|
Обозов Н.Н., Щёкин Г.В. Психология работы с людьми: советы руководителюОбозов Н.Н., Щёкин Г.В. Год выпуска:
2004 Почему нам часто
легче решить трудную математическую
или физическую задачу, нежели разобраться
в себе, в своих желаниях и способностях,
понять переживания окружающих нас
людей, их мысли?
Нас с детства приучают
соблюдать правила личной гигиены,
приобщают к физической культуре. Но не
менее важно учиться понимать и
анализировать свои чувства, отношения
с другими людьми. Знание особенностей
своего темперамента и характера
помогает нам лучше организовать не
только учебу и труд, но и жизнь в целом,
стать хозяином своей судьбы, а не игрушкой
своих страстей и жертвой собственной
психологической безграмотности.
Не менее важно понимание
того, что окружающие тебя люди — не
меньшая, а быть может, даже большая
ценность, чем ты сам. Способность к
сопереживанию должна активно воспитываться
с раннего детства и поддерживаться
в течение всей жизни. Естественно,
динамизм современной жизни,
интенсивность информационных и
коммуникационных воздействий заставляют
человека вырабатывать защитные механизмы,
охраняющие его от психических травм.
И все же тысячу раз права выработанная
веками мудрость: стремись понять другого
— и сам будешь понят.
Психологическая наука среди
широкого круга проблем разрабатывает
и основные нормы деловых и личных
отношений. Они позволяют сохранять
стабильность в личных отношениях,
развивать их, а также поднимать на более
высокий уровень эффективность и культуру
деловых контактов. Расширение знаний
о себе и других людях, умение устанавливать
оптимальные взаимоотношения,
вырабатывать навыки личного и делового
общения — вот путь, который предлагает
современная психология. Повышение
психологической культуры — залог
психического и физического здоровья,
а следовательно и подъема уровня общей
культуры нашего общества.
Особое сочетание темпераментов,
характеров, ценностей жизни «задает»
специфическое взаимодействие людей.
Одни контакты вызывают удовлетворенность
общением, что в целом свидетельствует
о совместимости. Другие — порождают
чувство неудовлетворенности и могут
создавать напряженность в отношениях
и даже приводить к конфликту. Это —
признак несовместимости.
В совместной профессиональной
деятельности чрезвычайно важна
сработанность участников, тогда дело
спорится и все понимают друг друга
с полуслова.
Психический контакт и общение
— важнейшие элементы человеческого
общежития. Потребность в контакте с
себе подобными существует и в животном
мире. Общение же — величайший дар
общественного бытия человека. Только
ему предоставлена возможность познать
всю глубину, красоту и многообразие
мира, в том числе и собственный духовный
мир. В жизни необходима не только
опосредованная психологическая связь
с другими людьми через средства
массовой информации (телевидение,
радио, газеты) и контакты на улице, в
театре и кино, но и более доверительное,
интимно-личное общение, без чего
трудно сохранить хороший эмоциональный
жизненный тонус. Это особенно чувствуют
жители больших городов, где обостряется
проблема одиночества.
Дефицит доверительного
общения, стабильности в отношениях,
мимолетность встреч и знакомств приводят
к затруднительным ситуациям и даже
образованию напряженности и
конфликтности «каждого с каждым» или
«всех со всеми». Устойчиво сохраняющаяся
напряженность может вызывать различные
функциональные расстройства (общее
недомогание, апатию) и даже
сердечно-сосудистые и желудочные
заболевания. Этим еще раз подтверждается
мысль о влиянии психического самочувствия
человека на его физическое состояние,
а также об обратном влиянии — «в здоровом
теле — здоровый дух».
Порой осложнения в личных и
деловых отношениях происходят из-за
того, что мы не умеем вести спор,
дискуссию.
Недостаточная психологическая
грамотность большинства членов
нашего общества является одной из причин
все еще невысокого уровня кадровой
работы в отраслях производства. И в
условиях стремительно развивающейся
техники и усложняющихся технологий
цена наших просчетов в этой сфере
возрастает неимоверно.
Вот почему трудно переоценить
актуальность разработки и внедрения в
практику нового научно-практического
направления — психологии кадровой
работы, или, иными словами, психологии
работы с людьми на производстве. То, что
приоритет общечеловеческих ценностей
перед всеми остальными очевиден, уже
доказывать не нужно. Но от лозунга
«Все во имя человека, для блага человека»
пора переходить к углубленному
познанию личности. Давно назрела
необходимость заменить учетные карточки
в отделах кадров, где основное внимание
уделяется анкетным данным, на документы,
отражающие истинные способности человека
думать, принимать решения, делать ту
или иную работу. Но для этого надо дать
всем причастным к работе с людьми
определенные знания.
Основной целью предлагаемой
книги и является оказание помощи
предпринимателям, руководителям
различного уровня, сотрудникам
кадровых служб предприятий и организаций
в овладении основами психологических
знаний, необходимых для осуществления
компетентной кадровой работы. В ней
предпринята попытка в популярной форме
дать представление о психологии взрослого
человека, психологии работы с людьми
на производстве, а также приводятся
разнообразные тесты и их расшифровка.
Содержание: ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................... 3 ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРИРОДНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ............................................................................ 7 1. Какой возраст лучше.................................................................... 8 2. Мужчина и женщина на производстве....................................... 19 3. Три блока личности...................................................................... 32 4. Как выбирать профессию.......................................................... 5 3 5. Личность в производственном коллективе............................ 70 6. Как рождаются лидеры. Стиль руководства......................... 9 5 КТО ЕСТЬ КТО ................................................................................ 111 1. Мыслители, собеседники, практики....................................... 112 2. Я холерик. А вы?......................................................................... 127 3. Работники и их характеры........................................................ 158 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ........................................ 169 1. Прием на работу ........................................................................... 170 2. Общение: говорить и слушать..................................................... 184 3. Затруднения в общении................................................................ 208 4. Типы поведения в конфликтной ситуации.............................. 213 ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................ 225 |
Loading
|