|
Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятиеОбщая психология. В 7 томах. Год:
2007 ПРЕДИСЛОВИЕ
РЕДАКТОРА
Уважаемый читатель
приступает ко второму тому университетского
учебника по общей психологии. Если
задачей первого тома было введение,
начальное ознакомление, которое можно
уподобить взгляду с высоты, облету
некой новой страны, дающему представление
о ее географии, истории, основных областях
и границах, то во втором томе мы
спускаемся на землю, вступаем в пределы
этой страны и отправляемся в путь, причем
не как туристы, падкие лишь на
достопримечательности, а как возможные
в будущем жители, деятели. И потому
нам недостаточно уже общих впечатлений,
но важны все детали, подробности, суть
устройства.
Путь этот начинается
обычно с области ощущений и восприятий.
Такая традиция неслучайна: психическая
жизнь восходит от элементарных
ощущений, от того, что и как мы воспринимаем.
Это как бы первичная ткань, материя
психологии, которая не исчезает в
ходе развития, обнаруживая себя даже в
самых сложных и отвлеченных, казалось
бы, формах познания (А. Н.Леонтьев,
например, усматривал в числе основных
составляющих сознания, наряду со
значением и смыслом, «чувственную
ткань»). Ощущения и восприятия —
начальная основа построения каждым
человеком своего образа мира, своей
субъективной, пристрастной модели
окружающего его мира реального. С
изменением последнего могут так или
иначе меняться определенные характеристики.
Для городского обывателя, жившего лет
двести назад, трехэтажное здание виделось
высоким, а скорость конного экипажа
казалась предельно быстрой. Ныне мы
живем среди совершенно иных скоростей
и высот. Через двести лет картина вновь
столь же качественно изменится.
Отсюда проблема живой динамики ощущений,
ресурса и границ человеческих возможностей,
проблема экологичное™ восприятия.
Психология по природе своей вообще не
может быть инкапсулированной, оторванной
от реалий жизни, ибо психика опосредствует,
преломляет все воздействия мира на
человека и все воздействия человека на
мир. В этом ракурсе можно рассматривать
психологическое знание как центральное
и интегрирующее в системе знаний о
человеке.
Знакомство с областью
ощущений и восприятий впервые, возможно,
обнаружит для многих, что психология
не только интересная, но порой очень
сложная наука, требующая строгости и
жесткой логики, умения строить смелые
гипотезы и находить остроумные
экспериментальные способы их подтверждения.
Столкновение с этой сложностью иногда
становится препятствием, о которое
спотыкаются те, кто хотел бы видеть в
психологии лишь набор легко усваиваемых
приемов манипуляции человеком,
составления броской рекламы, влияния
на общественное мнение и т. п. (Замечу в
скобках, что многолетний опыт работы в
Московском университете свидетельствует,
что именно с этого раздела курса общей
психологии появляются первые отчисления
студентов за неуспеваемость.) Поэтому
сразу скажу, что раздел этот потребует
систематического, последовательного
изучения и не следует думать, что можно
прочесть и выучить его по учебнику
накануне экзамена. Реальная возможность
усвоения материала появляется только
в процессе работы, взаимодействия с
преподавателями на лекциях, семинарах,
практических занятиях. Повторю сказанное
в предисловии к первому тому: учеба есть
совместная деятельность, плод направленных
друг к другу усилий ученика и учителя.
Образование не покупаемый товар и не
услуга (что в безумии полагают
некоторые), но живое бытие, форма
непосредственной передачи и самого
существования человеческой культуры.
Учебник при этом
необыкновенно важен и ценен, он позволяет
собрать воедино, систематизировать
многочисленные разрозненные сведения,
представить общий взгляд на предмет,
привнести связующую авторскую логику.
Написание хорошего учебника всегда
большой труд и свидетельство высочайшей
квалификации автора. Но вне совместной
образовательной деятельности ученика
и учителя любой учебник останется
малополезным.
Таким образом, дорогой
читатель, с серьезностью отнеситесь к
первой проверке вашей пригодности к
профессиональному психологическому
мышлению и постарайтесь не просто
заучить теории и последовательность
экспериментов, но войти в их внутреннюю
логику, а главное — увидеть их красоту.
Это не значит, что я призываю любоваться
психологией самой по себе и не думать
о применении, о практической пользе.
Речь идет лишь о логике образования,
о логике творческого научного движения.
Большинство значительных открытий
и успехов в науке (да и в той же практике)
проистекало из бескорыстного поиска,
понимания самоценности знания,
безоглядной увлеченности и вдохновения.
Другое дело, что потом это могло
находить свое конкретное, подчас выгодное
применение: «Не продается вдохновенье,
но можно рукопись продать» (А. С.
Пушкин). Итак, если хотите добиться
чего-то стоящего, начинайте с увлечения,
вдохновения, поиска, а не с желания
продать.
С данного раздела
начинается и то, что можно назвать
профессиональной гимнастикой ума:
умение увидеть по-новому проблему,
абстрагироваться от деталей, найти
нетривиальные способы проверки гипотезы.
Не думайте, что психология (как и любая
другая наука) только и ждет вашего
прихода, чтобы сразу раскрыть вам свои
тайные сокровища. Скорее, она будет
этому упорно сопротивляться, бросать
вызов вашей воле и мотивации. Как любил
повторять своим студентам немецкий
психолог Курт Левин, «наука не терпит
лени, недобросовестности и глупости».
И последнее. Данный
раздел курса общей психологии (впрочем,
как и все остальные) важен для студентов
любых возможных психологических
специализаций. Если подходить сугубо
прагматически, то может возникнуть
вопрос: зачем именно мне, мечтающему,
например, изучать личность и быть
психотерапевтом, изучать тонкости
каких-то моделей восприятия или развития
зву-ковысотного слуха, ведь эти данные
мне никогда на деле не понадобятся?
Эта установка может привести лишь к
тому, что в науке обозначается как
«фельдшеризм» (умение действовать лишь
по готовым рецептам в узко обозначенных
стандартных позициях). Между тем
многие известные психологи, изучающие
личность, занимающиеся психотерапией,
начинали с исследований перцептивных
процессов, с выработки собственно
психологического мышления и видения,
во многом общего, однокоренного для
всех последующих разделов психологии.
Ведь в конечном счете наша задача —
стать не только узким специалистом в
той или иной области (по уху, горлу
или носу), но и психологом вообще, имеющим
представление о всем многообразии
психической жизни.
Итак, примем вызов,
вступим на первую ступень. Удачи!
Б.С.Братусь ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
редактора................................................................................
3
От
автора.......................................................................................................6
Введение.......................................................................................................9
Глава 1. Общая
характеристика ощущений и восприятий
как познавательных
процессов и образных
явлений............................11
1.1. Определение ощущения
и восприятия................................................11
1.2. Свойства
ощущений..............................................................................15
1.3. Классификация
ощущений..................................................................17
1.4. Сенсорная
адаптация............................................................................20
1.5. Свойства образов
восприятия..............................................................21
1.6. Виды образных
явлений.......................................................................31
1.7. Двойственная природа
образов восприятия.......................................38
Глава 2. Теоретические
представления о механизмах
восприятия...........42
2.1. Методологические
подходы к исследованию
восприятия.................42
2.2. Структуралистская
теория
восприятия................................................46
2.3. Гештальттеория
восприятия.................................................................49
2.4. Экологическая
теория зрительного
восприятия.................................57
2.5. Информационный
подход в восприятии, теория Д.Марра.
Нейросетевые
подходы..........................................................................66
2.6. Теория бессознательных
умозаключений Г. Гельмгольца..................70
2.7. Восприятие как
категоризация............................................................74
2.8. Теоретические
представления Д.Канемана: восприятие,
внимание и
активация..........................................................................82
2.9. Теория перцептивного
цикла У. Найссера..........................................88
Глава 3. Психофизика
и психофизические
измерения..............................93
3.1. Предмет и задачи
психофизики...........................................................93
3.2. Психофизика I:
измерение сенсорной чувствительности
и пороговые
проблемы..........................................................................95
3.2.1. Пороги и пороговая
проблема..................................................95
3.2.2. Метод минимальных
изменений..............................................97
3.2.3. Метод средней
ошибки............................................................101
3.2.4. Метод постоянных
раздражителей..........................................102
3.2.5. Психофизическая
теория обнаружения сигнала...................106
3.2.6. Субсенсорный
диапазон..........................................................113
3.2.7. Подпороговое
восприятие.......................................................115
3.3. Психофизика II:
шкалирование.........................................................120
3.3.1. Общее представление
о шкалировании
как
измерении............................................................................120
3.3.2. Типы
шкал................................................................................122
3.3.3. Об основном
психофизическом
законе.................................128
3.3.4. Методы прямого
шкалирования.............................................132
3.3.5. Косвенное
шкалирование. Модель Л.
Терстоуна....................137
3.4. Фурье-анализ
зрительного
восприятия.............................................140
3.4.1. Идея Фурье-анализа
пространственных частот.....................140
3.4.2. Функция контрастной
чувствительности зрительной
системы.......................................................................................142
3.4.2. Нейронный механизм
анализа пространственных
частот...........................................................................................146
Глава 4. Сенсорные
феномены в
восприятии...........................................151
4.1. Ограничения
восприятия, связанные с несовершенством
органов
чувств......................................................................................151
4.2. Ограничения ясности
зрительных образов, связанные
с
освещением.......................................................................................153
4.3. Зависимость яркости
зрительного образа
от пространственно-временных
параметров стимуляции................158
4.3.1. Закон пространственной
суммации........................................158
4.3.2. Закон временной
суммации. Инерционность зрительного
восприятия..................................................................................159
4.3.3. Эффекты зрительной
маскировки..........................................161
4.3.4. Эффекты перцептивного
последействия. Одновременный
и последовательный
контраст...................................................164
4.4. Ограничения слухового
восприятия..................................................170
4.4.1. Зависимость
громкости от интенсивности и частоты
звука.............................................................................................170
4.4.2. Восприятие
биений..................................................................173
4.4.3. Эффекты
маскировки..............................................................174
4.4.4. Эффекты слуховой
адаптации.................................................176
4.4.5. Пространственное
восприятие звука......................................178
4.4.6. Временные ограничения
слухового восприятия....................184
Глава 5. Восприятие
пространства...........................................................187
5.1. Зрительное восприятие
пространства: субъектные признаки
удаленности и
глубины.......................................................................188
5.1.1. Окуломоторные
признаки.......................................................188
5.1.2. Знакомый
размер.....................................................................197
5.2. Зрительное восприятие
пространства: объектные признаки
удаленности и
глубины.......................................................................198
5.2.1. Монокулярный
параллакс движения.....................................198
5.2.2. Изобразительные
зрительные признаки................................200
5.3. Классификация
зрительных
признаков.............................................204
Глава 6. Восприятие
движения и
времени................................................208
6.1. Восприятие реального
движения.......................................................209
6.1.1. Афферентная и
эфферентная теории стабильности видимого
мира............................................................................211
6.1.2. Экологический
подход к восприятию движения. Роль
оптической стимуляции при восприятии
движения
и формы
объекта........................................................................214
6.1.3. Роль движения в
восприятии формы и структуры
объекта.........................................................................................218
6.1.4. Чувствительность
к движению................................................222
6.1.5. Стимульные
детерминанты воспринимаемой
скорости.......223
6.1.6. Роль контекста
при восприятии скорости движущегося
объекта.........................................................................................224
6.1.7. Иллюзии восприятия
движения .............................................228
6.1.8. Физическое движение
и воспринимаемое движение...........237
6.2. Восприятие
времени...........................................................................237
6.2.1. Биологические
механизмы восприятия времени..................240
6.2.2. Когнитивные теории
восприятия времени............................242
Глава 7. Константность
восприятия.........................................................250
7.1. Феноменология и
определение константности восприятия
...........250
7.2. Теоретические
представления константности
восприятия..............260
7.3. Эмпирические
исследования инвариантных отношений
в
восприятии........................................................................................263
7.3.1. Эксперимент
А.Холвея и Э.
Боринга.....................................263
7.3.2. Исследования
константности освещенности.........................267
7.3.3. Исследование
причин большой изменчивости коэффициентов
константности.................................................269
7.3.4. Эксперименты Дж.
Гибсона по константности восприятия
размера....................................................................271
7.3.5. Измерения
инвариантных отношений в
восприятии...........272
7.3.6. Демонстрация А.
Эймса...........................................................274
7.3.7. Константность
восприятия как ожидание определенного
результата....................................................................................276
Глава 8. Предметный
характер
восприятия.............................................279
8.1. Общепсихологическое
понимание предметности
восприятия...........................................................................................279
8.2. Принципы
системно-деятельностного анализа
при изучении восприятия
предметного мира...................................284
8.3. Эмпирические
исследования предметности
восприятия.................292
8.3.1. Изменение ориентации
проксимального стимула: восприятие
перевернутых и смещенных
изображений...........292
8.3.2. Смещение изображения
во времени......................................299
8.3.3. Изменение знака
диспаратности: псевдоскопическое
восприятие..................................................................................300
8.3.4. Проблема создания
искусственных органов чувств..............307
Глава 9. Развитие
восприятия...................................................................314
9.1. Что видят люди после
удаления катаракты?.....................................315
9.2. Исследования
перцептивного развития у животных в
условиях сенсорной изоляции и депривации
...................................................318
9.3. Исследование
восприятия у
младенцев.............................................321
9.4. Роль собственной
активности субъекта в развитии восприятия.
Формирующие
эксперименты............................................................324
Глава 10.
Индивидуально-психологические и
культурно-исторические детерминанты
восприятия....................................................................338
10.1. Влияние химических
веществ на сенсорные способности............339
10.2. Нейропсихологические
и патопсихологические
феномены нарушения
целостности восприятия...............................341
10.3. Тендерные особенности
восприятия
...............................................344
10.4. Когнитивно-стилевые
различия и восприятие...............................346
10.5. Индивидуально-психологические
детерминанты сенсорных
процессов..............................................................................................350
10.6. Личностный аспект
восприятия — подход New
Look....................355
10.7. Культурно-исторические
детерминанты восприятия.....................360
Заключение................................................................................................371
Краткий словарь
психологических терминов и
понятий.......................374
Литература.................................................................................................402
|
Loading
|