
Год:
2001
Издательство: Информационный
центр психологической культуры
ISBN:
5-7856-0212-1
Серия: Техники психотерапии
Язык:
Русский
Формат: PDF
Качество: Распознанный
текст без ошибок (OCR)
Количество страниц:
184
Описание: В своей книге Джеральд
Остер и Патриция Гоулд показывают, каким
образом рисунок может помочь клиницисту
в распознании и лечении различного типа
пациентов. При этом авторы учитывают
различные терапевтические подходы и
различные этапы терапии. `Рисунок
впсихотерапии` содержит ценные клинические
указания и дает полезные стратегии
поведения, рассматривая с различных
перспектив полезность рисунка в лечении
психических отклонений. Данная работа
является ценным дополнением к литературе
о невербальных формахтерапии. Она будет
полезной для клиницистов различных
школ, желающих расширить и укрепить
свои знания в использовании рисунка в
клинической практике, поскольку является
достойным внимания вкладом в этой
области.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО В наше время клиницист сталкивается с огромным количеством информации эмпирических исследований в психотерапевтическом лечении. Биологические и эпидемиологические исследования дают важные указания, помогающие распознавать и лечить всевозможные психические отклонения. При наличии такого количества научно подтвержденных фактов не стоит забывать, что психотерапевтическое лечение основано, кроме прочего, на установлении и поддержании терапевтической связи между лечащим врачом и пациентом. Создание таких отношений требует учета множества тонких аспектов и индивидуального подхода к пациенту. Это утверждение будет верным, независимо от диагноза, терапевтического подхода или теоретической основы. Пытаясь установить и поддержать терапевтический контакт с пациентом, клиницист всегда наталкивается на "трудных" пациентов, у которых часто возникают проблемы с вербальным контактом во время терапии. Всевозможные техники "воображения", "проекции" и "визуализации", созданные специально для диагностики, установления контакта и лечения пациентов, у которых существуют проблемы с самовыражением при помощи слов или другим способом, могут дать точную вербальную информацию и полный доступ ко всем аспектам личности.
В своей книге Джеральд Остер и Патриция Гоулд показывают, каким образом рисунок может помочь клиницисту в распознании и лечении различного типа пациентов. При этом авторы учитывают различные терапевтические подходы и различные этапы терапии. "Рисунок в психотерапии" содержит ценные клинические указания и дает полезные стратегии.
Доктор медицины Стюарт ГАБЕЛЬ (Stewart Gabel)
доцент психиатрии, ординатор Дневной Детской Больницы New York Hospital / Cornell Medical Cent)
Westchester Division White Plains, штат Нью Йорк
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО................................................................4
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................6
ГЛАВА 1
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА
В ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ.................................................12
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.......................................................................................12
ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ
ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................12
ОТКРЫТИЕ ИСКУССТВА ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ............................................14
ТЕРАПЕВТ. ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ИСКУССТВО — ОТДЕЛЬНАЯ
ПРОФЕССИЯ..................................................................................................................15
РИСУНОК ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА.........................................................17
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА РИСУНКА............................................................19
РИСУНОК И ДРУГИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА........................................................21
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЦВЕТЕ...................................................................................22
ГЛАВА 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА
В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.........................................23
СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ..............................................23
ТЕХНИКА НАХОЖДЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ, С КОТОРЫМИ
ОБРАЩАЮТСЯ ЛЮДИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ..................................................24
РИСУНОК КАК ОЦЕНКА КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ.....................................26
РИСУНОК КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА........................................................27
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ..........................................................................29
НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ РИСУНКА. ДАЮЩИЕ
ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ................................................................29
РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ ГУДЕНАУ-ХАРРИСА.........................................................30
НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................32
НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ПОД ДОЖДЕМ"................................................................37
ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК..................................................................................41
ДОМ.................................................................................................................................42
ДЕРЕВО..........................................................................................................................46
ЧЕЛОВЕК.......................................................................................................................51
"НАРИСУЙ СЕМЬЮ"...................................................................................................56
РИСУНОК НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ.......................................................................61
"КАРАКУЛИ".................................................................................................................64
ИГРА В РИСОВАНИЕ ИСТОРИИ..............................................................................66
ВЫВОДЫ........................................................................................................................70
ГЛАВА 3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА
В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ................................72
ЦЕННОСТЬ РИСУНКА ДЛЯ ПСИХОТЕРАПИИ...................................................72
НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ............................................................73
ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ............................................................................................74
БЕЗ ТЕРАПЕВТА.........................................................................................................75
ПОЗИЦИЯ ТЕРАПЕВТА, ПРИМЕНЯЮЩЕГО РИСУНОК...................................76
ПОБУЖДЕНИЕ К СПОНТАННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЮ ФАНТАЗИИ............77
ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ.............................................................................................77
СОЗДАНИЕ ОСНОВ ДЛЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.......................78
РАБОТА НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ И СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ.................79
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ..................................................................................81
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА........................83
ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕНОСА.........................................................................................84
ПРОЦЕСС ПЕРЕРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ.................................................................87
КОНЕЧНАЯ ФАЗА.......................................................................................................89
ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНКА В КРАТКОСРОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ВО
ВРЕМЯ ПЕРЕКРЕСТНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ...........................................................90
СЛУЧАЙ ДАВИДА.......................................................................................................94
ГЛАВА 4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА
В СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ..................................115
СЕМЬЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ ПРАВИЛЬНО.
И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ....................................................................115
РОЛЬ ТЕРАПЕВТА.....................................................................................................117
ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ СЕМЬИ...................................................................................118
ОЦЕНКА СЕМЬИ ПРИ ПОМОЩИ АРТ-ТЕРАПИИ........................................120
РЕКОМЕНДАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ РИСУНКА. В ОЦЕНКЕ
СУПРУЖЕСКИХ ПАР.................................................................................................123
РИСУНОК В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ СЕМЬИ.........................................................126
ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ.............................................................................128
КОМБИНИРОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ
СО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИЕЙ.............................................137
ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ...............................................................................................138
ГЛАВА 5
ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНКА В ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ............151
ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ..............................................152
ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ........................................................153
ЭТАПЫ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА......................................................................154
ПОЛЬЗА ОТ ВВЕДЕНИЯ РИСУНКА В ГРУППОВУЮ ТЕРАПИЮ....................156
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ
ГРУППОВОГО ОПЫТА.............................................................................................158
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ "ТРУДНЫХ" УЧАСТНИКОВ
ГРУППЫ.......................................................................................................................163
РЕКОМЕНДАЦИИ РИСУНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ................164
ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ................................................................................................170
1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК...........................................................................170
2. РИСУНОК КАК ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОБЛЕМ И
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ..................................................................................172
3. РИСУНОК, ОБЛЕГЧАЮЩИЙ ИНТЕРАКЦИИ В ГРУППЕ,
И ПОСТРОЕНИЕ ЧУВСТВА ОБЩНОСТИ............................................................176
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ......................................................................178
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................179