Год: 2006
Издательство: Речь, Сфера
ISBN:
5-9268-0055-2
Серия: Психологический
тренинг
Язык: Русский
Формат:
PDF
Качество: Отсканированные страницы
+ слой распознанного текста
Количество
страниц: 174
Описание: Книга адресована
тем, кто ежедневно общается с детьми
раннего возраста: психологам, воспитателям,
логопедам, дефектологам, родителям.
Книга содержит как теоретический, так
и практико-коррекционный материал:
описание игр; готовый вариант тренинга
для педагогов, родителей и психологов.
Оглавление:
ВВЕДЕНИИ.......................................................................................................6
Сива 1. РАННЕЕ ДЕТСТВО (теоретическая справка)
Периодизации детского возраста........................................................8
Физическое развитие детей раннего возраста......................................13
Темперамент...............................................................................................17
Предпосылки развития личности............................................................21
Общение со взрослыми.............................................................................23
Общение со сверстниками.......................................................................25
Игра............................................................................................................28
1 Ьзнавательные процессы.......................................................................32
Эмоциональное развитие..........................................................................37
Кризис трех лет..........................................................................................40
Глава 2. KOPPHKIЩОННО-ДИЛГПОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
Игровая терапия.......................................................................................44
Коррекпиоппая работа с агрессивными детьми...................................46
Коррекпиоппая работа с гиперактивными детьми...............................50
Коррекционная работа с аушчными детьми........................................54
Коррекциониая работа с тревожными детьми.....................................57
Диагностика..............................................................................................61
Работа с родителями.................................................................................67
Работа в команде........................................................................................70
Глава 3. ОПИСАНИИ ТРЕНИНГА
День первый................................................................................................73
День второй................................................................................................87
День третий...............................................................................................103
День четвертый........................................................................................112
Дополнительные шры и упражнения...................................................121
Упражнение «Игры па развитие навыков общения детей раннего
возраста со взрослыми»....................................................................121
Упражнение «Развитие ребенка раннего возраста»....................122
Упражнение «Что осталось 'за кадром»........................................122
Упражнение «Новогодний набор» (модификация упражнения
К. Фопеля( 1999) «Горни яблоко»).................................................123
Упражнение «Приему психолога».................................................124
Глата 4. ИГРЫ
Игры в детском саду..............................................................................125
Игра «Липучки».................................................................................126
Игра «Карусели» (ШинииынаЛ. М., СПб.. 1998)..........................126
Игра «Конуру»..................................................................................127
И гра «11 аро вози к».............................................................................127
Игра «Черепаха»................................................................................128
Игра «Ищудруга»..............................................................................128
Игра «Только вместе».......................................................................129
Игра «Самолеты» (модификация игры
С.Я.Аииитс, М.. 1978).....................................................................129
Игра «Помоги Тане».........................................................................130
Игра «Это я. Уэнай меня » (известная игра)..................................131
Игра «Постарайся отгадать»..........................................................131
Игра «Мишка и мышка»....................................:..............................132
Игра «Лакомство для друга»...........................................................132
Игра «Улитка»...................................................................................134
Игра «Добрый бегемотик»..............................................................135
Игра «Самолет летит по небу».......................................................135
Игра «Мой хороший попугай».........................................................136
Игра «Паучки и комары»..................................................................136
Игра «Поймай зайчика» (Смирнова О. II., 2000)...........................137
Игра «Зеркало» (Ко-шкО. И., 1999)...............................................137
Игра «волшебное зеркало» (Филиппам А. Д., М.. 1963)............138
Игра «Том и Джерри» (модификация известной шры)...............138
Игра «Пузырь» (известная игра)....................................................139
Игра «Пушинка» (КозакО. К, 1999)..............................................139
Игра «Черепахи»...............................................................................140
Игра «Живаякартинка»...................................................................140
Игра «Колокольчик»........................................................................141
Игра «Покажи нос» (Васильева Е. А.)...........................................141
Игра «Л я ганки».................................................................................142
Игра «Зайчик»....................................................................................143
Игра «Коршун» (модификация игры Килышо П. П.. М., 1965).. 143
Игра «Дождик» (НИМ Калининского района).............................J44
Игра «Ежики дождик» (модификация игры Л. Дыкман (1998),
Е. Ларечипой)....................................................................................145
Игра «Утреннее приветствие» (модифнкацияЛаречииой Е.).....146
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Таблица «Динамика развития речи па разных этапах
раннего детства»................. ........................................ 163
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Список высказываний к упражнению «Опять опознал»............................163
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
Список ситуаций для проведения упражнения «Горячо, утюг».................164
ПРИЛОЖИ НИ К 21
Карточки с вопросами для упражнения « Телефон доверия».....................165
приложи ни К 22
Предметы и материалы, рекомендуемые для детей от 1,5 до 2 лет
(по Б. Уайту)____________________________________________________________________________________________166
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
Игры яля детей раннего возраста различных типов темперамента...........166
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
Образцы самодельных книг ятя детей......................................................167
приложи ни и: и
Список положительных и отрицательных черт детей трех лет,
сое га влеппый роди гелям и.........................................................................170
ПРИЛОЖЕНИЕ 26
Таблица ятя упражнения «Хорошо и плохо»...........................................171
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ........................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Анкета участника международного симпозиума (к упражнению «Международный симпозиум»)................................................................147
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы к упражнению «Международный симпозиум»...........................147
ПРИЛОЖКНИК.1
Наклейка на конверт к упражнению «Письмо самому себе»....................149
11РИЛОЖКНИН4
Психологи и педагоги о периоде раннего детства (шпаты)........................149
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
К упражнению «I [сиходогический порфст ребенка
pai и ic го нозрас1'а»....................................................................................151
ПРИЛОЖЕНИЕ и
Цикличность настроения и поведения детей.............................................152
[ 1РИЛОЖКНИ К 7
Возрастная шкала психического развития ребенка...................................152
[ 1РИЛОЖКНИК 8
Анкета для родителей...............................................................................153
ПРИЛОЖЕНИЕ')
Карточки для проведения упражнения «Учимся наблюдать».....................154
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Рекомендации по проведению консультаций с родителями (обратной связи) по результатам наблюдения за ребенком...................................................155
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Тип темперамента взрослых (анкет)........................................................156
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Определение типа темперамента ребенка................................................158
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Карточки для упражнения «Уронили мишку на пол»................................159
ПРИЛОЖЕНИИ 14
Список трудностей взаимодействия с детьми раннего возраста................160
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Бланк для упражнения «Работа в команде»........................................161
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Карточки с ситуациями для проведения упражнения «Работа
в команде»...............................................................................................162
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Картинка к упражнению «Трудно быть гиперактивным»..........................162
Введение
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться, Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. И мы, взрослые, несем ответственность за то, какими вырастут дети.
В настоящее время в нашей стране проводится ряд мероприятий, направленных на улучшение положения детей. Как отмечает А. И. Захаров (1997), «общество начинает все больше и больше понимать, что его основы закладываются вдетстве и психическое здоровье — одно из наиболее ценных приобретений» (с. 6). Однако меры эти недостаточны.
В предисловии к книге «Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России» (1993) Е. Ф. Л ахова, советник президента России по вопросам семьи, материнства и детства, отмечает, что в нашей стране растет уровень детской смертности, ухудшается состояние здоровья детей, увеличивается число детей-сирот, инвалидов, растет детская и подростковая преступность. Цифры, приведенные в государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» (1993) свидетельствуют о тяжелом положении и состоянии здоровья детей, в том числе детей от 0 до 3 лет.
Р. Ж. Мухамедрахимов (1999) приводит следующие данные экспертов: «При сохранении наблюдаемых тенденций к 2015 году в России доля здоровых детей среди новорожденных может сократиться до 15—20%» (с. 190).
С целью улучшения сложившегося положения целесообразно осуществить:
- разработку и внедрение специальных программ для детей от 0 до 3 лет;
- организацию комплекса скоординированных служб (социальных, педагогических, психологических, медицинских и др.) для младенцев групп риска и их семей;
- подготовку специалистов для работы с детьми от 0 до 3 лет.
Проведенный Р. Ж. Мухамедрахимовым опрос матерей младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации отом, как растут и развиваются дети, как учить детей, как играть с ними, как разговаривать с малышами.
Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о недостаточном уровне обслуживания, социальной поддержки и информирования родителей детей этих возрастных категорий. Именно поэтому необходимо уделять внимание созданию специальных программ для детей от 0 до 3 лет, подготовке специалистов для работы с ними, повышению уровня информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возрастай с будущими родителями.
Данная книга является обобщением многолетнего опыта работы авторов с детьми раннего возраста.
Книга имеет следующую структуру: в главах 1 и 2 собран теоретический материал, которым тренер может пользоваться при подготовке к занятиям, а также при проведении семинаров и встреч просветительского характера. В главе 3 представлены примерный план и программа проведения семинара-тренинга. Данный тренинг рассчитан на 4 встречи, его участниками могут быть педагога, медики, родители, психологи, начинающие работать в области психологии раннего возраста. Для тренеров, которые любят экспериментировать, приводятся дополнительные игры и упражнения, не включенные в данный вариант, но используемые нами. Глава 4 содержит авторские и уже известные игры для работы с детьми раннего возраста. Эта глава выполняет двоякую функцию — с одной стороны, подборка игр может быть использована в тренинге для проведения некоторых упражнений, с другой стороны — данные игры помогут тренеру в осуществлении коррекционной работы, педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) — при проведении индивидуальных и групповых занятий. В завершение даны приложения. Это раздаточный материал для тренинга. Мы надеемся, что он поможет сэкономить драгоценное время наших коллег тренеров. И наконец, для тех, кто захочет почерпнуть более развернутые сведения о периоде раннего детства, приводится список литературы.
В работе надданной книгой авторам помогали коллеги — психологи и педагоги, которым выражается глубокая признательность.
Психологи М. В. Луткина (ДОУ№ 17) и О. А. Орехова (ДОУ № 12), старший воспитатель М. В. Лебедева (ДОУ № 1) принимали участие в диагностическом обследовании детей, студентка института Управления и Экономики Н. С. Васькова участвовала в подготовке рукописи.
Логопеды-дефектологи Г. Д. Черпанова и А А. Слухова, психолог ДОУ № 52 С. М. Гребнева, психолог дома ребенка г. Мурманска Л. В. Левчук, сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района СПб., а также коллега из США Анастасия Иваненко любезно предоставили свои практические наработки.