|
Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игрыПанфилова М.А. Год: 2005 ВВЕДЕНИЕ «Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпимее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы психологу. А педагоги уже пытаются не только «вложить знания, умения, навыки в личность ребенка, но изучить ее целостно, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями. В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка — тема нашей работы. Задача, которую мы ставили перед собой, — предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка. В теоретической части мы попытались проследить генезис общения ребенка со взрослыми и сверстниками до периода поступления ребенка в школу. Как известно по работам М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения. Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно. К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.
Содержание Введение................................................................ 3 Особенности общения и развития личности ребенка................................................ 5
Генезис общения ребенка со взрослым и
сверстником .. 7 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВЧЕСКОГО СРЕДСТВА. ЭТАПЫ РАБОТЫ........................................... 20 Диагностический этап......... ____ ................................... 22 Описание диагностических методов ................................ 25 I. Диагностика межличностных конфликтов ...... 25 Анкета № 1 (дляродителей).............................. 25 Анкета № 2 (для воспитателей)........................ 29 Анкета № 2А (для воспитателей, педагогов) 31 Тест «Рисунок семьи»......................................... 33
Социометрическая проба «Деньрождения»
...36 И. Диагностика внутриличностных проблем ребенка....................... ____________________ 42 Тест на определение уровня притязаний ребенка............................................................ 42 Методика определения самооценки дошкольника ....__ .................................. — 45 Методика родительских оценок и притязаний.................................................. 47 III. Диагностика реальных психологических возможностей ребенка.................................... 49 Экспресс-диагностика познавательных процессов............................................................... 49 Диагностика эмоциональных процессов ........ 54 Графическая методика «Кактус» ............. ...54 Тест «Страхи в домиках»............................... 58 Тест тревожности....................................... 61 Коррекционный этап..................................................... ..65 Контрольный этап........................................................... 67 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 68 I. Ориентировочные занятия............................................ 68 П. Терапевтические занятия............................................. 70 III. Обучающие занятия ................................................... 74 ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С РОДИТЕЛЯМИ............................................................. .....76 I. Ориентировочные занятия ............................ ,............. 76 П. Терапевтические занятия............................................. 77 III. Обучающие занятия.................................. —........... 80 Описание игр для детей............................................... 80
I. Контактные игры, подвижные
игры, II. Обучающие игры, развивающие игры ............ 84 III. Терапевтические игры ................................... 90 IV. Соревновательные игры.............. _______ ..... 101 Описание игр для взрослых......................................... 103 Консультации для родителей...................................... 106 Как помочь эмоциональным детям?...................... 106 Как подготовить ребенка к школе?........................ 109 Считать, писать, читать........................................... 110 Приложение 1.Игровые тесты для родителей ........ .....112 Остроумны ли Вы?.................................................. 112 Умеете ли Вы контролировать себя? ........... 113 Понимаете ли Вы язык мимики?..................... 114 Тест В. Ряховского.................................................... 114 Приложение 2. Протокол занятий ............................ 118 Приложение 3. Тест тревожности.............................. ....124 Литература .......................................................... 152
|
Loading
|