Центральный Дом Знаний - Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства

Лютова Е.К., Монина Г.Б. 

pic

Год: 2006
Издательство: Речь, Сфера
ISBN: 5-9268-0055-2
Серия: Психологический тренинг
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 174
Описание: Книга адресована тем, кто ежедневно общается с детьми раннего возраста: психологам, воспитателям, логопедам, дефектологам, родителям. Книга содержит как теоретический, так и практико-коррекционный материал: описание игр; готовый вариант тренинга для педагогов, родителей и психологов.

Оглавление:

ВВЕДЕНИИ.......................................................................................................6

Сива 1. РАННЕЕ ДЕТСТВО (теоретическая справка)

Периодизации детского возраста........................................................8

Физическое развитие детей раннего возраста......................................13

Темперамент...............................................................................................17

Предпосылки развития личности............................................................21

Общение со взрослыми.............................................................................23

Общение со сверстниками.......................................................................25

Игра............................................................................................................28

1 Ьзнавательные процессы.......................................................................32

Эмоциональное развитие..........................................................................37

Кризис трех лет..........................................................................................40

Глава 2. KOPPHKIЩОННО-ДИЛГПОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

Игровая терапия.......................................................................................44

Коррекпиоппая работа с агрессивными детьми...................................46

Коррекпиоппая работа с гиперактивными детьми...............................50

Коррекционная работа с аушчными детьми........................................54

Коррекциониая работа с тревожными детьми.....................................57

Диагностика..............................................................................................61

Работа с родителями.................................................................................67

Работа в команде........................................................................................70

Глава 3. ОПИСАНИИ ТРЕНИНГА

День первый................................................................................................73

День второй................................................................................................87

День третий...............................................................................................103

День четвертый........................................................................................112

Дополнительные шры и упражнения...................................................121

Упражнение «Игры па развитие навыков общения детей раннего

возраста со взрослыми»....................................................................121

Упражнение «Развитие ребенка раннего возраста»....................122

Упражнение «Что осталось 'за кадром»........................................122

Упражнение «Новогодний набор» (модификация упражнения

К. Фопеля( 1999) «Горни яблоко»).................................................123

Упражнение «Приему психолога».................................................124

Глата 4. ИГРЫ

Игры в детском саду..............................................................................125

Игра «Липучки».................................................................................126

Игра «Карусели» (ШинииынаЛ. М., СПб.. 1998)..........................126

Игра «Конуру»..................................................................................127

И гра «11 аро вози к».............................................................................127

Игра «Черепаха»................................................................................128

Игра «Ищудруга»..............................................................................128

Игра «Только вместе».......................................................................129

Игра «Самолеты» (модификация игры

С.Я.Аииитс, М.. 1978).....................................................................129

Игра «Помоги Тане».........................................................................130

Игра «Это я. Уэнай меня » (известная игра)..................................131

Игра «Постарайся отгадать»..........................................................131

Игра «Мишка и мышка»....................................:..............................132

Игра «Лакомство для друга»...........................................................132

Игра «Улитка»...................................................................................134

Игра «Добрый бегемотик»..............................................................135

Игра «Самолет летит по небу».......................................................135

Игра «Мой хороший попугай».........................................................136

Игра «Паучки и комары»..................................................................136

Игра «Поймай зайчика» (Смирнова О. II., 2000)...........................137

Игра «Зеркало» (Ко-шкО. И., 1999)...............................................137

Игра «волшебное зеркало» (Филиппам А. Д., М.. 1963)............138

Игра «Том и Джерри» (модификация известной шры)...............138

Игра «Пузырь» (известная игра)....................................................139

Игра «Пушинка» (КозакО. К, 1999)..............................................139

Игра «Черепахи»...............................................................................140

Игра «Живаякартинка»...................................................................140

Игра «Колокольчик»........................................................................141

Игра «Покажи нос» (Васильева Е. А.)...........................................141

Игра «Л я ганки».................................................................................142

Игра «Зайчик»....................................................................................143

Игра «Коршун» (модификация игры Килышо П. П.. М., 1965).. 143

Игра «Дождик» (НИМ Калининского района).............................J44

Игра «Ежики дождик»  (модификация игры Л. Дыкман (1998),

Е. Ларечипой)....................................................................................145

Игра «Утреннее приветствие» (модифнкацияЛаречииой Е.).....146

ПРИЛОЖЕНИЕ 18

Таблица «Динамика развития речи па разных этапах

раннего детства»................. ........................................ 163

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Список высказываний к упражнению «Опять опознал»............................163

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

Список ситуаций для проведения упражнения «Горячо, утюг».................164

ПРИЛОЖИ НИ К 21

Карточки с вопросами для упражнения « Телефон доверия».....................165

приложи ни К 22

Предметы и материалы, рекомендуемые для детей от 1,5 до 2 лет

(по Б. Уайту)____________________________________________________________________________________________166

ПРИЛОЖЕНИЕ 23

Игры яля детей раннего возраста различных типов темперамента...........166

ПРИЛОЖЕНИЕ 24

Образцы самодельных книг ятя детей......................................................167

приложи ни и: и

Список положительных и отрицательных черт детей трех лет,

сое га влеппый роди гелям и.........................................................................170

ПРИЛОЖЕНИЕ 26

Таблица ятя упражнения «Хорошо и плохо»...........................................171

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ........................................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ1

Анкета участника международного симпозиума (к упражнению «Международный симпозиум»)................................................................147

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы к упражнению   «Международный симпозиум»...........................147

ПРИЛОЖКНИК.1

Наклейка на конверт к упражнению «Письмо самому себе»....................149

11РИЛОЖКНИН4

Психологи и педагоги о периоде раннего детства (шпаты)........................149

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

К упражнению «I [сиходогический порфст ребенка

pai и ic го нозрас1'а»....................................................................................151

ПРИЛОЖЕНИЕ и

Цикличность настроения и поведения детей.............................................152

[ 1РИЛОЖКНИ К 7

Возрастная шкала психического развития ребенка...................................152

[ 1РИЛОЖКНИК 8

Анкета для родителей...............................................................................153

ПРИЛОЖЕНИЕ')

Карточки для проведения упражнения «Учимся наблюдать».....................154

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рекомендации по проведению консультаций с родителями (обратной связи) по результатам наблюдения за ребенком...................................................155

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Тип темперамента взрослых (анкет)........................................................156

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Определение типа темперамента ребенка................................................158

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Карточки для упражнения «Уронили мишку на пол»................................159

ПРИЛОЖЕНИИ 14

Список трудностей взаимодействия с детьми раннего возраста................160

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Бланк для упражнения «Работа в команде»........................................161

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Карточки с ситуациями для проведения упражнения «Работа

в команде»...............................................................................................162

ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Картинка к упражнению «Трудно быть гиперактивным»..........................162


Введение

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться, Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут дети.

В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей. Как отмечает А. И. Захаров (1997), «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются вдетстве и психическое здоровье — одно из наиболее ценных приобретений» (с. 6). Однако меры эти недостаточны.

В предисловии к книге «Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России» (1993) Е. Ф. Л ахова, советник президента России по вопросам семьи, материнства и детства, отмечает, что в нашей стране растет уровень детской смертности, ухудшается состояние здоровья детей, увеличивается число детей-сирот, инвалидов, растет детская и подростковая преступность. Цифры, приведенные в государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» (1993) свидетельствуют о тяжелом положении и состоянии здоровья детей, в том числе детей от 0 до 3 лет.

Р. Ж. Мухамедрахимов (1999) приводит следующие данные экспертов: «При сохранении наблюдаемых тенденций к 2015 году в России доля здоровых детей среди новорожденных может сократиться до 15—20%» (с. 190).

С целью улучшения сложившегося положения целесообразно осуществить:

- разработку и внедрение специальных программ для детей от 0 до 3 лет;

- организацию комплекса скоординированных служб (социальных, педагогических, психологических, медицинских и др.) для младенцев групп риска и их семей;

- подготовку специалистов для работы с детьми от 0 до 3 лет.

Проведенный Р. Ж. Мухамедрахимовым опрос матерей младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации отом, как растут и развиваются дети, как учить детей, как играть с ними, как разговаривать с малышами.

Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне обслуживания, социальной поддержки и информирования родителей детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо уделять внимание созданию специальных программ для детей от 0 до 3 лет, подготовке специалистов для работы с ними, повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возрастай с будущими родителями.

Данная книга является обобщением многолетнего опыта работы авторов с детьми раннего возраста.

Книга имеет следующую структуру: в главах 1 и 2 собран теоретический материал, которым тренер может пользоваться при подготовке к занятиям, а также при проведении семинаров и встреч просветительского характера. В главе 3 представлены примерный план и программа проведения семинара-тренинга. Данный тренинг рассчитан на 4 встречи, его участниками могут быть педагога, медики, родители, психологи, начинающие работать в области психологии раннего возраста. Для тренеров, которые любят экспериментировать, приводятся дополнительные игры и упражнения, не включенные в данный вариант, но используемые нами. Глава 4 содержит авторские и уже известные игры для работы с детьми раннего возраста. Эта глава выполняет двоякую функцию — с одной стороны, подборка игр может быть использована в тренинге для проведения некоторых упражнений, с другой стороны — данные игры помогут тренеру в осуществлении коррекционной работы, педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) — при проведении индивидуальных и групповых занятий. В завершение даны приложения. Это раздаточный материал для тренинга. Мы надеемся, что он поможет сэкономить драгоценное время наших коллег тренеров. И наконец, для тех, кто захочет почерпнуть более развернутые сведения о периоде раннего детства, приводится список литературы.

В работе надданной книгой авторам помогали коллеги — психологи и педагоги, которым выражается глубокая признательность.

Психологи М. В. Луткина (ДОУ№ 17) и О. А. Орехова (ДОУ № 12), старший воспитатель М. В. Лебедева (ДОУ № 1) принимали участие в диагностическом обследовании детей, студентка института Управления и Экономики Н. С. Васькова участвовала в подготовке рукописи.

Логопеды-дефектологи Г. Д. Черпанова и А А. Слухова, психолог ДОУ № 52 С. М. Гребнева, психолог дома ребенка г. Мурманска Л. В. Левчук, сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района СПб., а также коллега из США Анастасия Иваненко любезно предоставили свои практические наработки.


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24