
Год: 2005
Автор: Е. Е. Соколова
Под
редакцией: Б. С. Братуся
Жанр: Учебник
для студ. высш. учеб. заведений
Издательство:
Академия
ISBN: 5-7695-2243-7
Серия: Общая
психология. В 7 томах.
Язык: Русский
Формат:
DOC
Качество: Распознанный текст без
ошибок (OCR)
Количество страниц:
312
Описание: Книга представляет
собой первый том многотомного учебника
по общей психологии, подготовленного
коллективом сотрудников кафедры общей
психологии факультета психологии МГУ
им. М. В.Ломоносова. В данном томе
рассматриваются проблемы объекта и
предмета психологической науки, некоторые
вопросы ее методологии; дается
представление об отраслях психологии,
этапах развития научной психологии от
античности до настоящего времени;
раскрываются проблемы возникновения
и развития психики в филогенезе,
возникновения сознания в антропогенезе,
свойства и структура сознания; излагается
проблематика психологии человека как
субъекта деятельности и субъекта
познания; рассматриваются психофизическая
и психофизиологическая проблемы и
возможные варианты их решения.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология». Книга может быть полезна всем желающим самостоятельно и углубленно изучать основы психологической науки.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Психология как университетская наука..................................................... 3
От автора....................................................................................................... 8
Раздел 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Глава 1. Объект и предмет психологии: предварительные определения ... 10
§ 1. Трудности определения предмета психологической науки......10
§ 2. Психологическая феноменология (круг феноменов, изучаемых психологами разных школ)......................................13
§ 3. Категория «деятельность» в психологической науке. Предварительные определения объекта и предмета психологии........22
§ 4. Место психологии в системе наук..............................................29
§ 5. Психология и естественные науки.............................................32
§ 6. Психология и общественные науки ...........................................35
§ 7. Психология и технические науки...............................................38
§ 8. Другие отрасли психологии, в том числе фундаментальные ...42
§ 9. Отрасли психологии как система................................................47
Глава 2. Психология как наука..................................................................50
§ 1. Психология — наука или искусство? Психологическая наука и психологическая практика......................................................50
§ 2. Проблема соотношения житейской и научной психологии.....55
§ 3. Проблема системы знаний в психологии. Общие принципы
научно-психологического познания..........................................59
§ 4. Некоторые методологические проблемы психологической науки ............................................................................................65
§ 5. Психологическая наука как социальный институт...................68
§ 6. Естественно-научная и гуманитарная стратегии в психологии ...71
§ 7. Возможность объединения двух стратегий психологического
исследования................................................................................74
§ 8. Возможные классификации конкретных психологических методов. Виды наблюдения в психологии .................................75
§ 9. Психологический эксперимент и его виды :..............................78
§ 10. Измерение и другие методы психологической науки и практики...................................................................................80
Раздел 2 ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 3. Развитие представлений о предмете психологии........................87
§ 1. Этапы развития научно-психологического знания. Понятие «душа» как научное обобщение в античной философии и психологии ...............................................................................87
§ 2. Учение о душе в философии и психологии Демокрита и Платона.....................................................................................91
§ 3. Проблемы души в творчестве Аристотеля..................................95
§ 4. Предпосылки появления психологии как науки о сознании.....98
§ 5. Путь Р.Декарта к понятию сознания. Рефлексия как метод исследования сознания по Дж.Локку......................................101
§ 6. Предмет и метод эмпирической психологии сознания. Программа построения психологии как самостоятельной науки В. Вундта..........................................................................106
§ 7. Ассоциация как механизм работы сознания. Понятие апперцепции..............................................................................112
§ 8. Программа построения психологии как самостоятельной науки Ф. Брентано. Возникновение функционализма в европейской и американской психологии...........................115
§ 9. Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания. К проблеме психологического кризиса 119
Глава 4. Проблемы, понятия и направления современной зарубежной психологии..............................................................124
§ 1. Возникновение психоанализа...................................................124
§ 2. Методы изучения бессознательного по З.Фрейду..................127
§ 3. Структура психической жизни по З.Фрейду.
Понятие влечения в психоанализе..........................................130
§ 4. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме.............133
§ 5. Когнитивный необихевиоризм Э.Толмена. Понятие «промежуточные переменные».................................................137
§ 6. Критика принципа элементаризма и проблема целостности в психологии..............................................................................138
§ 7. Целостный подход в гештальтпсихологии. Понятие «гештальт»..................................................................................140
§ 8. Целостный подход в других психологических школах Германии....................................................................................145
§ 9. Возникновение и развитие гуманистической психологии.....148
§ 10. Информационный подход в когнитивной психологии...........152
Глава 5. Основные положения неклассической психологии Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева...........................................156
§ 1. К проблеме неклассической психологии.................................156
§ 2. Социокультурный контекст возникновения школы
Л. С. Выготского. Проблема социальной обусловленности сознания в зарубежной социологии и психологии................157
§ 3. Основные положения культурно-исторической концепции Л.С.Выготского.....................................................160
§4. Экспериментальные исследования ВПФ.................................163
§ 5. К философским основам деятельностного подхода в психологии..............................................................................170
§ 6. Суть постулата непосредственности в психологии и его преодоление в деятельностном подходе школы А.Н.Леонтьева...........................................................................172
§ 7. Типы, виды и формы деятельности. Структура деятельности 175 § 8. Психика как функциональный орган деятельности ...............182
Раздел 3 ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 6. Возникновение и развитие психики в филогенезе....................186
§ 1. Психика и отражение. Формы отражения в неживой и живой природе.......................................................................186
§ 2. Деятельностная природа психики. Психика как образ и как процесс.............................................................................188
§ 3. Проблема возникновения психики в эволюции.....................191
§ 4. Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии элементарной сенсорной психики......197
§ 5. Общая характеристика деятельности и психического отражения на стадии перцептивной психики.........................199
§ 6. Существует ли стадия интеллекта?...........................................203
Глава 7. Возникновение, развитие и структура сознания, его место в психической деятельности человека......................................208
§ 1. Сознание как реальность (определения и свойства сознания) 208
§ 2. Еще раз о специфике человеческой деятельности
и о сознании как ее функциональном органе........................214
§ 3. Предпосылки возникновения человека и его эволюция в антропогенезе.........................................................................224
§ 4. Структура сознания-образа. Чувственная ткань, биодинамическая ткань и значения.........................................229
§ 5. Структура сознания-образа. Значения и смыслы.....................234
§ 6. Бессознательное в психике человека. Установки и их исследования в школе Д.Н.Узнадзе........................................238
§ 7. Возможные классификации бессознательных явлений в психологии..............................................................................242
Глава 8. Введение в психологию человека как субъекта деятельности и субъекта познания....................................................................251
§ 1. К определению понятия «личность» в психологической науке 251
§ 2. Проблема ведущей деятельности и периодизация психического и личностного развития в онтогенезе..............254
§ 3. Индивид и личность. Два рождения личности, по А.Н.Леонтьеву, и их критерии................................................257
§4. Психологическая структура личности......................................261
§ 5. Возможные классификации психических процессов..............267
Глава 9. Психофизическая и психофизиологическая проблемы............274
§ 1. Сущность психофизической и психофизиологической проблем, их возможное соотношение.....................................274
§ 2. Постановка психофизической проблемы Р.Декартом и ее решение как взаимодействие двух субстанций...............275
§ 3. Решение психофизической (психофизиологической) проблемы с позиций параллелизма.........................................277
§ 4. Возможность решения психофизической проблемы на основе единства психического и физического в философии Б.Спинозы..........................................................280
§ 5. Решение И.М.Сеченовым психофизической и психо-физиологической проблем.........................................282
§ 6. Неклассическая физиология Н.А. Бернштейна против классической физиологии........................................................288
§ 7. Уровни построения движений, по Н.А. Бернштейну.............292
§ 8. Концепция системной динамической локализации высших психических функций.................................................295
§ 9. Философская проблема идеального и разведение философского и психологического аспектов изучения сознания........302
Заключение................................................................................................308
Краткий словарь психологических понятий ...........................................313
Литература.................................................................................................337
Предметный указатель..............................................................................342