|
Остер Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапииОстер Д., Гоулд П. Год:
2001 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО В наше время клиницист сталкивается с огромным количеством информации эмпирических исследований в психотерапевтическом лечении. Биологические и эпидемиологические исследования дают важные указания, помогающие распознавать и лечить всевозможные психические отклонения. При наличии такого количества научно подтвержденных фактов не стоит забывать, что психотерапевтическое лечение основано, кроме прочего, на установлении и поддержании терапевтической связи между лечащим врачом и пациентом. Создание таких отношений требует учета множества тонких аспектов и индивидуального подхода к пациенту. Это утверждение будет верным, независимо от диагноза, терапевтического подхода или теоретической основы. Пытаясь установить и поддержать терапевтический контакт с пациентом, клиницист всегда наталкивается на "трудных" пациентов, у которых часто возникают проблемы с вербальным контактом во время терапии. Всевозможные техники "воображения", "проекции" и "визуализации", созданные специально для диагностики, установления контакта и лечения пациентов, у которых существуют проблемы с самовыражением при помощи слов или другим способом, могут дать точную вербальную информацию и полный доступ ко всем аспектам личности. В своей книге Джеральд Остер и Патриция Гоулд показывают, каким образом рисунок может помочь клиницисту в распознании и лечении различного типа пациентов. При этом авторы учитывают различные терапевтические подходы и различные этапы терапии. "Рисунок в психотерапии" содержит ценные клинические указания и дает полезные стратегии. Доктор медицины Стюарт ГАБЕЛЬ (Stewart Gabel) доцент психиатрии, ординатор Дневной Детской Больницы New York Hospital / Cornell Medical Cent) Westchester Division White Plains, штат Нью Йорк СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО................................................................4 ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................6 ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ.................................................12 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.......................................................................................12 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................12 ОТКРЫТИЕ ИСКУССТВА ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ............................................14 ТЕРАПЕВТ. ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ИСКУССТВО — ОТДЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ..................................................................................................................15 РИСУНОК ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА.........................................................17 ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА РИСУНКА............................................................19 РИСУНОК И ДРУГИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА........................................................21 НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЦВЕТЕ...................................................................................22 ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ.........................................23 СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ..............................................23 ТЕХНИКА НАХОЖДЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ, С КОТОРЫМИ ОБРАЩАЮТСЯ ЛЮДИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ..................................................24 РИСУНОК КАК ОЦЕНКА КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ.....................................26 РИСУНОК КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА........................................................27 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ..........................................................................29 НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ РИСУНКА. ДАЮЩИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ................................................................29 РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ ГУДЕНАУ-ХАРРИСА.........................................................30 НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА................................................................................................32 НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ПОД ДОЖДЕМ"................................................................37 ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК..................................................................................41 ДОМ.................................................................................................................................42 ДЕРЕВО..........................................................................................................................46 ЧЕЛОВЕК.......................................................................................................................51 "НАРИСУЙ СЕМЬЮ"...................................................................................................56 РИСУНОК НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ.......................................................................61 "КАРАКУЛИ".................................................................................................................64 ИГРА В РИСОВАНИЕ ИСТОРИИ..............................................................................66 ВЫВОДЫ........................................................................................................................70 ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ................................72 ЦЕННОСТЬ РИСУНКА ДЛЯ ПСИХОТЕРАПИИ...................................................72 НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ............................................................73 ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ............................................................................................74 БЕЗ ТЕРАПЕВТА.........................................................................................................75 ПОЗИЦИЯ ТЕРАПЕВТА, ПРИМЕНЯЮЩЕГО РИСУНОК...................................76 ПОБУЖДЕНИЕ К СПОНТАННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЮ ФАНТАЗИИ............77 ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ.............................................................................................77 СОЗДАНИЕ ОСНОВ ДЛЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ.......................78 РАБОТА НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ И СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ.................79 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ..................................................................................81 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА........................83 ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕНОСА.........................................................................................84 ПРОЦЕСС ПЕРЕРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ.................................................................87 КОНЕЧНАЯ ФАЗА.......................................................................................................89 ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНКА В КРАТКОСРОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ВО ВРЕМЯ ПЕРЕКРЕСТНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ...........................................................90 СЛУЧАЙ ДАВИДА.......................................................................................................94 ГЛАВА 4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ..................................115 СЕМЬЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ ПРАВИЛЬНО. И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ....................................................................115 РОЛЬ ТЕРАПЕВТА.....................................................................................................117 ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ СЕМЬИ...................................................................................118 ОЦЕНКА СЕМЬИ ПРИ ПОМОЩИ АРТ-ТЕРАПИИ........................................120 РЕКОМЕНДАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ РИСУНКА. В ОЦЕНКЕ СУПРУЖЕСКИХ ПАР.................................................................................................123 РИСУНОК В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ СЕМЬИ.........................................................126 ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ.............................................................................128 КОМБИНИРОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ СО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИЕЙ.............................................137 ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ...............................................................................................138 ГЛАВА 5 ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНКА В ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ............151 ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ..............................................152 ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ........................................................153 ЭТАПЫ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА......................................................................154 ПОЛЬЗА ОТ ВВЕДЕНИЯ РИСУНКА В ГРУППОВУЮ ТЕРАПИЮ....................156 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ ГРУППОВОГО ОПЫТА.............................................................................................158 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ "ТРУДНЫХ" УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ.......................................................................................................................163 РЕКОМЕНДАЦИИ РИСУНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ................164 ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ................................................................................................170 1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК...........................................................................170 2. РИСУНОК КАК ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОБЛЕМ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ..................................................................................172 3. РИСУНОК, ОБЛЕГЧАЮЩИЙ ИНТЕРАКЦИИ В ГРУППЕ, И ПОСТРОЕНИЕ ЧУВСТВА ОБЩНОСТИ............................................................176 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ......................................................................178 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................179 |
Loading
|