Центральный Дом Знаний - Кроль В. Психофизиология человека

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Кроль В. Психофизиология человека

Кроль В. 

pic

Год выпуска: 2003
Издательство: СПб.: Питер
Серия: «Учебное пособие»
ISBN: 5-94723-012-7
Формат: DjVu/PDF/DOC/TXT
Качество: Отсканированные страницы / OCR с ошибками
Количество страниц: 304
Язык: Русский
Описание:Учебное пособие подготовлено для широкой аудитории учащихся естественнонаучных» гуманитарных и технических специальностей.
Особенностью пособия является многоплановость изложения материала. Пособие содержит большое количество сопоставлении, изучаемых в разных областях науки, таких как нейро- и психофизиология, молекулярная биология, этология, психология. На современном уровне развития смежных областей науки возможность таких сопоставлений является очевидной и ее реализация полезна для формирования научного и социального мировоззрения учащихся. Автор ввел в текст учебного пособия удачно сформированную систему вопросов самопроверки для самостоятельной работы и семинарских занятий.

Оглавление
 
Предисловие............................................................................................................... 8
Введение................................................................................................................... 20
Часть I
КОГНИТИВНЫЕ (ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ) ПРОЦЕССЫ
Глава 1. Восприятие и узнавание...................................................................... 22
Каждый зрительный акт — процесс построения мира из хаоса............ 22
Зрительное узнавание: как видят мир люди после снятия катаракты. 24
Восприятие — бессознательное умозаключение....................................... 28
Как можно заново увидеть «затертый», старый мир................................. 30
Увидеть — значит понять. Анализ восприятия
«неоднозначных фигур»                                                                            33
Специфика восприятия картин......................................................................... 40
Зрение способно к восприятию «невозможных фигур»............................ 45
Скрытые этапы восприятия изучают на животных................................... 47
Резюме..................................................................................................................... 50
Темы и вопросы для семинаров и самопроверки........................................ 51
Глава 2. Психология памяти............................................................................... 52
Память неразрывно связана с восприятием, мышлением
и личностью человека                                                                                52
Характеристика памяти как феномена.......................................................... 54
Виды памяти.......................................................................................................... 57
Декларативная и процедурная память.......................................................... 61
Образная память................................................................................................... 64
Образная память при раздражении мозга
электрическим током                                                                                  71
Семантическая, или вербальная, память....................................................... 74
Кратковременная память: последовательные образы
и иконическое запоминание                                                                     78
Долговременная память: оценки объема....................................................... 81
Резюме..................................................................................................................... 88
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров.................................. 88
Глава 3. Запоминание, забывание, воспроизведение.................................. 90
Способы запоминания, используемые людьми с выдающейся
памятью........................................................................................................ 90
Мы помним все?................................................................................................... 96
Количественные оценки параметров запоминания и забывания........ 101
Оценки параметров процесса воспроизведения информации,
хранящейся в памяти человека............................................................ 105
Закон Хика. Модель иерархической структуры памяти........................ 109
Первичные представления о временной организации
памяти: амнезии....................................................................................... 112
Подходы к изучению механизмов памяти. Концепции
активной памяти....................................................................................... 115
Резюме................................................................................................................... 119
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров............................... 121
Глава 4. Элементы механизмов формирования следов памяти.............. 122
Изменение формы и размера синаптических структур — молекулярные
механизму индивидуального долговременного запоминания.... 122
Роль «ранних» и «поздних» генов в процессах формирования
следов индивидуальной памяти........................................................... 128
Основные черты механизмов генетической памяти: планы
и инструкции построения клеточных структур,
органов и тканей записаны в кодах молекул ДНК........................ 133
Для процессов индивидуального обучения и запоминания
необходимы гены, регулирующие работу внутриклеточных
посредников■— Са2+ и циклического АМФ..................................... 140
Гипотезы формирования следов индивидуального запоминания
на.основе молекул ДНК......................................................................... 144
Резюме................................................................................................................... 148
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 149
Глава 5. Инстинктивное поведение................................................................. 150
Место инстинкта в спектре поведенческих актов.................................... 150
Тропизмы и таксисы — элементарные автоматизмы в составе сложного
поведения.................................................................................................... 151
Запечатление (импринтинг) — зона обучения в «жесткой» схеме
инстинктивного поведения.................................................................... 154
Сложность общей программы этапов «жесткого» инстинктивного
поведения.................................................................................................... 156
Инстинктивное поведение: сочетание элементов жесткого
автоматизма и пластичности................................................................ 159
Принципиальные ограничения возможностей инстинктивного
поведения.................................................................................................... 163
Ограниченность обучения, ритуалы и суеверия....................................... 168
Резюме.................................................................................................................... 171
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 171
Глава 6. Элементарные интеллектуальные функции................................. 172
Элементарные изменения поведения и их нейронные корреляции...... 172
Привыкание и сенситизация связаны с рядом особых
синаптических процессов...................................................................... 174
Условный рефлекс — элементарный ассоциативный процесс............. 178
Пресинаптические механизмы образования ассоциативных связей
условного рефлекса................................................. *............................. 182
Совпадение пре- и постсинаптического возбуждения как общая
схема ассоциативного обучения.......................................................... 185
Условно-рефлекторная ассоциация может быть выработана
на одном нейроне                                                                                        190
Резюме................................................................................................................... 193
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 193
Глава 7. Высшие интеллектуальные функции. Мышление и обучение 194
Трудности, возникающие при формулировании понятия «мышление» .... 194
Неразрывная связь процессов мышления и обучения............................. 197
Виды мыслительной деятельности............................................................... 198
Основные операции и процедуры мышления............................................ 202
Становление мыслительной деятельности ребенка................................. 204
Элементы решения проблемных задач в экспериментах с животными.... 208
Резюме................................................................................................................... 213
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров ,...v.......................... 214
^IdCTb II
ЛИЧНОСТЬ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Глава 8. Общее представление о личности человека................................ 216
Понятие личности, структура личности...................................................... 216
Жизненный путь личности. Сенситивные периоды................................. 219
Ролевые функции, кризисы развития............................................................. 222
Личностные факторы и психоанализ........................................................... 226
Неврозы как следствие дефектов функции защиты.................................. 230
Резюме................................................................................................................... 232
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 233
 
Глава 9. Личность человека и ее характеристики...................................... 234
Методы личностного тестирования............................................................. 234
Основные типы и черты характера человека............................................ 237
Темперамент человека и его характер......................................................... 241
Пример практического самоопределения своего типа характера....... 244
Тест. Личностный опросник Г. Айзенка............... ;.................................... 245
Обработка результатов.................................................................................... 247
Ключ к опроснику Г. Айзенка........................................................................ 248
Психофизиологические корреляты личностных факторов.................... 250
Резюме................................................................................................................... 253
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 254
Глава 10. Мотивации человеческого поведения......................................... 255
Мотивации как основа формирования жизненных целей...................... 255
Иерархия мотиваций человека. Мотивации животных......................... 257
Формирование новых мотиваций и корни духовных
ценностей................................................................................................... 260
Переключение энергии и механизмы сублимации
у животных: церемонии и ритуалы.
Истоки культурных традиций у человека........................................ 264
Мотивации и понятие смысла жизни..... :.................................................... 269
Резюме................................................................................................................... 270
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров........................... ,...v271
 
Глава 11. Эмоциональный мир личности..................................................... 272
Эмоции и регуляция мотивационной деятельности................................. 272
Эмоции и регуляция познавательной деятельности................................ 275
Способы выражения и измерения эмоций в процессе общения........... 278
Эмоции и язык социально значимых жестов и поз................................... 282
Настроения, стрессы, аффекты...................................................................... 284
Психофизиология механизмов мотиваций и эмоций................................ 288
Психофизиология механизмов стрессов и аффектов............................... 292
Полушария мозга управляют различными сторонами
эмоционального поведения                                                                    294
Резюме.................................................................................................................... 297
Вопросы и задания для самопроверки и семинаров................................ 298
Список литературы.............................................................................................. 299

Предисловие
   
Силы человеческой души, называемые в просторечии психическими актами, способностями, процессами, функциями, действиями и дея-тельностями, выступали и выступают предметом изображения в ми­фологии и искусстве, предметом размышления в теологии и филосо­фии, предметом изучения в психологии и других науках о человеке. Искусство и философия отдельно или совместными усилиями порож­дают и задают науке (разумеется, непроизвольно) смысловой внут­ренне напряженный образ, который рано или поздно выступает для науки в качестве исходного, поискового при построении возможного предмета научного исследования. Так, например, античностью были заданы образ апейрона (атома), образ души, образ разума, образ памя­ти, образы человеческих страстей, героических поступков, мужества, воли и многого другого.
Попытки сведения в единое целое различных гуманитарных и есте­ственно-научных данных для объяснения, а еще лучше, понимания того, что самые разные люди интуитивно называют душой, душевны­ми переживаниями, мыслями и чувствами, является важной, хотя и трудно разрешимой задачей психофизиологии. Такие попытки со сто­роны физиологии делались неоднократно в прошлом, и надо сказать, что сближение психологии с ее физиологическими (нейрофизиологи­ческими) механизмами представляется совсем не простым равномер­ным процессом. Скорее этот процесс можно сопоставить с причудли­вым и зависящим от многих понятных и непонятных причин слиянием дождевых струй и капель на ветровом стекле автомашины.

1 Египет J.S. Autobiography. In G. Lindzey (Ed.). A history of psychology in autobiography. (Vol. 7, pp. 75-151). San Francisco: Freeman, 1980.


Тем не менее потребность в целостном осмыслении всей огромной (может быть, и неохватной) проблематики психологии, по-видимому, всегда ощущалась думающими людьми независимо от уровня их обра­зования и характера деятельности. Живой классик современной психо­логии Дж. Брунер писал: «Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это че­ловеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?»1
Потребность в интегральной оценке душевных явлений можно увидеть также и в другом знаменитом высказывании, принадлежащем Имману­илу Канту: «Две вещи наполняют душу все новым и растущим изумле­нием: звездное небо над головой и моральный закон во мне».
Тоска по целостности если не души, то по целостности психологии отчетливо ощущается в автобиографии А. Р. Лурии, написанной им в конце жизни. Он вслед за Максом Ферворном разделял ученых на «классиков» и «романтиков». Последних не удовлетворяет расчлене­ние живой реальности на элементарные компоненты, воплощение ее в абстрактных моделях. Они пытаются сохранить богатство конкретных событий как таковых и их привлекает наука, сохраняющая это богат­ство Сам Александр Романович счастливо сочетал в себе свойства «классиков» и «романтиков».
Аналогичную тоску по целостности мы встречаем у того же Джеро­ма Брунера. В «Автобиографии» (1980) он не слишком оптимистиче­ски пишет: «Я не чувствую, чтобы мои работы совершили революцию или в моем собственном мышлении, или в состоянии наук о человеке в целом. В чем-то самом важном я чувствую себя неудачником. Я на­деялся, что психология сохранит целостность и не превратится в на­бор несообщающихся поддисциплин. Но она превратилась. Я надеялся, что она найдет способ навести мосты между науками и искусствами. Но она не нашла». Нужно сказать, что подобная самооценка Дж. Бру­нера не вполне справедлива. Его работы, как и работы А. Р. Лурии, внес­ли существенный вклад в развитие целостных представлений о чело­веке, в изучение его живой души и сознания, но проблема остается.

1 Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. — М.: Изд-во МГУ, 1982.


Книга В. М. Кроля представляет собой очередную и достаточно удачную попытку согласования точек зрения многих наук на законо­мерности и механизмы психических процессов. Особенностью пред­лагаемого учебника является многоплановость изложения материала: многие явления описываются автором с учетом их этологических, нейрофизиологических, информационных и молекулярных корреля­тов. На современном уровне развития смежных областей науки воз­можность таких сопоставлений является одновременно очевидной и проблематичной. Ее реализация полезна для формирования мировоз­зрения учащихся. Объединение в рамках одного учебника описания психологических явлений и их физиологических механизмов представ­ляется целесообразным не только в связи с тем, что это соответствует учебным планам вузов, но и потому, что для понимания сущности современной психологии необходимы знания о механизмах развития* способностей, мотиваций, интеллекта, характеристик личности че­ловека. Важно отметить интенцию автора к целостному, полному и глубокому описанию основных фактов и теоретических положений современной психофизиологии. Книга написана хорошим языком, живо, занимательно и убедительно, что ценно для учебника. Текст со­держит четкие определения описываемых явлений, понятий, гипотез и закономерностей.
Интегративное, целостное описание науки, так же как и разделение итогов (продуктов) изображения, размышления и исследования, ра­зумеется, весьма условно и границы размыты1 Конечно, мифология содержит нечто большее, чем образ. Афродиту можно считать первым психологом-экспериментатором. Она, для того чтобы разлучить Пси­хею с Эротом, заставляла ее проходить через разные испытания. Пси­хея, пройдя их, стала не только богиней, но и символом бессмертной души, ищущей свой идеал: «... душа наша не субстанция, сделанная из метафизической ваты, а легкая и нежная Психея»1. Душа — бунин-ское «легкое дыхание», которое у Оли Мещерской «снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре» (Бу­нин И. А. «Легкое дыхание»). О значении мифического в культуре точно написал Т. Манн: «В типичном всегда есть много мифического, мифи­ческого в том смысле, что типическое, как и всякий миф, — это изна­чальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, из­древле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда присущие ей при­меты» 2. Именно в этом смысле мифология и искусство намного опе­режают мысль не только науки, но и философии в познании живого. И все же нередко создается впечатление, что искусство, философия и наука имеют дело с совершенно различными предметами.

1 Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Худ. лит., 1990. - С. 259. *MaHti Г. Собрание сочинений. - М.: Советский писатель, 1960. Т. 9. - С. 186.


Необходимо более пристальное внимание и специальная, далеко не простая работа, чтобы обнаружить сходство в представлениях, напри­мер, о памяти, порожденных художником, философом и ученым. При­чина этого очевидна. Сходство, если оно действительно есть, не нагляд­но, его нужно устанавливать. В самом деле, искусство представляет память как живой целостный образ, как миф, как живую метафору, например Лета, персону, например Мнемозина! Раскрыть живую метафору не просто. Метафора — это скоропись духа, стенография большой личности, — говорил Б. Пастернак. Наше дело ее расшифро­вывать и понимать. Философия представляет память как идею, цен­ность и смысл, выраженные в слове: «Философия — это сознание вслух», — говорил М. К. Мамардашвили. Наука представляет память как законосообразный механизм, модель и проект их реализации, т. е. как действие. А, Бергсон, В. И. Вернадский неоднократно подчеркива­ли, что действие — характерная черта научной мысли. Сама наука — это нормативная деятельность, включающая множество инструмен­тальных действий от наблюдения до обработки результатов. Благода­ря ориентации на механизм наука присвоила себе исключительное право на объективность. Следы пренебрежения к слову и образу ощу­щаются в ней до сего времени, чему, к сожалению, подражает образо­вание, забывая о собственной этимологии.
Другими словами, один и тот же предмет (текст) описывается на разных языках, которые не так-то легко переводятся с одного на дру­гой. А иногда перевод или хотя бы узнавание образа в слове, слова в действии вообще невозможны, так как наука может забыть исходный смысловой образ, пренебречь им, построить или подставить свой. На­пример, вместо образа души — образ поведения или деятельности, а то и мозга, и искать соответствующую им онтологию. Когда наука заходит в тупик, она вновь вынуждена обращаться к исходному смысловому об­разу. На этом примере, между прочим, хорощо видно, что распро­страненные в психологии понятия интериоризации (извне вовнутрь) и экстериоризации (изнутри вовне) не более чем удачные (и удобные!) метафоры, фиксирующие лишь внешнюю сторону сложнейшей и таин­ственной работы взаимного превращения живых форм, какими явля­ются слово, образ и действие. Интериоризация в такой же мере «вращи-вание» (Л. С. Выготский), как и выращивание или взращивание живых взаимодействующих форм. А. Н. Леонтьев проницательно заметил, что в процессе интериоризации внутренний план впервые рождается. И, можно добавить, не утрачивает при этом модуса объективности.
Сходство (не говоря о переводе) между образом, словом и действием не дано, а задано. Его нужно искать не в их внешних, а во внутренних формах. Специальный анализ, основанный на идеях В. Гумбольдта и Г. Г. Шпета о внешней и внутренней формах слова, позволил пред­положить, что не только слово гетерогенно. Гетерогенны образ и действие. Мало этого, слово, образ и действие буквально опутаны паутиной генетических и смысловых связей друг с другом. В итоге оказывается, что образ, рассматриваемый как внешняя форма, содер­жит в своей внутренней форме слово и действие; соответственно слово, рассматриваемое как внешняя форма, содержит в своей внутренне^ форме образ и действие; наконец, действие, рассматриваемое как внеш­няя форма, содержит в своей внутренней форме слово и образ1. Сказанное можно выразить иначе. Слово, рассматриваемое как текст, имеет не только свой подтекст, но и, как говорят лингвисты, затпекст. Это же справедливо для образа и действия. Известно, что и подтекст не всегда легко обнаруживается. А прочтение затекста требует не­измеримо больших усилий, например, то же слово нужно «раско­вать», добраться до его ядра, до построенного в действии предметного остова.

1 Зитенко В. П. Мысль и слово Г. Г. Шпета. - М,: Изд-во РАО, 2000.


Паутина генетических и смысловых связей, опутывающих слово, образ и действие, нашла свое отражение и в излагаемых вданном учебнике трудах представителей естественно-научных направлений науки, в частности, в работах по моделированию семантических сетей, глубинных и поверхностных структур построения высказываний. Математический аппарат многих работ этого направления основан на порождающих грамматических структурах Н. Хомского, важный смысл которых состоит в попытках формализованного описания переходов от множества внешних форм фразы к существенно меньшему количеству ее глубинных смыслов. Интересно отметить, что аналогичные проблемьистоят и перед людьми, занимающимися как художественным, так и техническим переводом с языка на язык, В этом плане особый смысл приобретает известная фраза Ф. Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь» — совершенно точный перевод представляется скорее целью, чем реальной возможностью. Аналогичные проблемы стоят и перед исследователями, работающими в области искусственного интеллекта и вынужденными сопрягать естественный язык человека с его интерпретацией на языках программного обеспечения. Те же самые проблемы, по-видимому, лежат в основе проблем некоммуникабельности, когда люди по мере усложнения предмета общения все в большей степени не способны понимать друг друга. Эта принципиальная проблема сложности общения хорошо знакома практическим психологам и педагогам, которые в своей ежедневной работе обязаны каждый раз пытаться заново решать ее с каждым учащимся. Излагаемые в учебнике подходы к исследованию проблем коммуникации, в частности подходы, основанные на парадигме порождающих структур и семантических сетей памяти, находят интересные параллели с положениями об «умной, думающей памяти».           
А. Августин, вслед за греками, признавал Память одной из глав­нейших способностей души наряду с Рассудком и Волей. Ему при­надлежит одно из самых поэтических описаний работы памяти, кото­рые имеются в истории культуры:
«Прихожу к равнинам и обширным дворцам памяти (compos et lata praetoria memoria), где находятся сокровищницы (thesauri), куда све­зены бесчисленные образы всего, что было воспринято. Там же сложе­ны и все наши мысли, преувеличившие, преуменьшившие и вообще как-то изменившие то, о чем сообщили наши внешние чувства. Туда передано и там спрятано все, что забвением еще не поглощено и не погребено. Находясь там, я требую показать мне то, что я хочу; одно появляется тотчас же, другое приходится искать дольше, словно отка­пывая из каких-то тайников; что-то вырывается целой толпой, и вмес­то того, что ты ищешь и просишь, выскакивает вперед, словно говоря: "Может, это нас?" Я мысленно гоню их прочь, и наконец то, что мне нужно, проясняется и выходит из своих скрытых убежищ. Кое-что возникает легко и проходит в стройном порядке, который и требовался: идущее впереди уступает место следующему сзади и, уступив, скрыва­ется, чтобы выступить вновь, когда я того пожелаю. Именно так и про­исходит, когда я рассказываю о чем-либо по памяти»1.

1 Августин А. Исповедь. М.: Renaissance, 1991.


Сегодня методическая вооруженность и изощренность психологии при изучении психических процессов и функций вполне сопоставима со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генети­ки, информатики и других наук, с которыми она тесно сотрудничает. Столь же развит и используемый математический аппарат. Психология и психологи давно утратили комплекс неполноценности по поводу субъективности (субъективизма) своей науки. Исчезли упреки в ее адрес и по поводу старинного «душевного водолейства». Несмотря на срав­нительно молодой возраст экспериментальной психологии, она накопи­ла солидный багаж, ставший фундаментом для многих своих отраслей и практических приложений. Как и в любой другой науке, в психологии есть множество конкурирующих теорий, научных направлений и школ. Усилиями многих замечательных ученых построена онтология психи­ки, за что была заплачена немалая цена. Психологи распредметили ики, говоря точнее, «раздушевили» душу и в итоге получили и изучили пси­хику. Другими словами, сейчас уже имеется «материя», которая подле­жит опредмечиванию и одушевлению. Если бы не была сделана первая часть работы — работа анализа, не было бы что одушевлять.
Сейчас появились основания для прорыва к онтологии души. Дли этого на опыт, накопленный экспериментальной психологией, нужно суметь посмотреть другими глазами, например, глазами А. А. Ухтом­ского, что чрезвычайно трудно. Ведь классическая или академическая психология в своем стремлении к объективности превращает челове­ка, т. е. духовное существо (это не больший комплимент, чем Homo sapiens), во вполне телесный «нервно-мышечный препарат» и смот­рит на него своим естественно-научным, телесным глазом. Соответ­ственно, изолированно изучаемые психические функции выступают как препараты, а не как жизненные силы — силы человеческой души. Классический пример — исследование Г. Эббингаузом запоминания бессмысленных слогов. По этому же пути пока идет и когнитивная психология, изучающая отдельные «ящики в голове». Ухтомский, на­против, изучал реальный нервно-мышечный аппарат, не утрачивая биологической перспективы, и смотрел на живое вещество духовным взором, оком своей души, что не мешало ему получать вполне акаде­мические, ставшие классическими результаты!. То же относится к живому движению. Например, на балет можно смотреть сквозь приз­му законов механики или биомеханики, можно — сквозь призму фи­зиологии активности или психологической физиологии, а можно — сквозь призму психологии искусства эстетики и поэзии как на душой исполненный полет, как на «моторный профиль», «кинетическую ме­лодию», грацию. Последняя в античности означала «великодушие». И эти различные взгляды на живое движение не столь уж несовмести­мы. Об этом свидетельствует опыт Н. А. Бернштейна, рассматривав­шего живое движение от уровня мыщечных синергии до одухотворен­ных — смыслового и символического уровней2. Трудно сказать, знал ли Бернштейн характеристику духа, данную Г. Гегелем: «Дух не есть нечто абстрактно-простое, а есть система движений, различающая себя в моментах». И эта система имеет отчетливую физиологическую проекцию.
1              Ухтомский А. А. Избранные труды. Л.: Наука, 1978.
2 Бернштейн Я. А. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.

Дух, — писал Г. Г. Шпет, — не метафизический Сезам, не жизнен­ный эликсир, он реален не «в себе», а в признании. В таком же призна­нии нуждается и душа, чему мешает инерция отрицания или прене­брежения ею, продолжающаяся и сегодня. Даже в статье, посвященной методологическому либерализму в психологии, ее автор А. В. Юревич, призывая к признанию соперничающих психологических теорий равно
достоверными, психологию души считает все же экстремальным ва­риантом гуманистической психологии К Можно по-разному относить­ся к христианской психологии, которую наряду с гуманистической упомянул Юревич. Однако интерес к душе как к предмету научного исследования вовсе не связан с религиозной верой. Психология по­ступила довольно опрометчиво, передав проблему онтологии души и духа по ведомству религии. Школа союза души и глагола (М. Цветае­ва)— вовсе не школа религии и глагола. Свою обедню отслужу, сказал когда-то А. Блок. Философия и наука имеют помимо религиозных и свои истоки духовности и культуры, к которым не грех обращаться хотя бы время от времени.
В поисках целостности психики посильный вклад в построение он­тологии души вносят (вольно или невольно) культурно-историческая психология, психология искусства, гуманистическая и некоторые дру­гие направления психологии. Например, Л. С. Выготский через поня­тие предметной деятельности реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций: психика выступила, таким образом, как специфический (А. А. Ухтомский сказал бы: функциональный) орган деятельности. Э. Г. Юдин справедливо отмечал, что в методологиче­ском плане первое завоевание культурно-исторической психологии со­стояло в том, что понятие предметной деятельности было использовано как орудие функционального объяснения и обоснования целостности предмета психологии2. В дальнейшем и высшие психические функции, в том числе память, стали рассматриваться как интериориЗированные формы предметной деятельности. Преемники Выготского постепенно трансформировали понятие предметной деятельности из универсаль­ного объяснительного принципа в реальный предмет психологического исследования. В этом смысле культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности могут и должны рассматривать­ся не как чуждые классической психологии, а как закономерные этапы в ее развитии: в гегелевской терминологии это есть поиск пути от абст­рактного, полученного в итоге аналитической работы рассудка, к кон­кретному, воспроизведение конкретного посредством разума.
1 Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии, 2001, № 5. — С. 4.
2 Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдито-риал УРСС, 1997, С 273.

Когнитивная психология, удачное изложение, представленное в ряде глав данного учебника, напротив, есть непосредственное продолжение и углубление, притом весьма эффективное, аналитической работы классической экспериментальной психологии. Открываемые (созда­ваемые?) ею с помощью микроструктурного и микродинамического анализа функциональные органы (их называют функциональными блоками, блоками функций, упомянутыми выше ящиками в голове и т. п.) в значительной степени инвариантны по отношению к траг^и-ционно выделяемым психическим актам: ощущение, восприятие, взи­мание, память, мышление и т. п. Например, блоки сенсорного регистра, иконической памяти, сканирования, опознания, извлечения смысла трудно отнести только к какой-либо из перечисленных психических функций. Это особый путь к синтезу психических функций. Идя по нему, психологи лишь на первых порйх руководствовались компью­терными метафорами. Предугадать, сегодня его будущие результаты едва ли возможно.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24