
Год выпуска:
2004
Издательство:
Педагогическое общество России,
Москва
ISBN: 5-93134-126-9
Формат: DOCX,
DOC
Количество страниц: 276
Описание:
Учебное пособие соответствует программе
курса «Психология человека». Большую
часть атласа составляет иллюстративные
и схематизированные материалы, позволяющие
создать у студентов наглядные представления
о содержании курса. Каждая глава снабжена
кратким словарем понятий, справочными
материалами, а также вопросами и
заданиями. Заключает атлас «Психологический
практикум».
Учебное пособие предназначено
для студентов педагогических учебных
заведений, а также для всех, кто изучает
курс «Психология человека».
Издание
третье, дополненное и исправленное
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие.......................................................................4
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями............................................................................5
Информационно-методические материалы по темам
I. Предмет психологии ....................................................... 12
II. Задачи и методы современной психологии......................... 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека.........................................................43
IV. Личность. Теория личности............................................60
V. Деятельность ................................................................80
VI. Речь и общение ............................................................94
VII. Внимание..................................................................110
VIII. Ощущения ...............................................................117
IX. Восприятие ................................................................135
X. Память .......................................................................158
XI. Мышление и воображение............................................172
XII. Чувства и воля ..........................................................190
XIII. Индивидуально-психологические особенности личности ..215
Психологический практикум...................................................................242
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также
при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.
В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:
кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;
Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;
Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;
Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.