Айвазовский, Гайвазовский, Иван Константинович [17(29).7.1817, Феодосия, — 19.4(2.5).1900, там же], русский живописец, мастер морского пейзажа. Сын мелкого торговца-армянина. В 1833 — 37 учился в петербургской АХ у М.Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. С 1845 академик, с 1847 профессор, с 1887 почётный член Академии художеств. Член ряда европейских академий. Много путешествовал, с 1845 жил в Феодосии. А. уже в 1840-х гг. завоевал мировую славу эмоциональной приподнятостью своих картин, с их тяготением к пафосу и героике, точностью и быстротой кисти. Своеобразие творчества А. — в романтическом изображении необъятного величия и буйной мощи морской стихии, огненных закатов, играющего на волнах лунного света, отваги борющихся с морем людей («Девятый вал», 1850, Русский музей, Ленинград). Очевидец военных манёвров Черноморского флота, А. посвятил многие картины подвигам русских моряков («Чесменский бой», «Наварринский бой», обе — 1848, Феодосийская картинная галерея им. А.). Повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах А. стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах («Чёрное море», 1881, Третьяковская галерея), сдержанных по цвету, А. пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. А. создал около 6 тыс. картин (неравноценных по художественному качеству), много рисунков и акварелей.
АЙВАЗОВСКИЙ (Г а й в а з о в с к
и й), Иван Константинович (1817—1900) —
выдающийся русский живописец,
крупнейший мастер морского пейзажа.
Творчество А. сыграло большую роль в
развитии русской пейзажной живописи.
А. родился в Феодосии в семье небогатого
купца, армянин но национальности.
И. К. Айвазовский. «Девятый вал». 1850. Русский музей. Санкт-Петербург
С детства проявил исключительные художественные способности. С 1833 учился в Петербургской академии художеств у М. П. Воробьёва. Обратившись к любимому с детства морскому пейзажу, А. быстро запое пал успех: пейзажи «Облака над морем» (1835), «Большой рейд в Кронштадте» (1836) встретили общее одобрение, а за картину «Штиль» (1837) А. была присуждена первая золотая медаль. В зто время А. сближается с замечательными деятелями русской культуры—К. П. Брюлловым, М. И. Глинкой, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, знакомится с А. С. Пушкиным, что накладывает глубокий отпечаток на его дальнейшее творчество. В 1838—39 А. работает в Крыму, создаёт видовые пейзажи «Ялта», «Старая Феодосия», «Керчь», «Севастопольский рейд с военными судами» и др. Первые произведения Айвазовского свидетельствуют о внимательном изучении позднего творчества известного русского художника С. Ф. Щедрина и пейзажей М. П. Воробьёва. Подобно своим учителям, А. соединяет видовую точность с классическим построением планов и напряжёнными эффектами пронизанного светом цвета. Лирическое восприятие природы, передача особенностей освещения, создание правдивого «портрета местности» выдвигают Айвазовского в первые ряды мастеров складывающегося реалистического пейзажа в России. К 1840 определяются особенности дарования А. и своеобразие его пути к реализму. Художника привлекает романтика моря: он изображает необъятное величие и буйную мощь морской стихии, яркие огненные закаты, играющий на волнах лунный свет, штормы и кораблекрушения, смелость и отвагу борющихся с морем русских людей. Поэтическая эмоциональная приподнятость, огромный живописный темперамент и размах, тяготение к высокому пафосу и героике сохраняются у А. навсегда. Подобно К. Брюллову, А. стремился к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым А. роднит блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения. В 1840 А. едет в Италию. Романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и др. завоёвывают художнику мировую славу. А. становится членом ряда европейских академий. В Италии он знакомитси с Н.В. Гоголем и художником А. А. Ивановым. В эту и последующие поездки за границу А. посещает многие страны Запада и Востока.
Портрет И. Айвазовского работы А. Тыранова (1841)
В 1844 А. возвращается в Петербург, где ему присуждаются звания академика и живописца Главного морского штаба. Несмотря на успех, признание и многочисленные заказы, на стремление царской фамилии сделать А. своим живописцем, он оставляет Петербург, строит в 1845 мастерскую в Феодосии и работает там до конца жизни. В это время особенно укрепляется связь А. с Черноморским флотом. Она возникла еще в 1838, когда художник сопровождал великих русских флотоводцев М. П. Лазарева, В. А. Корнилова и П. С. Нахимова во время десанта в Субагаи. Эта операция была запечатлена на картине А. «Высадка в Субаши». Во время Крымской войны 1853—56 А. посещает осаждённый Севастополь и пишет ряд батальных картин, посвященных героической обороне города. Картины морских сражений, написанные А., проникнуты патриотическим воодушевлением и отличаются исторической правдой, точным изображением морских судов и пониманием тактики морского боя. В них нашли яркое отражение историч. победы русского флота, легендарные подвиги русских моряков и флотоводцев («Петр I на берегу Финского залива», 1846, «Чесменский бой», 1886, «Наваринский бой», 1850, «Бриг .Меркурий"», 1892, и др.). Во второй половине 40—50-х гг. А. постепенно отходит от нек-рой условной декоративности ранних полотен. Крепнет его реалистическое мастерство, основанное на глубоком изучении морской стихии в её различных состояниях. Лучшие произведения этого времени — «Буря ва Чёрном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Девятый вал» (1850), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851) — овеяны духом эпической героики. Их отличает богатство эмоций, смелая и безукоризненно точная передача движения воды и света, а главное — передача поэзии моря, которую художник тонко чувствует в самых разнообразных её проявлениях.
Творчество А. не могло полностью освободиться от воздействия официальной дворянской эстетики 50—90-х гг. Это воздействие, благодаря заказам царского двора и знати, сказывается в картинах А. на темы космических библейских мифов («Сотворение мира», 1864, «Потоп», 1864), евангельских («Хождение по водам», 1863) я античных легенд («Встреча Венеры на Олимпе», «Нептун и Амфитрита», 1895). Однако эти произведения не являютсяопределяющими в творчестве А.; оно развивается в основном по реали-стич. пути. В ряде полотен 50—60-х гг., навеянных преимущественнопутешествиямипоУкраинеиКавка-зу(«Чумацкийобоз», 1855,«Гуниб», 1868, «Украинский пейзаж», 1868, и др.), А. близко подходит к пейзажу мастеров русского идейного реализма. В 70—80-х гг. сказывается плодотворное воздействие передвижнической живописи на творчество А. В лучших полотнах этого периода, чуждых всякой условности, сдержанных и почти монохромных по цвету, он создаёт проникнутые глубоким патриотическим чувством образы родного Крыма и Чёрного моря. Пейзаж «Чёрное море» (1881) — высшее реалистич. достижение А. — с огромной эпической силой раскрывает величавую беспредельную ширь русских морских пространств. В поздний период творчества А. неоднократно обращается к образу А. С. Пушкина [«Пушкин на берегу мори», 1887 (фигура написана И. Е. Репиным), «Прощание Пушкина с морем», 1897, «Пушкин у гурзуфских скал», 1899], в стихах к-рого художник находит поэтическое выражение своего отношения к морю.
В сложном и подчас противоречивом творчестве А, советский народ высоко ценит его патриотизм и реализм, веру в русских людей — покорителей моря, поэзию морского пейзажа и высокое художественное мастерство. Морские пейзажи А., наряду с изображениями моря у С. Ф. Щедрина, А. А. Иванова и В. А. Серова, принадлежат к вершинам мировой пейзажной живописи.
Картины А. (всего написано 6 тыс.) находятся почти во всех музеях страны; особенно полно творчество художника представленов феодосийской картин,-ной галлерее, носящей его имя. Живя в Феодосии,А. принимал большое участие в жизни города. Им выстроены здапия картинной галлереи, археологического музея и мн. др. А. содействовал благоустройству и процветанию города, постройке порта и проведению железной дороги. Мастерская А. являлась центром искусства для целого края, из нее вышли художники Л. Ф. Лагорио, А. И. Куинджи, К. Ф. Бога-евский и многие др.
Лит.: Иван Константинович Айвазовский и его художественная деятельность i.836—1881, сост. по его рассказам, воспоминаниям и другим материалам П. П. Каратыгин, «Русская старина», 1878, тт. 21, 22, 23, и 1881, т. 31; И. К. Айвазовский и его произведения [60 лет художественной славы], [СПБ], Ф. И. Булгаков, 1901; Булгаков Ф. И., Альбом 120-й выставки картин И. К. Айвазовского, СПВ, 1896; Кувьмин Н. П., И. К. Айвазовский и его произведения, СПБ, 1901; Б а р-с а м о в Н. С, И. К. Айвазовский и феодосийская гал-лерея, [Феодосия], 1926; его же, Иван Константинович Айвазовский, М.— Л., 1941; его ж е, Иван Константинович Айвазовский [1817—19001, Биорр. очерк, Симферополь, 1949.