|
Пилипенко А., Соловьева И. Зависимые, созависимые и другие трудные клиенты. Психологический тренингПилипенко А., Соловьева И. Год: 2011 Содержание Введение..................................................................................................9 Глава 1. ДИАГНОСТИКА ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ, СПЛОЧЕНИЕ ГРУППЫ................................................................ 11 1. Коллаж выздоровления (рисунок).............................................. 12 2. Коллаж выздоровления (аппликация)........................................ 14 3. Наш реабилитационный центр (РЦ)........................................... 15 4. Наши ладони.................................................................................... 1? 5. Здравствуй, сказка!........................................................................ 19 6. Зато ты..............................................................................................21 7. Пчелиный улей................................................................................22 8. Теннисный мяч................................................................................24 9. Жизнь - смерть............................................................................25 10. Броуновское движение.................................................................26 11. Лунопарк.........................................................................................27 Глава 2. РАБОТА С ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕМ................................................. 30 12. Найди и коснись .........................................................................31 13. Кувшин желаний............................................................................33 14. Достижение цели............................................................................ 35 15. Подойди и возьми...........................................................................36 16. Стрельба из лука............................................................................38 17. Мишень.............................................................................................39 Глава 3. РАБОТА С СОПРОТИВЛЕНИЕМ................................................40 18. Мы - защитные механизмы!......................................................41 19. Негативная трансформагория.....................................................42 20. История жизни, которая могла бы быть моей.........................43 21. Десять негритят..............................................................................44 22. Ковер.............................................................................:...................45 23. Хозяин — раб..................................................................................47 24. Отрицание........................................................................................48 25. Автомобиль......................................................................................51 26. Кукольный театр............................................................................52 27. Потери..............................................................................................54 28. Мяч правды (блиц-опрос).............................................................56 29. Что лучше — употреблять или выздоравливать? ...................58 30. Останови болезнь! .........................................................................59 31. Рисунок «Дом-выздоровление»...................................................61 32. Бессилие-1........................................................................................62 33. Бессилие-2........................................................................................64 34. Похороны........................................................................................65 35. Играем в театр......................................................:..........................66 36. Выбор пути......................................................................................67 37. Выбор: принятие решения............................................................69 38. Техника трех стульев....................................................................71 I Adita 4. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ....................72 39. Совместный рисунок....................................................................73 40. Диалог................................................................................................ 74 41. Разговор на несуществующем языке.........................................75 г- 42. Работа с позитивными посланиями («Вертушка позитива»).................................................................76 43. Работа с критикой: выражение и принятие .............................78 44. 50 примеров негатива....................................................................80 45. Кораблекрушение..........................................................................81 46. Спиной к спине...............................................................................85 47. Легкое дыхание...............................................................................86 48. Твои ладони.....................................................................................86 49. Встреча.............................................................................................88 50. Исследование форм межличностного взаимодействия.........90 51. Найди пару.......................................................................................91 52. Танец спинами: поиск общих движений...................................93 53. Танец спинами: исследование привычных ролей....................94 54. Танец спинами: исследование привычных форм взаимодействия...............................................................................95 55. Стул («Просьба о помощи»).........................................................96 56. Доверяю............................................................................................97 Глава 5. РАБОТА С ЧУВСТВАМИ............................................................. 100 57. Загадывание чувств...................................................................... 101 58. Мои чувства (рисунок) ............................................................... 102 59. Мои чувства (лепка).................................................................... ЮЗ 60. ГРСП (гнев, радость, страх, печаль) ......................................... ЮЗ 61. Актуальное и желаемое состояние.......................................... 105 62. Волшебные ладошки.................................................................... 106 63. Шкалирование чувств................................................................. 106 64. Танец чувств.................................................................................. Ю8 65. Лучшее чувство............................................................................ Ю9 66. Есть ли негативные чувства?..................................................... НО 67. Выражение чувств — 1............................................................... Ш 68. Выражение чувств — 2............................................................... ИЗ 69. Силуэт чувств............................................................................... ИЗ 70. Цветная сказка.............................................................................. П6 71. Думаю, чувствую, ощущаю........................................................ П7 72. Нарисуй лицо («Маска настроения»)....................................... 119 73. Я злюсь........................................................................................... 120 Глава 6. РАБОТА С ТЕЛЕСНЫМ ОСОЗНАНИЕМ................................ 122 74. Наркоман «действующий» и наркоман «выздоравливающий»...................................................................123 75. Изобрази телом свое состояние.................................................124 76. Карта напряжений в теле.............................................................125 77. Телесная карта чувств..................................................................126 78. Чувства как телесные метафоры (работа в парах)................127 79. Как ты ходишь, когда ты чувствуешь......................................128 80. Ходьба — заземление.....................................................................129 81. Мои стопы.......................................................................................130 82. Медленный поток..........................................................................132 Глава 7. ОБРАЗ «Я» И САМООЦЕНКА................................................... 134 83. Рука мешающая и рука помогающая....................................... 135 84. Тотемное животное..................................................................... 136 85. Мой герой....................................................................................... 137 86. Моя жизнь как фильм................................................................. 138 87. Сказка детства.............................................................................. 139 В нашей книге мы постарались собрать тренинги, которые могут использоваться в психологической работе с зависимостью (химической, игровой и др.) и созависимостью (эмоциональной зависимостью). Но они применимы и для других терапевтических групп. Мы полагаем, что в настоящее время существует некоторый дефицит прикладной литературы по психологии аддик-ции (зависимости). Ведь психологическая работа в данной сфере имеет свою специфику, поэтому даже некоторые, казалось бы, «простые» и известные техники требуют адаптации для проведения их с зависимыми клиентами. Кроме того, необхо димы специальные упражнения, разработанные непосредственно для работы с зависимостью, исходя из особенностей этого заболевания. Несколько лет назад, начав работать в реабилитационном центре по лечению наркомании, алкоголизма и игромании, мы сами столкнулись с нехваткой специализированной литературы. Тщательно собирая упражнения, применяя их и раз за разом адаптируя к работе с зависимыми, мы неожиданно обнаружили, что собрали достаточно объемную коллекцию. И решили поделиться нашими знаниями с коллегами — как с опытными профессионалами, желающими расширить свой «репертуар», так и с новичками в этой сфере. Реабилитация в том центре основывалась на программе «12 шагов» с применением психотерапии (так называемая «минее-сотская модель»). Стоит отметить, что в настоящее время такая модель является достаточно успешной. Она появилась в России сравнительно недавно — около 20 лет назад, но количество таких центров постоянно растет. Поэтому некоторые приведенные в нашем сборнике тренинги связанны с терминологией программы «12 шагов» (в этом случае каждый термин поясняется). Тем не менее, большая часть предлагаемых тренингов не имеет отношения к этой программе, не требует от специалиста знакомства с ней и может применяться в любых других реабилитационных центрах и психологических группах. Групповые психологические упражнения — это эффективный инструмент психотерапии, который помогает участникам осознать свои глубокие психологические процессы, при этом подчас без напряжения и даже с удовольствием. Такая форма психологической работы охотно принимается пациентами, ведь атмосфера игры, раскрепощенности и совместных действий позволяет сделать процесс лечения увлекательным. Многие из представленных в книге упражнений «передавались из уст в уста», по этой причине, увы, их авторство не всегда возможно установить. Какие-то упражнения были разработаны непосредственно авторами книги, имеющими счастливую возможность профессионального творчества. Правда, мы не исключаем, что подобные «светлые мысли» приходили в голову не только нам, и эти «велосипеды» до нас уже кто-то изобретал и не раз... За другую часть тренингов мы выражаем благодарность нашим коллегам, у которых нам посчастливилось учиться или с которыми нам довелось сотрудничать. Упражнения разбиты тематически в соответствии с целью психологической работы. Однако в некоторых случаях это деление условно, так как многие упражнения полифункциональны и решают самые разные задачи. Мы предлагаем подобную классификацию для удобства, однако не сомневаемся, что опытный специалист сможет расширить возможности применения каждого тренинга. Все разделы открываются небольшим вступлением, раскрывающим особенности аддиктов, без понимания которых невозможна психологическая работа. Мы будем рады, если данный сборник поможет психологам и другим специалистам, работающим в области лечения зависимостей, повысить эффективность своей работы. Анна Пилипенко, Ирина Соловьева |
Loading
|