
Год выпуска:
2006
Издательство:
«Когито-Центр»
ISBN: 5-89353-161-2
Формат:
PDF
Качество: OCR с ошибками
Количество
страниц: 190
Язык: Русский
Размер
файла: 6.24 МБ
Описание: Фототерапия
является одним из относительно новых
направлений психотерапевтической
практики. Авторы статей, вошедших в
данный сборник, по-разному обосновывают
терапевтическое воздействие фотографии:
одни рассматривают фототерапию как
форму творческого самовыражения, другие
пытаются найти ей применение с позиций
глубинной психологии, визуально-нарративного
подхода и т.д.
Описаны основные принципы
организации и проведения фототерапевтических
занятий, приведены примеры из практики,
демонстрирующие возможности данного
метода.
Книга будет полезна для практических психологов и врачей-психотерапевтов, педагогов и социальных работников, а также художников и профессиональных фотографов, пытающихся применить свой талант и умения в целях оздоровления и творческого развития личности.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................5
A. И.Копытин
ПРИМЕНЕНИЕ ФОТОГРАФИИ В ПСИХОТЕРАПИИ.....................................9
Т.Е. ГОГОЛЕВЫМ
НЕКОТОРЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОТОГРАФИИ
В РАМКАХ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ......................69
Р. МАРТИН
НАБЛЮДЕНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ: ОТРЕАГИРОВАНИЕ ВОСПОМИНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО
ПОСРЕДСТВОМ ФОТОГРАФИИ..................................................................80
Ю.В. ПОЗДНЯКОВА, Е.А. ПОКЛИТАР, В.М. ЗУЛКАРНАЕВ, И.Е. ЦВИГУНЕНКО
ФОТОГРАФИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ
САМОВЫРАЖЕНИЕМ................................................................................100
B. А. СВЕНЦИЦКАЯ
Опыт ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФОТОТЕРАПИИ В РАБОТЕ
С ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ................................................113
Е.Р. АШАСТИНА РАБОТА С ОБРАЗОМ ДОМА: ФОТОГРАФИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ ЖЕНЩИН..................................................................132 М. БАРБИ ВИЗУАЛЬНО-НАРРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ТРАНССЕКСУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.................................................162 ОБ АВТОРАХ.............................................................................................190
Введение
Данная книга является первым русскоязычным изданием, посвященным психотерапевтическому использованию фотографии, включая как восприятие готовых фотоснимков, так и процесс их создания и последующего обсуждения. Наряду с опубликованной нами в 2003 г. небольшой по объему работой «Тренинг по фототерапии», она призвана повысить интерес специалистов в области психического здоровья, образования и социальной работы к богатым возможностям фотографии и стимулировать ее применение в качестве лечебно-коррекционного и развивающего средства.
Составитель сборника убежден, что фотография может стать частью эффективной здоровьесберегающей «технологии». Ее разноплановые возможности и потенциальная доступность для многих клиентских групп способны сделать ее ценным инструментом работы практических психологов и врачей-психотерапевтов, педагогов и социальных работников, а также художников и профессиональных фотографов, пытающихся применить свой талант и умения в целях оздоровления и творческого развития личности.
Возможности фотографии как исцеляющего и развивающего средства нередко проявляются в ходе самостоятельных занятий фотоделом или бытовой съемкой. На сегодняшний день нам было бы трудно представить свою жизнь без фотографии, сопровождающей человека с момента его рождения. Для большинства людей фотоснимки являются ценными документами, свидетельствами их личной истории. Они способны сближать людей и «рассказать» гораздо больше, чем любое многословное повествование. Конкретность и наглядность фотографий делает их «сгустком» реальности и материальным воплощением наших чувств и желаний, а также средством сохранения и передачи опыта.
Фотографируя друг друга и окружающий мир, мы способны ощутить радость игры и творческого отношения к жизни. Благодаря фотографии мы в какой-то мере можем «овладевать» и «управлять» предметами и создавать для себя новую реальность. Мы также можем попытаться «остановить» время, зафиксировав образы мира и свое состояние, чтобы затем постичь красоту и магию повседневности.
И, наконец, мы можем «овладеть» самими собой, своими чувствами и телом, организуя контекст съемки, осознанно или интуитивно «выбирая» тот образ себя, который нам нужен. Посредством фотографии мы также можем «реконструировать» забытую или утраченную целостность своего «я» и даже изменять самого себя.
Несмотря на то, что искусство фотографии существует сравнительно давно, до последнего времени оно редко применялось в лечебно-коррек-ционных и развивающих целях. Нам известны лишь редкие публикации, в которых описывается практика использования фотографии как средства оздоровления, психотерапии и реабилитации. Отчасти это связано с тем, что в «разговорной» психотерапии зримые свидетельства жизненного опыта клиента, как правило, обходились стороной, и фотоснимки лишь иногда привлекались в качестве материала для обсуждения. В то же время психотерапевтический и развивающий потенциал фотографии привлекает специалистов в области психического здоровья, заставляя их искать возможности для ее включения в свою работу.
Представители различных направлений психотерапии и консультирования, использующие фотографию, по-разному обосновываю! ее лечебно-коррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие: одни руководствуются клинико-психиатрическими представлениями и рассматривают занятия фотографией как одну из форм терапии творческим самовыражением, другие пытаются найти ей применение в рамках феминистского, глубинно-психологического, визуально-нарративного, системного, игрового и иных подходов.
Применение фотографии с целью лечения, психокоррекции и реабилитации иногда именуют фототерапией. На сегодняшйий день фототерапия объединяет в себе те формы работы, которые применяются с целью решения психологических проблем и психосоциальной адаптации лиц с разнообразными эмоциональными и психическими расстройствами, а также физическими недостатками, и предполагают создан не, восприятие и обсуждение ими фотографических образов. В гораздо меньшей степени, чем фотографирование и обсуждение снимков, в фототерапии пока используются другие виды творческой активности, в том числе элементы литературного творчества и изобразительной деятельности, движения, танца или ролевой игры, хотя такие формы работы также иногда имеют место.