Центральный Дом Знаний - Дитрих Дернер. Логика неудачи

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Дитрих Дернер. Логика неудачи

Дитрих Дернер. 

pic

Год выпуска: 1997
Издательство: Смысл
ISBN: 5-89357-024-3, 3-498-01260-6
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 236
Описание:
Книга крупнейшего немецкого психолога, специалиста в области исследований мышления Дитриха Дернера - европейский бестселлер, в котором представлены материалы многолетних исследований реального мышления в сложных практических ситуациях с помощью специально разработанных компьютерных моделирующих игр. В книге главное внимание уделено разбору часто встречающихся в повседневности мыслительных ошибок. Автор не только вскрывает их природу, но и намечает пути повышения эффективности практического интеллекта.
Научным работникам, студентам, руководителям и менеджерам высшего и среднего звена.


СОДЕРЖАНИЕ

ОБ АВТОРЕ................................................................................................1

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ...................................5

1. ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................11

2. НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ.................................................................22

Прискорбная судьба Таналанда................................................22

Не столь прискорбная судьба Лоххаузена.............................30

Чернобыль в Таналанде................................................................40

3. ТРЕБОВАНИЯ.........................................................................a..........49

Признаки комплексных практических ситуаций......................49

Комплексность...................................................................................50

Динамика.............................,..............................................................52

Непрозрачность...............................................................................53

Незнание и ложные гипотезы......................................................53

Станции на пути планирования и действия.............................55

4. ОБРАЩЕНИЕ С ЦЕЛЯМИ.....................................................'-.......61

Требования обращения с целями и как

с ними справиться............................................................................61

Глобальные цели и «поведение аварийной службы»...........71

Свобода, равенство, братство и

«добровольная воинская обязанность»....................................79

5. ИНФОРМАЦИЯ И МОДЕЛИ........................................................87

Реальность, модели и информация............................................87

Одно за другим!...............................................................................95

«Евреи, иезуиты и масоны...».....................................................104

Простые числа и иностранный туризм,

или Мольтке и лесной пожар...................................................108

«В бесплодье умственного тупика...».............. ........................115

6. ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ......................................................................124

Пространство и время................................................................124

Водяные лилии, рисовые зерна и СПИД..............................127

Преждевременная предосторожность?.................................134

Уланы и звездные войны ............................................................147

Дилетанты и эксперты..................................................................152

«23 — хорошее число!»..............................................................156

Хищник и добыча...........................................................................166

Бабочки Куэры...................................-...........................................173

7. ПЛАНИРОВАНИЕ..........................................................................183

«Создай лишь только план...»...................................................183

Румпельштильцхен.........................................................................195

На ошибках учатся? Не может быть!.....................................205

8. ЧТО ДЕЛАТЬ?..................................................................................212

Новое мышление..........................................................................212

Индейцы лучше!.............................................................................216

Причины...........................................................................................221

Что делать?.....................................................................................226

Благодарности.....................................................................................237

Литература...........................................................................................238


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книга известного немецкого психолого Д.Дёрнера «Логико неудачи» — это психологический анализ причин ошибок челове­ка при его попытках «улучшить» положение в сложных областях реальности. Постановка такой проблемы выходит далеко за пределы так называемых окадемических интересов психологов. В наше время просчеты людей приобретают все более плане­тарный, а возможно, и космический характер. Речь идет не толь­ко о материальных или экономических издержкох, хотя и здесь потери огромны. Нависла угроза над самим существованием Человечества и всего живого на Земле. В конечном счете воп­рос поставлен о пути (или тупике) Человека и Человечества. По сути, имплицитно присутствует проблема соотношения все бо­лее увеличивающейся свободы, приобретаемой человеком бло-годаря знаниям, и отстающей от этого процессо ответственности за свои поступки.

Данная проблематика онализируется средствами когнитивной психологии. Автор разрабатывает специальный понятийный аппа­рат, отражающий как объективные параметры сложных областей реальности, так и ее субъективный образ, на основе которого люди и действуют. Человек включен в сложные динамические системы, являясь их важной составляющей, во многом определяющей разви­тие ситуации. Пожалуй, основная характеристика таких систем — их сетевое строение. Это означает, что в них становится невозмож­ным изолированное, локальное изменение. Трансформация осу­ществляется не по цепочке «причина — следствие», а принимает сетевой характер: непосредственный результат, побочные и отда­ленные последствия. Модификация одного компонента активно влияет на многие другие.

Сложные ситуации включают целый ряд элементов, объеди­ненных многочисленными связями. Эти ситуации меняются сами по себе. Воздействие человека приводит не только к прямому результату, на который он рассчитывал, ставя перед собой цель, но и к разнообразным косвенным и отдаленным последствиям, зачастую противоречащим исходной задаче и ставящим его пе­ред новыми и неожиданными проблемами. Действуя системати­чески, человек попадает в ситуации неопределенности, неясности, непрозрачности относительно того, что ему следует предпри­нять и к каким последствиям это приведет. В таких системах че­ловек часто сталкивается с так называемыми экспоненциальными процессами, когда казалось бы первоначально незначительные изменения ведут к лавинообразным сдвигам, до неузнаваемости преобразующим всю систему.

Производство, культура, наука, да и прогресс человеческой цивилизации в целом неизбежно способствуют тому, что чело­век, хочет он того или нет, оказывается включенным в сложные динамические системы и должен действовать в них более или менее эффективным образом. Специфика сложных и неопреде­ленных динамических систем предъявляет новые, повышенные требования к психическим процессам, регулирующим поведение людей в соответствующих ситуациях. Так, для эффективной работы от человека требуется мыслить уже не в «каузальных цепях», а в «коузальных сетях», прогнозировать экспоненциальные процес­сы. Кроме того, он должен научиться предугадывать происходя­щее в системе и без его вмешательства. Увеличивается нагрузка на отдельные психические функции человека — восприятие,-вни­мание, память, мышление. Решающее значение приобретает мо-тивационно-эмоцианальная регуляция, в частности, преодоление страха перед потерей контроля над сложной ситуацией и самим сабой в этой ситуации.

Итак, область исследова'ния ясно обозначена — психичес-коя регуляция поведения человека в обстановке повышенной сложности и неопределенности. Однако как реально изучать поведение человека, управляющего большой фирмой, городом или другой сложной системой? Трудно представить, что удастся организовать планомерное и постоянное наблюдение за его поведением. Проникнуть во внутренние психические процессы и механизмы еще сложнее. В лучшем случае можно получить дан­ные с помощью опросников, интервью, бесед. Этого явно недо­статочно. Ведь психологов интересует реальноя деятельность людей, а не только ее отражение в сознании, часто исхожен­ное. Но помощь приходит современное средство — компьютер, который по сложности становится все более соизмеримым с человеческой психикой. По мнению Д.Дёрнеро, с появлением ком­пьютера специалисты могут не только что-то сказать о психике, но и реальна кое-что сделать.

Метод исследования заключается в том, что с помощью опре­деленных компьютерных программ моделируется сложная область реальности, и человек ставится в ситуацию взаимодействия с раз­работанной моделью. Появляется возможность систематического и длительного наблюдения за поведением человека в проблемной ситуации, создаются условия для психологического эксперименти­рования. Есть соблозн подвести этот метод под рубрику «компью­терные игры», однако это мало что доет для понимания его сути. Проведенные исследования подтверждают, что испытуемые довольно серьезно относятся к искусственно созданным ситуациям и эмоцио­нально переживают свои успехи и неуспехи. Кроме того, в подоб­ного рода ситуации можно ставить и профессионалов. Ноблюдение можно осуществлять как угодно долго и регулярно, применяя раз­личные аппаратурные методики. Открывается также возможность планировать эксперимент, то есть контролировать и варьировать независимые переменные.

Почему же все-таки книга получила название «Логика не­удачи»? Почему Д.Дёрнер воссоздает процессы стратегическо­го мышления именно через ошибки (порой совершенно нелепые) испытуемых, пытающихся справиться со сложными ситуоциями? Оказывается, что любой просчет подчиняется некоторой логике. В этом отношении автор возрождает давний подход, нередко применявшийся гештальтпсихологами, — реконструирование пси­хических процессов путем анализа сбоев действования в нео­бычных условиях.

Исследования Д.Дёрнера и его коллег приводят к любопыт­ному заключению: наши мыслительные способности оказывают­ся не очень хорошо приспособленными к обращению со сложными проблемами. По мнению автора, причина этого в присущей нам тенденции к экономии усилий и стремлении к под­держанию чувства своей компетентности. Анализ данного со­стояния человека особенно интересен в свете развиваемой Д.Дёрнером теории стратегического мышления. Несколько ог­рубляя, ее можно охарактеризовать так: чем выше чувство ком­петентности, тем больше у испытуемого появляется ощущение, что он находится в «своей тарелке». Фактически речь идет о некотором эмоционольно-мотивационном образовании, играю­щем существенную регулирующую роль в познавательной, а именно, мыслительной деятельности. Благодаря вниманию к лич-ностно-мотивационным детерминантам мышления, Д.Дёрнер, оставаясь при этом всецело в рамках компьютерной метафоры, вскрывает новые, заслуживающие пристального внимания ас­пекты традиционных проблем психологии мышления.

Один из интереснейших выводов, который следует из приво­димых в книге исследований, — это выраженная тенденция не­чувствительности к реальности. В проблемных ситуациях человек почему-то склонен подменять действительное положение вещей упрощенными моделями, создающими иллюзию компетентности. В этом смысле главным в сложной ситуации является не столько задача справиться с затруднительной ситуацией, сколько верно ее понять. Осознание проблемы оказывается очень нелегким делом, требующим от человека множества разнообразных ин­теллектуальных навыков и, помимо этого, готовности поставить под сомнение собственную самооценку.

Говоря об интеллектуальной «опытности», следует отметить, что сложные ситуации, в которых оказывается современный че­ловек, обязывают его к быстрому и точному выполнению «непости­жимых» интеллектуальных операций. Интуитивное их применение, как показывают эксперименты Д.Дёрнера и его сотрудников, не­избежно приводит к ошибкам. Более того, обнаруживается наша неспособность обучаться эффективному использованию интуи­ции в этих операциях. Таковы, например, спонтанные изменения ситуации во времени. Подсознательное предвосхищение изме­нений, как провило, оказывоется неадекватным. Мы склонны не­дооценивать интенсивность нарастания изменений ситуации, если они выходят за пределы простого линейного прироста. Мы не чувствительны к смене характера изменений ситуации, даже при наличии всей необходимой для прогнозирования информации.

Как уже отмечалось, специфика сложных ситуаций не только в необходимости выборо одной из многих альтернатив действия, но и в том, что каждая дилемма порождает множество последст­вий, которые следует учитывать. Поэтому полное планирование приобретоет вид снежного кома: чем глубже планирование, тем более сложной и разветвленной становится программо действий. В свою очередь, это ведет к обусловливанию наших планов множеством случайностей, что делает их уязвимыми. Возникает ес­тественная тенденция к ограничению планирования. Однако, действуя, мы рискуем столкнуться с неожиданностями и оказать­ся попросту смятыми лавиной неизвестно откуда взявшихся труд­ностей. И здесь Д.Дёрнер говорит о мыслительной ошибке, заключающейся в том, что мы не учитываем проблем, которых еще нет в данный момент. Парадокс, не правда ли? Тем не менее поведение в проблемной ситуации требует ориентации не столько на уже стоящие перед нами сложности, сколько на проблемы, порождаемые нашими собственными действиями.

Иначе говоря, мышление в проблемных ситуациях потому и сложно, что никокие заранее подготовленные рецепты не га­рантируют успеха принимаемых нами решений. Сами по себе знания или техники стимуляции творчества не ведут к улучшению мышления. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая выгля­дит неразрешимой: «слепой» опыт закрепляет совершаемые нами глупости, а методы совершенствования мышления переключают внимание с ситуации на некий единственно правильный метод. В итоге мы просто перестаем реально воспринимать- происходя­щее, а это — прямой путь к совершению ошибок.

ДДёрнер показывает общую направленность пути улучше­ния мышления. По его мнению, оно не зависит ни от каких-либо экзотических «мыслительных способностей», ни от «восточной мудрости», ни от активизации правого полушария головного моз­га, ни от высвобождения «таинственного» творческого потенциа­ла и мобилизации якобы неиспользуемых 90% резервов головного мозга. Оно зависит только от одного — от поощре­ния «здравого рассудка», или, во всяком случае, от его пра­вильного использования.

Д. Дёрнеру удалось без ущерба для научности изложения представить огромный материал, включающий как классичес­кие, так и его собственные оригинальные исследования мышле­ния в сложных ситуациях. В книге мы не обнаружим анализа разнообразных и многочисленных психологических теорий мыш­ления. Это не учебник и не справочник. Цель автора в другом — в демонстрации важности изучения мыслительной деятельности человека для оргонизоции успешного обращения с проблемны­ми ситуациями, не допускающими поверхностного к ним отно­шения. Вместе с тем автор постепенно, ненавязчиво выводит основные положения собственной теории мышления, позволя­ющей не только увидеть позитивный смысл в допускаемых нами ошибках, но и разработать методы их действенного преодоле­ния. В этом плане книгу можно рассматривать как проект систе­мы повышения эффективности практического интеллекта. В ней тонко и изящно обобщено научное изучение сложных проблем психологии мышления, и предложена система практических мер по его улучшению, что представляет собой редкое и ценное явление в психологической литературе.

И.А.Васильев А. Н. Корницкий

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24