

Год: 2005
Издательство:
Аспект Пресс
ISBN: 5-7567-0331-4
Серия:
Классический университетский учебник
Язык:
Русский
Формат: PDF
Качество:
Отсканированные страницы
Количество
страниц: 256
Описание: Учебное пособие
(1-е изд. 2000 г.) является одним из первых
систематических изложений теории
гендера. Это результат многолетней
работы лаборатории проблем развития
гендерного образования факультета
педагогического образования МГУ им. М.
В. Ломоносова. Пособие дает представление
о междисциплинарности гендерных
исследований: проблема конструирования
пола рассматривается в контексте истории
философии, культуры, экономики, религии,
представлены социологические и
лингвистические аспекты изучения
гендерной проблематики.
Для студентов,
аспирантов, преподавателей высшей и
средней школы, представителей различных
специальностей, политиков, экономистов,
журналистов, а также широкого круга
заинтересованных читателей — всех тех,
кто должен быть в курсе новейших
теоретических подходов к соотношению
мужского и женского.
Введение
Во втором издании учебного пособия, посвященного тендерным исследованиям, представлен опыт чтения соответствующего курса на различных факультетах МГУ (начиная с 1996 г.), т.е. наиболее актуальные и дискуссионные вопросы понимания этой междисциплинарной области знания. Сегодня можно утверждать, что тендерная тематика — отнюдь не искусственный плод научного дискурса. За ней стоят и определенные социокультурные изменения в жизни общества и человека в XX в., и трансформация представлений об одной из «вечных», «родовых» проблем — взаимоотношении мужчин и женщин в широком цивилизационном контексте.
Важной характеристикой современности выступают тенденции, связанные с изменением положения женщины как в рамках приватной, семейной сферы, так и в социальном пространстве. Ее былая зависимость от мужчины-мужа, от жесткой статусно-ролевой предписанности более не является абсолютной. Эмансипаторский, эгалитарный, либерализующий пафос XX в. сказался на смене ценностных приоритетов, выдвижении на первый план ценности автономии человека и права на его саморазвитие, самореализацию. Обновляются взгляды на мир, этические идеалы. Ненасилие, противостояние любым проявлениям репрессивности, дискриминации, подавления индивидуальности находят все большее число сторонников. Одни видят в этом кризис семьи, другие, как наш великий соотечественник П. Сорокин, — эволюционное движение к новым социокультурным формам человеческого общежития.
Тендерные исследования как самостоятельное научное направление сложились за рубежом сравнительно недавно, в конце 80-х годов прошлого столетия (у нас несколько позднее). Во многом они явились результатом определенного переосмысления движения и идеологии феминизма, ограниченности так называемых женских исследований, получивших распространение в 60-х годах. Проблематика, выдвинутая феминистской критикой общества, потребовала научной проверки, уточнения с позиций различных экономических, социологических, политологических, культурологических, психологических, лингвистических подходов к изучению реальности. Наряду со стремлением к ценностному и идеологически нейтральному анализу, тендерные исследования испытали большое влияние новейших философских, методологических разработок, которые объединяет постмодернистское видение изменений в различных сферах жизни людей. Именно в рамках конструктивистской парадигмы, согласно которой жизненная реальность выстраивается в зависимости от плюральное™ социальных и индивидуальных практик, соотношения предзаданности или свободы в определении жизненных стратегий, сложилось понятие «тендер» (англ. gender) в отличие от биологического пола (sex), означающее социокультурные основания пола, а следовательно, различные системы взаимоотношений мужчин и женщин, комбинирования мужского и женского начал.
Тендерный подход в целом, при всех существующих теоретических расхождениях отдельных концепций, предполагает, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько социализационными механизмами, воспитанием и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского. Такое конструктивистское понимание полов расширяет возможности преодоления стереотипов их иерархичности, дискриминации, асимметрии и предлагает новые версии интерпретации общественных и личных проблем. Сегодня отношение к проблемам пола оказывается во многом показателем общего культурного развития человека, включенности его в цивилизованный мир.
Тендерный курс предлагает не только новый предмет, новый взгляд на «вечные» проблемы, но и новый подход к самому образованию: процесс обучения с этой точки зрения непосредственно связан с поиском идентичности, включая и сексуальную идентификацию. Поэтому важнейшая задача курса — научить слушателей анализировать представления о себе самом и ориентироваться в различных общественных и культурных представлениях о своем предназначении как мужчины или женщины, преодолевая сексист-ские, расистские и прочие дискриминационные стереотипы.
Знакомя с различными аспектами современной тендерной проблематики, авторы этого пособия не претендуют на «истину в последней инстанции». Это скорее приглашение к поиску ответов на поставленные здесь вопросы. На это нацелены прилагаемые к каждой главе вопросы для дискуссий, темы рефератов и курсовых работ.
Оглавление
Предисловие................................................................................................5
Введение...................................................................................................... 6
Глава 1. Понятие тендера. Тендерные исследования
(И. В. Костикова)...................................................................... 8
Глава 2. Тема пола в европейской философской
и общественно-политической мысли
(античность — средние века — Возрождение)
{А. А. Митрофанова).................................................................26
Глава 3. Тема пола в европейской философской
и общественно-политической мысли Нового времени
(А. А. Митрофанова)................................................................42
Глава 4. Тема пола в философской и общественно-политической
мысли России середины XIX — середины XX в.
(А. А. Митрофанова) ................................................................57
Глава 5. Женские движения. Возникновение и развитие феминизма
(Ю. В. Градскова) .....................................................................73
Глава 6. Тендерная идеология в Советской России
(Ю. В. Градскова) .....................................................................87
Глава 7. Антропобиологические аспекты тендерных исследований
(£. 3. Година)............................................................................99
Глава 8. Тендерная социализация (Ю. В. Градскова)..........................114
Глава 9. Семья: тендерные аспекты (N. В. Тулина)............................127
Глава 10. Женщина и мужчина в экономической сфере
(И. Е. Калабихина)..................................................................137
Глава П. Тендерные аспекты политики (А. А. Митрофанова,
Ю. В. Градскова).....................................................................156
Глава 12. Тендерные измерения новейшей философии языка
{А. А. Костикова) ...................................................................169
Глава 13. Тендерный подход в педагогике (А. А. Митрофанова).........182
Глава. 14. Религия в тендерном измерении (И, А. Колосова).................195
Глава 15. Интернет в тендерном измерении (О. В. Митина,
А. Е. Войскунский)..................................................................204
Литература................................................................................................217
Примерные темы рефератов и курсовых работ.....................................226
Примеры практических заданий.............................................................228
Практикум: читаем классику (Ю. Кристева. Силы ужаса.
Эссе об отвращении)..........................................................................229