|
Общая психология. В 7 томах. Том 1. Введение в психологиюОбщая психология. В 7 томах. Год: 2005 Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Книга может быть полезна всем желающим самостоятельно и углубленно изучать основы психологической науки.
ОГЛАВЛЕНИЕ Психология как университетская наука..................................................... 3 От автора....................................................................................................... 8 Раздел 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ Глава 1. Объект и предмет психологии: предварительные определения ... 10 § 1. Трудности определения предмета психологической науки......10 § 2. Психологическая феноменология (круг феноменов, изучаемых психологами разных школ)......................................13 § 3. Категория «деятельность» в психологической науке. Предварительные определения объекта и предмета психологии........22 § 4. Место психологии в системе наук..............................................29 § 5. Психология и естественные науки.............................................32 § 6. Психология и общественные науки ...........................................35 § 7. Психология и технические науки...............................................38 § 8. Другие отрасли психологии, в том числе фундаментальные ...42 § 9. Отрасли психологии как система................................................47 Глава 2. Психология как наука..................................................................50 § 1. Психология — наука или искусство? Психологическая наука и психологическая практика......................................................50 § 2. Проблема соотношения житейской и научной психологии.....55 § 3. Проблема системы знаний в психологии. Общие принципы научно-психологического познания..........................................59 § 4. Некоторые методологические проблемы психологической науки ............................................................................................65 § 5. Психологическая наука как социальный институт...................68 § 6. Естественно-научная и гуманитарная стратегии в психологии ...71 § 7. Возможность объединения двух стратегий психологического исследования................................................................................74 § 8. Возможные классификации конкретных психологических методов. Виды наблюдения в психологии .................................75 § 9. Психологический эксперимент и его виды :..............................78 § 10. Измерение и другие методы психологической науки и практики...................................................................................80 Раздел 2 ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Глава 3. Развитие представлений о предмете психологии........................87 § 1. Этапы развития научно-психологического знания. Понятие «душа» как научное обобщение в античной философии и психологии ...............................................................................87 § 2. Учение о душе в философии и психологии Демокрита и Платона.....................................................................................91 § 3. Проблемы души в творчестве Аристотеля..................................95 § 4. Предпосылки появления психологии как науки о сознании.....98 § 5. Путь Р.Декарта к понятию сознания. Рефлексия как метод исследования сознания по Дж.Локку......................................101 § 6. Предмет и метод эмпирической психологии сознания. Программа построения психологии как самостоятельной науки В. Вундта..........................................................................106 § 7. Ассоциация как механизм работы сознания. Понятие апперцепции..............................................................................112 § 8. Программа построения психологии как самостоятельной науки Ф. Брентано. Возникновение функционализма в европейской и американской психологии...........................115 § 9. Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания. К проблеме психологического кризиса 119 Глава 4. Проблемы, понятия и направления современной зарубежной психологии..............................................................124 § 1. Возникновение психоанализа...................................................124 § 2. Методы изучения бессознательного по З.Фрейду..................127 § 3. Структура психической жизни по З.Фрейду. Понятие влечения в психоанализе..........................................130 § 4. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме.............133 § 5. Когнитивный необихевиоризм Э.Толмена. Понятие «промежуточные переменные».................................................137 § 6. Критика принципа элементаризма и проблема целостности в психологии..............................................................................138 § 7. Целостный подход в гештальтпсихологии. Понятие «гештальт»..................................................................................140 § 8. Целостный подход в других психологических школах Германии....................................................................................145 § 9. Возникновение и развитие гуманистической психологии.....148 § 10. Информационный подход в когнитивной психологии...........152 Глава 5. Основные положения неклассической психологии Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева...........................................156 § 1. К проблеме неклассической психологии.................................156 § 2. Социокультурный контекст возникновения школы Л. С. Выготского. Проблема социальной обусловленности сознания в зарубежной социологии и психологии................157 § 3. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.....................................................160 §4. Экспериментальные исследования ВПФ.................................163 § 5. К философским основам деятельностного подхода в психологии..............................................................................170 § 6. Суть постулата непосредственности в психологии и его преодоление в деятельностном подходе школы А.Н.Леонтьева...........................................................................172 § 7. Типы, виды и формы деятельности. Структура деятельности 175 § 8. Психика как функциональный орган деятельности ...............182 Раздел 3 ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Глава 6. Возникновение и развитие психики в филогенезе....................186 § 1. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе.......................................................................186 § 2. Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс.............................................................................188 § 3. Проблема возникновения психики в эволюции.....................191 § 4. Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики......197 § 5. Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии перцептивной психики.........................199 § 6. Существует ли стадия интеллекта?...........................................203 Глава 7. Возникновение, развитие и структура сознания, его место в психической деятельности человека......................................208 § 1. Сознание как реальность (определения и свойства сознания) 208 § 2. Еще раз о специфике человеческой деятельности и о сознании как ее функциональном органе........................214 § 3. Предпосылки возникновения человека и его эволюция в антропогенезе.........................................................................224 § 4. Структура сознания-образа. Чувственная ткань, биодинамическая ткань и значения.........................................229 § 5. Структура сознания-образа. Значения и смыслы.....................234 § 6. Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе Д.Н.Узнадзе........................................238 § 7. Возможные классификации бессознательных явлений в психологии..............................................................................242 Глава 8. Введение в психологию человека как субъекта деятельности и субъекта познания....................................................................251 § 1. К определению понятия «личность» в психологической науке 251 § 2. Проблема ведущей деятельности и периодизация психического и личностного развития в онтогенезе..............254 § 3. Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, и их критерии................................................257 §4. Психологическая структура личности......................................261 § 5. Возможные классификации психических процессов..............267 Глава 9. Психофизическая и психофизиологическая проблемы............274 § 1. Сущность психофизической и психофизиологической проблем, их возможное соотношение.....................................274 § 2. Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух субстанций...............275 § 3. Решение психофизической (психофизиологической) проблемы с позиций параллелизма.........................................277 § 4. Возможность решения психофизической проблемы на основе единства психического и физического в философии Б.Спинозы..........................................................280 § 5. Решение И.М.Сеченовым психофизической и психо-физиологической проблем.........................................282 § 6. Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна против классической физиологии........................................................288 § 7. Уровни построения движений, по Н.А. Бернштейну.............292 § 8. Концепция системной динамической локализации высших психических функций.................................................295 § 9. Философская проблема идеального и разведение философского и психологического аспектов изучения сознания........302 Заключение................................................................................................308 Краткий словарь психологических понятий ...........................................313 Литература.................................................................................................337 Предметный указатель..............................................................................342 |
Loading
|