Айдер (нем. Eider, дат. Ejderen, лат. Egdor, Egdore), р. в Германии, самая длинная в земле Шлезвиг-Гольштейн. Дл. 188 км, из которых около 20 было использовано для прокладки Кильского канала.
Начинается из озера Боткампер-Зее (de:Bothkamper See), затем протекает недалеко от Бордесхольма и поворачивает на север, к городуКиль. На южных окраинах Киля, всего в 4 км от залива Килер-Фёрде (de:Kieler Förde) Балтийского моря, река образует небольшое озеро (de:Schulensee) и затем продолжает свой путь на запад, в Северное море. Недалеко от Киля А. впадает в озеро Вестензее (de:Westensee), из которого вытекает на север, минует Ахтервер и объединяется с Кильским каналом. Канал был проложен по идущему на запад руслу реки, минуя коммуну Зеэштедт, до городов Бюдельсдорф и Рендсбург. Там река и канал разделяются, и А., сменив своё курс на северо-запад имеандрируя, протекает мимо коммун Тиленхемме, Дельфе и Зюдерстапель.
У города Фридрихштадт в А. справа впадает самый крупный приток — Трене, после чего река течёт на юго-запад и у города Тённинг образует эстуарий. Вода в эстуарии солоноватая, местами встречаются ватты. В месте впадения А. в Ваттовое море располагается защитный штормовой барьер Айдерсперрверк (de:Eidersperrwerk), построенный в 1967—1973 годах.
Предполагается, что в раннее средневековье по реке проходила граница между двумя германскими племенами — ютами и англами, которые в тот период вместе с саксами пересекли Северное море и поселились на Британских островах.
В Высокое средневековье по договору 811 года между Карлом Великим и датским королём Геммингом А. являлся границей между саксами и датчанами (северная граница Римской империи, Romani terminus imperii), о чём свидетельствовал Адам Бременский в 1076 году. В течение нескольких столетий А. разделял территории Дании и Священной Римской империи. В настоящее время река служит границей между Шлезвигом и Гольштейном — северной и южной частями современной земли Германии Шлезвиг-Гольштейн.
Нижнее течение А., а также его притоки Трене и Райдер-Ау использовались викингами как торговый путь из Балтийского в Северное море — корабли волоком перетаскивались из бухты Шлей. Сам А. был судоходен до города Рендсбург. В 1777-84 гг. был построен судоходный канал до Кильской бухты. Будучи единственным прямым путём между двумя морями, канал интенсивно использовался, и в 1887-95 годах был перестроен, после чего получил название Кайзер-Вильгельм, а затем Норд-Остзее или Кильский канал.