пособие предназначено для студентов психологических и педагогических факультетов вузов и полностью соответствует Государственному образовательному стандарту РФ. Пособие подходит как для работы в течение семестра, так и для быстрой, самостоятельной подготовки к экзамену или зачету и содержит весь необходимый теоретический и практический материал. Книга будет также полезна специалистам, работающим в области образования, - практическим психологам, педагогам, социальным педагогам, родителям и воспитателям.


Содержание

Предисловие................................................................................................. 6

Лекция 1

Предмет и задачи возрастной психологии

1.1.           Общая характеристика................................................................ 7

1.2.           Понятие «развитие».................................................................. 11

1.3.           Основные теоретические модели развития............................ 16

1.4.           Теоретические и практические задачи психологии

развития...................................................................................... 17

1.5.    Основные разделы возрастной психологии.................................... 19

1.6.    Связи возрастной психологии с другими разделами
психологии ................................................................................ 20

Лекция 2

Возрастная психология как самостоятельная

научная дисциплина

2.1.    Социально-историческая природа детства...................................... 23

2.2.    Развитие детства в истории общества.................................... 30

2.3.    Предпосылки возникновения возрастной психологии

как самостоятельной научной дисциплины........................... 34

Лекция 3

Стратегии и методы возрастной психологии

3.1.    Методы исследования................................................................... 36

3.2.    Проекты (формы) исследования психического развития

в онтогенезе ..............................................................................  45

3.3.  Стратегии исследования .......................................................... 46

Лекция 4

Факторный подход к проблеме движущих сил

психического развития ребенка

4.1.    Общая характеристика.............................................................. 49

4.2.    Теории нативизма..................................................................... 51

4.3.    Теории эмпиризма. Проблема движущих сил психического
развития ребенка в бихевиоризме........................................... 62

4.4.    Теория конвергенции двух факторов...................................... 67

Лекция 5

Концепция психического развития ребенка 3. Фрейда

5.1.    Движущие силы психического развития ..............................  72

5.2.    Развитие сексуальных целей и сексуальных объектов ........  74

5.3.    Развитие структуры личности................................................. 75

5.4.    Развитие защитных механизмов.............................................. 76

5.5.    Стадии психосексуального развития ..................................... 77

4 ■ Возрастная психология. Конспект лекций

Лекция 6

Проблема развития мышления ребенка в ранних работах

Ж. Пиаже

6.1.    Основные закономерности............................................................ 82

6.2.    Стадии развития мышления..................................................... 86

6.3.    Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического
мышления................................................................................... 89

Лекция 7

Операциональная концепция развития интеллекта

Ж. Пиаже

7.1.    Движущие силы развития ....................................................... 93

7.2.    Основные стадии развития интеллекта.................................. 95

Лекция 8

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона

8.1.    Движущие силы развития .....................................................  105

8.2.    Периодизация развития личности........................................ 108

Лекция 9

Культурно-исторический подход. Теория психического

развития ребенка Л. С. Выготского

9.1.  Основные закономерности психического развития

ребенка..................................................................................... 121

9.2.    Учение о психологическом возрасте.................................... 123

9.3.    Учение о высших психических функциях........................... 127

9.4.    Проблема соотношения обучения и развития..................... 134

9.5.    Значение концепции Л. С. Выготского ...............................  137

Лекция 10

Проблема движущих сил и причин психического

развития ребенка в деятельностном подходе

10.1.  Принцип социально-исторической обусловленности

развития психики.................................................................... 138

10.2.    Роль социальной среды и наследственности................................. 141

10.3.    Роль общения........................................................................... 142

10.4.    Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность»........ 144

Лекция 11

Проблема возраста и возрастной периодизации

в культурно-историческом подходе

11.1.    Критерии возрастной периодизации.................................... 148

11.2.    Периодизация психического развития ребенка

Д. Б. Эльконина................................ 150

Содержание ■ 5

Лекция 12 Младенческий возраст

12.1.    Особенности пренатального развития ребенка...................... 155

12.2.    Кризис новорожденности .......................................................  156

12.3.    Возникновение потребности в общении со взрослым........... 159

12.4.    Психологические особенности младенческого возраста....... 162

Лекция 13 Ранний возраст

13.1.    Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 168

13.2.    Закономерности в развитии предметно-орудийных

действий ...................................................................................  171

13.3.    Психологические новообразования умственного развития .... 172

13.4.    Эмоционально-личностное развитие...................................... 175

13.5.    Кризис трех лет .......................................................................  181

Лекция 14 Дошкольный возраст

14.1.    Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 185

14.2.    Теории детской игры................................................................ 186

14.3.    Психологические новообразования .......................................  198

14.4.    Психологическая готовность ребенка к школе .....................  201

Лекция 15

Младший школьный возраст

15.1.    Социальная ситуация развития и ведущая деятельность....... 205

15.2.    Проблема психологической адаптации ребенка к школе .....  210

15.3.    Психологические новообразования младшего

школьного возраста................................................................. 213

Лекция 16 Подростковый возраст

16.1.    Место подросткового возраста в периодизации..................... 216

16.2.    Социальная ситуация развития, ведущая деятельность

и психологические новообразования .....................................  218

Лекция 17 Зрелые возрасты

17.1.    Критерий достижения взрослости........................................... 225

17.2.    Проблема периодизации .........................................................  225

17.3.    Возрастные кризисы................................................................. 229

17.4.    Развитие когнитивной сферы................................................... 231

Вопросы для самопроверки................................................................... 233

Список литературы................................................................................ 235


Предисловие

Возрастная психология и психология развития — современная, быстро развивающаяся отрасль науки. Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающе­го поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, — все это налагает особую ответ­ственность на специалистов, работающих в этой области.

Разнообразие теоретических подходов, в буквальном смысле «лавина» зарубежных исследований и публикаций, ни в коей мере не уменьшает зна­чения концепции психического развития ребенка, разработанной Л. С. Вы­готским и его учениками. Периодизация Д. Б. Эльконина — самая прак­тичная теория, обеспечивающая возможность плодотворной работы в обла­сти возрастно-психологического консультирования и оказания помощи детям, подросткам и их родителям. Автору посчастливилось на протяжении ряда лет слушать на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова лекции Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева. Струк­тура курса возрастной психологии выкристаллизовывалась на этих лек­циях, пользовавшихся огромным успехом и признанием не только сту­дентов, но и всех «вольнослушателей» университета.

Конспекты лекций, представленные в настоящем пособии, продолжа­ют заложенную традицию, сохранив общую структуру курса возрастной психологии Д. Б. Эльконина. Критический анализ теорий детского разви­тия, проблемы его условий и причин, характеристика возрастных стадий даны сквозь призму предложенной им периодизации. К сожалению, огра­ниченный объем издания оставляет за пределами обсуждения ряд акту­альных тем, являющихся «точками роста» современной психологии. Это проблемы универсальности и нормативности психического развития че­ловека в онтогенезе, типологии развития, соотношения возрастного и фун­кционального развития, генезиса и факторов жизнестойкости и уязвимос­ти ребенка и многое другое.

Жанр «конспект» предполагает обращение читателя к литературе для более углубленного знакомства с кругом проблем, обсуждаемых в посо­бии. Список рекомендуемой литературы позволит составить более полное представление об основных проблемах современной психологии развития и подходах к их решению. В основе конспекта лекций — курс по возраст­ной психологии, который автор читает для студентов факультета психоло­гии МГУ им. М. В. Ломоносова на протяжении последних 20 лет.


Loading

Календарь

«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24