|
М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологииМ.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Год выпуска:
2004
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.......................................................................4 Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями............................................................................5 Информационно-методические материалы по темам I. Предмет психологии ....................................................... 12 II. Задачи и методы современной психологии......................... 24 III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека.........................................................43 IV. Личность. Теория личности............................................60 V. Деятельность ................................................................80 VI. Речь и общение ............................................................94 VII. Внимание..................................................................110 VIII. Ощущения ...............................................................117 IX. Восприятие ................................................................135 X. Память .......................................................................158 XI. Мышление и воображение............................................172 XII. Чувства и воля ..........................................................190 XIII. Индивидуально-психологические особенности личности ..215 Психологический практикум...................................................................242 ПРЕДИСЛОВИЕ Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека. Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей. Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме. Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии. Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией. Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины. В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность: кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги; Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов; Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач; Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.
|
Loading
|