|
Зеер Э.Ф. Психология профессионального развитияЗеер Э.Ф. Год: 2009 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. Профессиональное развитие человека стало предметом исследования психологов в начале прошлого столетия. В прикладных отраслях психологии — психотехнике и психологии труда — при изучении проблем развития и совершенствования трудовых умений и навыков, рационализации трудовой деятельности, работоспособности, психологической характеристики профессий, профотбора и рационального использования кадров исследовались различные аспекты психологии профессиональной успешности работников, а следовательно, механизмы и закономерности профессионального развития. В это же время в индустриальных странах Европы и США возникали психологические теории профессионального развития. На первых порах главное внимание уделялось поиску возможностей повышения эффективности производства. Во второй половине XX столетия в рамках исследования карьеры специалистов начали разрабатываться новые концепции профессионального развития. Продвижение по должностным ступеням стало рассматриваться в них как процесс реализации человеком себя, свс с возможностей в условиях профессиональной деятельности. В последнее время в зарубежной психологии получила распре странение концепция поливариантной карьеры. Ее основные положения заключаются в следующем: - профессиональная биография каждого работника признается уникальной; - динамику профессионального развит ^ределяют карьерные циклы, каждый из которых состоит k.t шни-стадий профессионального становления; - переход от одной стадии к другой сопровождается краткими, но интенсивными периодами обучения (повышение квалификации); - профессиональная успешность обеспечивается уровнем развития метаумений, так называемых компетенций. В отечественной психологии в 1980-е гг. исследования проблем профессионального развития велись по таким направлением: - профессиональное становление; - формирование профессионализма и профессионализация субъекта деятельности; - профессиональное самоопределение личности. В исследованиях четко проводился субъектно-деятельностный подход, важное значение придавалось активности самой личности — сценаристу своей успешной профессиональной жизни. В качестве механизмов профессионального развития рассматривались саморегуляция, саморазвитие, самоорганизация. Дифференциация профессионального развития на этапы, стадии, периоды осуществлялась по различным критериям: по уровню выполнения деятельности, социальной ситуации, ведущей деятельности, уровню профессионализма и др. Главное внимание уделялось исследованию психологических феноменов, механизмов и закономерностей продуктивного профессионального развития. В конце 1980-х гг. в отечественной психологической науке оформилась новая отрасль — акмеология. Ее особенность — ориентация на прогрессивное развитие личности и ее самосовершенствование. Акцент делался на закономерностях развития профессионализма. Анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследований профессионального развития позволяет сделать вывод: тематическим ядром научных поисков стало однонаправленное прогрессивное изменение деятельности и личности обучаемого или специалиста. Задачами исследования были выявление механизмов, закономерностей, особенностей успешного профессионального развития, а также разработка эффективных (действенных) психолого-педагогических технологий актуализации личностно-про-фессионального потенциала, развития и формирования психологических новообразований профессионально успешной личности. Взаимосвязь человека с профессией изучалась сквозь призму адаптации личности к деятельности, ее профессиональной пригодности, удовлетворенности процессом труда и повышения его результативности. Исследование факторов, препятствующих профессиональному развитию, обусловливалось стремлением повысить эффективность труда человека, сделать его надежным, безопасным, созидательным. Учет индивидуально-типологических свойств человека сводился к профотбору и выработке индивидуального стиля деятельности. Исследовались также факторы, негативно сказывающиеся на профессиональном развитии: неблагоприятная социально-экономическая ситуация, низкая организационная культура труда, отсутствие адекватного социально-профессионального интереса к содержанию данного вида трудовой деятельности, недостаточный Наряду с этим при проведении исследований психологи подчеркивали, что профессиональное развитие сопровождается периодами регресса, дезадаптации, стагнации, кризисами, деформациями, а в отдельных случаях и профессиональной деградацией человека. Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А. К. Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также на кризисы профессионального развития1. Искаженное профессиональное развитие, возникновение в процессе выполнения профессиональной деятельности негативных качеств, меняющих профиль личности, освещены в работах С.П.Безносова, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследователи отмечают, что под влиянием условий труда, индивидуально-типологических особенностей работников, их возраста развиваются профессионально нежелательные качества, которые отрицательно сказываются на продуктивности профессиональной деятельности. А.В.Филиппов, анализируя психологические механизмы реализации нововведений, выделяет несколько типов психологических барьеров: организационно-психологические, социально-психологические, когнитивно-психологические и психомоторные2. Возникновение этих барьеров обусловлено стереотипизацией организационных процессов, межличностных отношений, квалификацией, режимом труда. Развитие производства, модернизация техники, внедрение новых технологий с необходимостью предполагают перестройку, изменение устоявшейся профессионально обусловленной структуры специалиста. Психологические барьеры порождают конфликтные ситуации, вызывают психическую напряженность, неудовлетворенность трудом, руководителями. Все эти деструктивные явления приводят к развитию таких профессионально нежелательных качеств, как консерватизм, догматизм, индифферентность и др. Основываясь на анализе литературы и собственных исследованиях, мы можем констатировать, что профессиональное развитие — это не только совершенствование (позитивное изменение), но и разрушение, возникновение негативных тенденций и развитие профессионально нежелательных новообразований. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение в психологию профессионального развития............................. 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы профессионального развития......................................................................................10 1.1. Смыслообразующие понятия...............................................................10 1.2. Методологические основания психологии профессионального развития.................................................................................................16 1.3. Пролегомены психологии профессионального развития..................21 1.4. Пространство профессионального развития личности......................30 Глава 2. Метапсихологические категории профессионального развития......................................................................................43 2.1. Психологическое измерение человека................................................43 2.2. Деятельность — ядро психологического поля человека.....................44 2.3. Человек как индивид............................................................................53 2.4. Человек как субъект деятельности.......................................................57 2.5. Человек как личность...........................................................................66 Глава 3. Психологические основы профессионального становления личности......................................................................................78 3.1. Становление личности..........................................................................78 3.2. Профессиональное становление личности.........................................88 3.3. Психологическое содействие профессиональному становлению личности................................................................................................92 Исходные положения...........................................................................92 Психологическое содействие профильной подготовке школьников...........................................................................................96 Психологическое содействие выбору профессии............................100 Психологическое содействие профессиональному образованию... 105 Психологическое содействие профессиональной адаптации.........109 Психологическое содействие профессионализации........................112 Психологическое содействие восхождению к вершинам профессионализма: мастерства..........................................................114 Глава 4. Психология развивающего профессионального образования..............................................................................121 4.1. Профессиональное образование как фактор развития личности ... 121 4.2. Концепция развивающего профессионального образования..........134 4.3. Развивающие технологии профессионального образования...........140 Развивающая психодиагностика.......................................................144 Тренинги развития метапрофессиональных образований..............147 Организационно-деятельностные игры............................................151 Метод проектов...................................................................................155 Направляющие тексты.......................................................................159 4.4. Мониторинг профессионального развития личности......................168 Глава 5. Психологические барьеры профессионального развития личности...................................................................................184 5.1. Кризисы профессионального становления личности......................184 Введение в проблему..........................................................................184 Типология кризисов личности..........................................................188 Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития...............................................................................................191 Психологические особенности кризисов профессионального становления.........................................................................................195 5.2. Профессионально обусловленные деструкции личности................203 Введение в проблему..........................................................................203 Психологическая детерминация профессиональных деструкции личности..............................................................................................204 Виды профессиональных деструкции личности..............................207 Профилактика и коррекция профессионально обусловленных деструкции личности..........................................................................219 5.3. Стратегии преодоления психологических барьеров профессионального развития............................................................222 5.4. Стратегии профессионального самосохранения личности..............228 Литература.................................................................................................237 |
Loading
|