Айзенман Питер (англ. Peter Eisenman, Питер Эйзенман, род. 11.08.1932 г.), Ньюарк, штат Нью-Джерси (США), амер. архитектор, автор многочисленных монографий и статей, профессор архитектуры, один из основоположников архитектурного деконструктивизма.
Архитектурное образование А. получил в Корнелльском университете (бакалавр архитектуры); в Высшей Школе Архитектуры Колумбийского университета (магистр архитектуры); а также защитил диссертацию в Кембридже.
В 1967 году он основал Институт исследования архитектуры и градостроительства (Institute for Architecture and Urban Studies — IAUS), которым руководил до 1982 года. В разное время А. преподавал в Купер Юнион, Принстонском и Йельском университетах, он был учителем Даниэля Либескинда, из его архитектурного бюро вышли лидеры «блобмейстеров» — Грег Линн(Greg Lynn), Джеф Кипнис (Jeff Kipnis), Марк Уигли (Mark Wigley), Сэнфорд Квинтер (Sanford Kwinter).
В начале своего творческого пути А. входил в состав «нью-йоркской пятерки» (также группа известна как «пятеро белых»), в которую помимо него входили: Чарльз Гуотми (Charles Gwathmey), Джон Хейдак (John Hejduk), Ричард Мейер и Майкл Грейвз (Michael Graves). Группа была организована по итогам конференции, посвященной проблемам изучения окружающей градостроительной среды, проведенной в музее современного искусство (MOMA) в 1969 году. Работы группы представляли т. н. нью-йоркскую архитектурную школу. В этот период А. работает с геометрическими абстрактными композициями и творческим наследием Ле Корбюзье.
С этого периода А. отходит от сугубо рационалистических поисков и переходит в область иррационального. Внешним событием, спровоцировавшим этот перелом, оказался курс лечения А. у психоаналитика. «Именно тогда я начал путешествовать по своему подсознанию. Уходить в самоанализ и все меньше ориентироваться на рационалистические функции мозга. Это вызвало сдвиг в моей архитектуре. Мои здания стали закапываться в землю и в область подсознательного».
Этот период поисков А. можно обозначить как деконструктивистский, несмотря на то, что сам архитектор всячески отказывается от каких-либо четких определений. Сам себя он в разные периоды провозглашал постфункционалистом, постмодернистом, деконструктивистом. Такое отсутствие четкой позиции — и есть позиция А. Он считает, что человек волен выбирать из всего многообразия, предлагаемого этим миром, без каких-либо ограничений, все, что покажется лично ему близким в данный момент, что вызывает резонанс, заставляет задуматься о себе.
Работая как деконструктивист, А. в первую очередь исследует архитектуру как идею, а основными источниками вдохновения для него являются тексты Жака Деррида и психоанализ. Совместно с Деррида он создал проект «Хоральное произведение», включающий в себя литературный и архитектурный дискурс. При этом Деррида выступил в качестве дизайнера, а А. — как литератор. Это были две параллельные работы, которые были одновременно и независимы друг от друга, и в тесной корреляции между собой. В результате возник образец многоголосой, многоязыкой «архитектуры-полиглота». «Словесный дизайн» включает в себя хореографию, музыку, пение, ритмические эксперименты.
По мнению А., архитектура должна быть критична, она не должна удовлетворять нужды заказчика и решать его проблемы, напротив, — архитектура ставит проблемы. В соответствии с этой концепцией, А. выстраивает не только теории, но и реальные сооружения, часто шокируя заказчика. Например, в проекте «Гордиола Хаус» он заявил заказчику, что согласно его теории, окна дома не должны выходить на океан (о чём так мечтал заказчик); в «Векснер-центре», предназначенном для экспозиции работ художников, очень трудно повесить на стену картину (хотя бы потому, что стен как таковых нет). Здание заставляет художников искать иные способы самовыражения, работать не с пустыми стенами, а с весьма не простым контекстом.
Все исследования А. декларирует в своих текстах. Понять его архитектуру в отрыве от теории очень сложно, из-за чего Чарльз Дженкс причисляет его к модернистам, заставляющим мир подстраиваться под их идеи. Однако сам А. утверждает, что в данном случае это не абстрактные идеи, но то, что всегда было заложено в самой архитектуре, но до сих пор было скрыто. Задача архитектора — вскрыть то, что было подавлено, помочь выразится тому, что считалось нефункциональным, бессмысленным и т. д. «Если между супружескими кроватями есть щель, — говорит А., — в которую можно провалиться — это меня не заботит. Если в семье есть ребёнок — это меня не волнует, если оказывается, что из обеденного стола в столовой выпирает столб — мне на это наплевать, если люди не могут увидеть из своего дома океан через окно — ну и пусть».
Чтобы избавиться от предрассудков традиции, он использует метод «чтения в пробелах», который во многом совпадает с постмодернистской концепцией «складки» (Жиль Делёз. Складка:Лейбниц и барокко. 1988). По его мнению, традиционные оппозиции между структурой и орнаментом (декорацией), абстрактным и фигуративным, формой и функцией могут быть упразднены. Архитектура может начать объясняться «между» этими категориями (не порывая с ними окончательно).
Начиная с 1990-х, А. окончательно отказывается от деконструктивистского дискурса и переключает свои поиски в область нелинейной архитектуры. В качестве переломного момента можно обозначить кризис осени 1988 года, когда А. окончательно осознал «смерть деконструктивизма»(чему способствовала организованная при поддержке Филипа Джонсона знаменитая выставка «Деконструктивистская архитектура» в нью-йоркском Музее современного искусства) и перед ним встал вопрос: «а что же дальше?». Новое вдохновение пришло со стороны современных открытий в науке, идеи самоорганизующихся органических структур, теории складки Ж. Делеза, теории фракталов.
Постройки и проекты:
Дом II (House II), Хардвик, Вермонт, 1969—1970
Дом IV (House IV), Фолз-Виллидж, Коннектикут, 1971
Дом VI (House VI) /он же Дом Фрэнка (Frank house)/, Корнуолл, Коннектикут, 1972—1975
Дом Икс (House X), Блумфилд-Хиллс, Мичиган, 1975
Городская площадь в районе Каннареджо, Венеция, Италия, 1978
Социальное жилье, программа IBA (IBA Social Housing), Берлин, Германия, 1981—1985
Пожарное депо в Нью-Йорке, Бруклин, Нью-Йорк, 1983—1985
Fin d’ou T Hou S, 1983
Центр визуальных искусств Векснера (Wexner Center for the Visual Arts), Государственный университет Огайо, Коламбус, Огайо, 1983—1989
Летящие стрелы, эрос и прочие ошибки (Moving Arrows, Eros and other Errors), Верона, Италия, 1985
Университетский музей (University Art Museum), Лонг Бич, Калифорния, 1986
Биоцентр (Biocentrum), Франкфурт-на-Майне, Германия, 1986
Ла-Виллет, Париж, Франция, 1986
Исследовательский институт Карнеги Меллон (Carnegie Mellon Research Institute), Питсбург, Пенсильвания, 1987—1989
Гордиола-хаус (Guardiola House), Кадиз, Испания, 1988
Ароноф центр дизайна и искусств (Aronoff Center for Design and Art), Цинциннати, Огайо, 1988—1996
Баньолес-отель (Banyoles Olympic Hotel), Баньолес, Испания, 1989
Офис компании Нунотани (Nunotani Corporation), Токио, Япония, 1990—1992
Коламбус-центр (Greater Columbus Convention Center), Коламбус, Огайо, 1990—1993
Рибсток (Rebstockpark master plan), Франкфурт, Германия, 1990—1991
Офисное здание Альтека (Alteka Office Building), Токио, Япония, 1991
Макс Рейнхард-хаус (Max Reinhardt Haus), Берлин, Германия, 1992
Иммендорф-хаус (Haus Immendorff), Дюссельдорф, Германия, 1993
Церковь 2000 (Church of the Year 2000), Рим, Италия, 1996
Виртуальный дом (Virtual House), конкурс идей, 1996
Университетская библиотека (Bibliotheque de L’IUHEI), Женева, Швейцария, 1996—1997
Статен-Айлендский институт искусств и естественных наук (Staten Island Institute for Arts and Sciences), Статен-Айленд, Нью-Йорк, 1997—2001
Концертный зал в Брюгге, Бельгия, 1998—1999
Расширение стадиона Рейзорбэк (Razorback Stadium Expansion), Файетвиль, Арканзас, 1998—1999
Галисийский город культуры (Ciudad de la Cultura de Galicia), Культурный центр в Сантьяго-де-Компостела, Галисия, Испания, 1999 — наст. время
Башня на р. Шпрее (Spree Dreieck Tower), Берлин, Германия, 2000-наст.время
Проект башни FSM (FSM East River Project), Нью-Йорк, 2001
Стадион в Мюнхене (Neues Fussball Stadion in Munchen), Мюнхен, Германия, 2001
Мемориал жертв холокоста в Берлине (Memorial to the Murdered Jews of Europe), Берлин, Германия, 2005
Стадион университета Финикса (University of Phoenix Stadium), Глендейл, Аризона, 2006
Награды:
2007
American Institute of Architects, National Honor Award for Design
Memorial to the Murdered Jews of Europe, Berlin
2006
Golden Cube for Architectural Achievement, Architecture Annale, Naples, Italy
Berlin Architectural Prize, Distinction
Memorial to the Murdered Jews of Europe
International Fellowship from the Royal Institute of British Architects
Honorary Doctor of Fine Arts, Syracuse University, Syracuse, New York
2005
American Institute of Architects, New York Chapter, Honor Award
Memorial to the Murdered Jews of Europe, Berlin
2010
Библиография:
Five Architects: Eisenman, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier (Paperback), Oxford University Press, USA (January 9, 1975)
Peter Eisenman, Houses of Cards. New York: Oxford University Press, 1987.
Peter Eisenman, Diagram Diaries (Universe Architecture Series), Thames and Hudson, 1999.
Blurred Zones: Investigations of the Interstitial : Eisenman Architects 1988—1998
Peter Eisenman, Giuseppe Terragni: Transformations, Decompositions, Critiques, New York, The Monacelli Press 2003
Peter Eisenman, Eisenman Inside Out. Selected Writings 1963—1988, New Haven-London, Yale University Press 2004
Daniel Libeskind, Peter Eisenman, Chamber Works: Architectural Meditations on Themes from Heraclitus, Architectural Association, ISBN 0904503232 / 9780904503234 / 0-904503-23-2
Elizabeth Grosz, Peter Eisenman, Architecture from the Outside: Essays on Virtual and Real Space, MIT Press, ISBN 0262571498 / 9780262571494 / 0-262-57149-8
Peter Eisenman, AA Words One : Supercritical: Peter Eisenman Meets Rem Koolhaas, Architectural Association, ISBN 1902902513 / 9781902902517 / 1-902902-51-3
Jacques Derrida, Peter Eisenman, Jeffrey Kipnis, Thomas Leeser, Chora L Works: Jacques Derrida and Peter Eisenman, Monacelli Press, Incorporated, ISBN 1885254407 / 9781885254405 / 1-885254-40-7
Peter Eisenman, Code X, Monacelli Press, Incorporated, ISBN 1580931383 / 9781580931380 / 1-58093-138-3
Peter Eisenman, Deconstruction, Doherty Associates, LLC, Tom, ISBN 0312031599 / 9780312031596 / 0-312-03159-9
Peter Eisenman, Luca Garofalo, Digital Eisenman: An Office of an Electronic Era, Springer Verlag, ISBN 0817660941 / 9780817660949 / 0-8176-6094-1
Peter Eisenman, Claudia Gould, Fertilizers: Olin / Eisenman, Univ Pennsylvania Inst of, ISBN 0884541096 / 9780884541097 / 0-88454-109-6
Peter Eisenman, John Hejduk: Seven Houses, MIT Press, ISBN 0262590158 / 9780262590150 / 0-262-59015-8
Peter Eisenman, Peter Eisenman: Diagram Diaries, Thames & Hudson, ISBN 0500281289 / 9780500281284 / 0-500-28128-9
Peter Eisenman, Re-Working Eisenman, Academy Editions, Limited, ISBN 1854901125 / 9781854901125 / 1-85490-112-5
Peter Eisenman, Jeffrey Kipnis, Written into the Void: Selected Writings, 1990—2004, Yale University Press, ISBN 0300111118 / 9780300111118 / 0-300-11111-8