Айвалык
Айвалык (тур. Ayvalık, греч. Αϊβαλί,
Κυδωνίαι), приморский город на
севере Эгейского побережья Турции, район ила
Балыкесир. До греко-турецкого обмена
населением в А. проживали, в
основном, этнические греки. К концу XIX
века, население составляло более 20 000
человек, менее 2-х процентов из которых
были этническими турками.
Различные археологические находки в
районе А. указывают на то, что
А. и его окрестности были населены
ещё с доисторических времён. Регион
населялся греками с глубокой древности
и на на всем протяжении византийского
периода. Однако город А., каким он
дошёл до наших времён, был основан во
времена Османской империи. Имя
города и на турецком и на греческом
происходит от дерева айва, сады которой
окружали город. Благостоянию Кидониес
способствовали его оливковые рощи и
виноградники, оливковое масло и вино,
производство соли и мыла. Расцвет города
ведет счет с 1773 г., когда греческому
населению была предоставлена автономия
. Данными привилегиями, город признавался
исключительно христианским, во главе
которого стояли 3 греческих старейшины.
Турецкую власть представляли всего 3
турка: воевода, судья и таможеник К
началу Греческой революции 1821 г., в
городе проживало 30 тыс. человек, все
греки. Город не участвовал в революции
,однако не избежал полного разрушения
и резни, в ходе которой половина населения
была вырезана или продана в рабство. Жители стали возвращатся в
разрушенный город с 1827 г. и греки вновь
отстроили свой город. В 1842 г. население
города достигло 18 тыс. и его рост
продолжался. Производство оливкового
масла и судоходство вернули благосостояние
в город, а с ним гимназию, типографию,
библиотеку. Согласно некоторым данным,
к 1891 году в А. проживало 21.666
человек. Из них, только 180 человек были
этническими турками. С началом Первой
мировой войны, начались гонения на
христианское население и его депортацию
вглубь Малой Азии. Молодежь города
уходила на Лесбос и начала возвращаться после перемирия,11 ноября 1918 года. 16 мая
1919 г. город был занят греческими войсками
, согласно мандату Антанты. Но в последующие
годы союзники Греции ,решив свои задачи,
помогали новой кемалистской Турции
(Италия и Франция) или, в лучшем
случае, сохраняли нейтралитет (Британия).
Эта, уже греко-турецкая, война обернулась
для населения города новой трагедией.
29 августа 1922 г. турки вошли в город. Часть
населения спаслась на Лесбосе, другая
погибла в лагерях в глубинке Малой Азии. Жертвой фанатизма стал и митрополит
Григорий ,отказавшийся покинуть город.
После навязанного Греции кемалистами
обмена населением, в городе поселились
мусульмане с Лесбоса, Македонии но в
основном с о-ва Крит. Если сегодня в
городе еще слышна греческая речь, то
это не ее коренные жители, а дети и внуки
критян принявших ислам и до обмена не
знавших никакого другого языка кроме
греческого. В 2007 г. ,впервые с 1922 г., на
празднике Богоявления в воды было
разрешено Освящение вод с набережной,
в присутствии нескольх десятков
престарелых коренных жителей и их
потомков, приехавших из разных городов
Греции. В А. до сих пор
сохранились 12 греческих православных
церквей, большинство из которых
функционируют в настоящее время как
мечети.