Год выпуска: 2005
Издательство: Академический
проект
ISBN: 5-902358-90-6
Формат: PDF
Качество:
Отсканированные страницы
Описание:
В учебном пособии рассматриваются
методы психологического исследования:
эксперимент, наблюдение, беседа,
анкетирование, тестирование, социометрия
и др. Учебные задачи, практические
задания помогут практическому овладению
методами исследования.
Пособие
предназначается для работников
педагогических учебных заведений,
студентов. Может быть использовано
родителями в системе повышения
квалификации и профессионального
самоопределения.
Второе издание этого
пособия удостоено диплома лауреата
Всероссийского конкурса преподавателей
высших педагогических учебных заведений
на лучшие научные и учебно-методические
работы по совершенствованию подготовки
специалистов без отрыва от производства.
Введение
Учебное пособие «Методы психологического исследования» создавалось на основе многолетнего опыта работы со студентами педагогических учебных заведений. Уже первое издание учебного пособия в 1993 году на Всероссийском конкурсе преподавателей высших педагогических учебных заведений на лучшие научные и учебно-методическиеработы по совершен -ствованию подготовки специалистов без отрыва от производства было награждено дипломом лауреата конкурса. То, первое издание называлось «Методы изучения психики ребенка».
Настоящее учебное пособие значительно пополнилось новыми разделами, связанными с проведением экспериментальной работы. В пособии представлены научно-практические материалы исследовательской деятельности психолога. Приводятся элементы понятийного аппарата научной работы, раскрываются ее этапы, рассматривается написание курсовых и дипломных работ.
Особое внимание уделено изложению экспериментальных исследований, наблюдению, проведению исследовательских бесед, анкетированию, тестовому опросу, изучению продуктов деятельности человека и социометрии. Включены материалы заданий, которые должны выполняться студентами в период их педагогических практик по исследовательской деятельности, психологическому анализу проводимых ими уроков. Студентам даются ориентиры по выполнению ими курсовых и дипломных работ.
Раздел «Математические методы исследования» написан А.В. Губановым как результат его большого опыта чтения этого курса студентам и аспирантам, работающим над диссертационными работами.
Для самоконтроля изучаемого курса даются контрольные вопросы и задания. Специально вводится раздел «Проверьте себя», включающий практические ситуации по изучаемому курсу и их ориентировочные решения.
Учебное пособие завершается терминологическим словарем и списком литературы.
Заслуженный работник высшей школы РФ Б.С. Волков
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
МЕТОДВЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ и
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ_37
Эксперимент.................................................................38
Наблюдение...................................................................60
Беседа..............................................................................68
Анкетирование.............................................................77
Тест..................................................................................86
Социометрия...............................................................117
Изучение продуктов деятельности....................129
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ_
Основные понятия теории вероятности
и математической статистики.............................131
Основные положения теории
проверки статистических гипотез.....................144
Методы проверки статистических гипотез .... 149
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1 ЗАДАНИЯ_221
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ_247
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ_286
ТЕСТЫ_288
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ_293
ЛИТЕРАТУРА_302_
1. Психологический анализ урока...........................308
2. Анализ урока по педагогическому
общению (По Г.М. Годжеспировои)..................321
3. Программа проведения педагогической практики студентов на 4 —5 курсах
МГОУ по психологии.............................................323
4. Методическиерекомендации
по выполнению курсовых работ.........................329
5. Значение критерия t для отбраковки выпадающих вариантов при разных
уровнях значимости (р)..........................................339
6. Значения критерия Стьюдента t
при различных уровнях значимости (р).........340
7. Критические значения
коэффициента корреляции Пирсона..............341
8. Тест школьной тревожности Филлипса..........342