Год: 2005
Издательство: ГНОМ и Д
ISBN:
5-296-00037-4
Серия: В помощь психологу
Язык:
Русский
Формат: DOC
Качество:
Отсканированные страницы
Количество
страниц: 82
Описание: В книге рассматривается
проблема общения и его роль в формировании
личности ребенка.
Дается подробное
описание методик для диагностики
межличностных и внутриличностных
конфликтов, реальных психологических
возможностей дошкольника и младшего
школьника. Автор предлагает примерные
планы игровой терапии с детьми и
родителями, описывает терапевтические
и развивающие игры, знакомит с приемами
и методами взаимодействия взрослых с
гиперактивными, тревожными, агрессивными
детьми.
Пособие предназначено для
психологов, педагогов, родителей.
ВВЕДЕНИЕ
«Как понять своего ребенка?», «Как научиться быть терпимее к его шалостям?» — многие родители задают эти вопросы психологу. А педагоги уже пытаются не только «вложить знания, умения, навыки в личность ребенка, но изучить ее целостно, со всеми индивидуальными особенностями, неповторимыми проявлениями.
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать еще лучше, еще прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей.
Проблема общения, его роль в формировании личности ребенка — тема нашей работы. Задача, которую мы ставили перед собой, — предупреждение нарушений внутрисемейного общения для благоприятного развития личности ребенка.
В теоретической части мы попытались проследить генезис общения ребенка со взрослыми и сверстниками до периода поступления ребенка в школу. Как известно по работам М. И. Лисиной, А. Г. Рузской и других авторов, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте продолжается развитие общения со взрослыми и сверстниками, и появляются новые формы общения.
Но именно ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутри-личностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить (произвести их коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно.
К дошкольному возрасту у ребенка уже имеется опыт общения со взрослыми и сверстниками, но преобладает непроизвольный характер поведения. Это позволяет эмпирически и экспериментально проследить связь нарушений общения ребенка в семье с нарушениями его общения со сверстниками и с проблемами развития его личности.
Содержание
Введение................................................................ 3
Особенности общения и развития личности ребенка................................................ 5
Генезис общения ребенка со взрослым и
сверстником .. 7
Игра и
общение................................................................
15
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ КАК ТЕРАПЕВЧЕСКОГО
СРЕДСТВА. ЭТАПЫ РАБОТЫ........................................... 20
Диагностический этап......... ____ ................................... 22
Описание диагностических методов ................................ 25
I. Диагностика межличностных конфликтов ...... 25
Анкета № 1 (дляродителей).............................. 25
Анкета № 2 (для воспитателей)........................ 29
Анкета № 2А (для воспитателей, педагогов) 31
Тест «Рисунок семьи»......................................... 33
Социометрическая проба «Деньрождения»
...36
Социометрический опросник (для
детей) .... 39
И. Диагностика внутриличностных проблем
ребенка....................... ____________________ 42
Тест на определение уровня притязаний
ребенка............................................................ 42
Методика определения самооценки
дошкольника ....__ .................................. — 45
Методика родительских оценок
и притязаний.................................................. 47
III. Диагностика реальных психологических
возможностей ребенка.................................... 49
Экспресс-диагностика познавательных
процессов............................................................... 49
Диагностика эмоциональных процессов ........ 54
Графическая методика «Кактус» ............. ...54
Тест «Страхи в домиках»............................... 58
Тест тревожности....................................... 61
Коррекционный этап..................................................... ..65
Контрольный этап........................................................... 67
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 68
I. Ориентировочные занятия............................................ 68
П. Терапевтические занятия............................................. 70
III. Обучающие занятия ................................................... 74
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ
С РОДИТЕЛЯМИ............................................................. .....76
I. Ориентировочные занятия ............................ ,............. 76
П. Терапевтические занятия............................................. 77
III. Обучающие занятия.................................. —........... 80
Описание игр для детей............................................... 80
I. Контактные игры, подвижные
игры,
объединяющие
игры................................................ 80
II. Обучающие игры, развивающие игры ............ 84
III. Терапевтические игры ................................... 90
IV. Соревновательные игры.............. _______ ..... 101
Описание игр для взрослых......................................... 103
Консультации для родителей...................................... 106
Как помочь эмоциональным детям?...................... 106
Как подготовить ребенка к школе?........................ 109
Считать, писать, читать........................................... 110
Приложение 1.Игровые тесты для родителей ........ .....112
Остроумны ли Вы?.................................................. 112
Умеете ли Вы контролировать себя? ........... 113
Понимаете ли Вы язык мимики?..................... 114
Тест В. Ряховского.................................................... 114
Приложение 2. Протокол занятий ............................ 118
Приложение 3. Тест тревожности.............................. ....124
Литература .......................................................... 152