Год выпуска: 1997
Издательство: Смысл
ISBN:
5-89357-024-3, 3-498-01260-6
Формат: DjVu
Качество:
Отсканированные страницы
Количество
страниц: 236
Описание:
Книга крупнейшего
немецкого психолога, специалиста в
области исследований мышления Дитриха
Дернера - европейский бестселлер, в
котором представлены материалы
многолетних исследований реального
мышления в сложных практических ситуациях
с помощью специально разработанных
компьютерных моделирующих игр. В книге
главное внимание уделено разбору часто
встречающихся в повседневности
мыслительных ошибок. Автор не только
вскрывает их природу, но и намечает пути
повышения эффективности практического
интеллекта.
Научным работникам,
студентам, руководителям и менеджерам
высшего и среднего звена.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБ АВТОРЕ................................................................................................1
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ...................................5
1. ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................11
2. НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ.................................................................22
Прискорбная судьба Таналанда................................................22
Не столь прискорбная судьба Лоххаузена.............................30
Чернобыль в Таналанде................................................................40
3. ТРЕБОВАНИЯ.........................................................................a..........49
Признаки комплексных практических ситуаций......................49
Комплексность...................................................................................50
Динамика.............................,..............................................................52
Непрозрачность...............................................................................53
Незнание и ложные гипотезы......................................................53
Станции на пути планирования и действия.............................55
4. ОБРАЩЕНИЕ С ЦЕЛЯМИ.....................................................'-.......61
Требования обращения с целями и как
с ними справиться............................................................................61
Глобальные цели и «поведение аварийной службы»...........71
Свобода, равенство, братство и
«добровольная воинская обязанность»....................................79
5. ИНФОРМАЦИЯ И МОДЕЛИ........................................................87
Реальность, модели и информация............................................87
Одно за другим!...............................................................................95
«Евреи, иезуиты и масоны...».....................................................104
Простые числа и иностранный туризм,
или Мольтке и лесной пожар...................................................108
«В бесплодье умственного тупика...».............. ........................115
6. ТЕЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ......................................................................124
Пространство и время................................................................124
Водяные лилии, рисовые зерна и СПИД..............................127
Преждевременная предосторожность?.................................134
Уланы и звездные войны ............................................................147
Дилетанты и эксперты..................................................................152
«23 — хорошее число!»..............................................................156
Хищник и добыча...........................................................................166
Бабочки Куэры...................................-...........................................173
7. ПЛАНИРОВАНИЕ..........................................................................183
«Создай лишь только план...»...................................................183
Румпельштильцхен.........................................................................195
На ошибках учатся? Не может быть!.....................................205
8. ЧТО ДЕЛАТЬ?..................................................................................212
Новое мышление..........................................................................212
Индейцы лучше!.............................................................................216
Причины...........................................................................................221
Что делать?.....................................................................................226
Благодарности.....................................................................................237
Литература...........................................................................................238
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Книга известного немецкого психолого Д.Дёрнера «Логико неудачи» — это психологический анализ причин ошибок человека при его попытках «улучшить» положение в сложных областях реальности. Постановка такой проблемы выходит далеко за пределы так называемых окадемических интересов психологов. В наше время просчеты людей приобретают все более планетарный, а возможно, и космический характер. Речь идет не только о материальных или экономических издержкох, хотя и здесь потери огромны. Нависла угроза над самим существованием Человечества и всего живого на Земле. В конечном счете вопрос поставлен о пути (или тупике) Человека и Человечества. По сути, имплицитно присутствует проблема соотношения все более увеличивающейся свободы, приобретаемой человеком бло-годаря знаниям, и отстающей от этого процессо ответственности за свои поступки.
Данная проблематика онализируется средствами когнитивной психологии. Автор разрабатывает специальный понятийный аппарат, отражающий как объективные параметры сложных областей реальности, так и ее субъективный образ, на основе которого люди и действуют. Человек включен в сложные динамические системы, являясь их важной составляющей, во многом определяющей развитие ситуации. Пожалуй, основная характеристика таких систем — их сетевое строение. Это означает, что в них становится невозможным изолированное, локальное изменение. Трансформация осуществляется не по цепочке «причина — следствие», а принимает сетевой характер: непосредственный результат, побочные и отдаленные последствия. Модификация одного компонента активно влияет на многие другие.
Сложные ситуации включают целый ряд элементов, объединенных многочисленными связями. Эти ситуации меняются сами по себе. Воздействие человека приводит не только к прямому результату, на который он рассчитывал, ставя перед собой цель, но и к разнообразным косвенным и отдаленным последствиям, зачастую противоречащим исходной задаче и ставящим его перед новыми и неожиданными проблемами. Действуя систематически, человек попадает в ситуации неопределенности, неясности, непрозрачности относительно того, что ему следует предпринять и к каким последствиям это приведет. В таких системах человек часто сталкивается с так называемыми экспоненциальными процессами, когда казалось бы первоначально незначительные изменения ведут к лавинообразным сдвигам, до неузнаваемости преобразующим всю систему.
Производство, культура, наука, да и прогресс человеческой цивилизации в целом неизбежно способствуют тому, что человек, хочет он того или нет, оказывается включенным в сложные динамические системы и должен действовать в них более или менее эффективным образом. Специфика сложных и неопределенных динамических систем предъявляет новые, повышенные требования к психическим процессам, регулирующим поведение людей в соответствующих ситуациях. Так, для эффективной работы от человека требуется мыслить уже не в «каузальных цепях», а в «коузальных сетях», прогнозировать экспоненциальные процессы. Кроме того, он должен научиться предугадывать происходящее в системе и без его вмешательства. Увеличивается нагрузка на отдельные психические функции человека — восприятие,-внимание, память, мышление. Решающее значение приобретает мо-тивационно-эмоцианальная регуляция, в частности, преодоление страха перед потерей контроля над сложной ситуацией и самим сабой в этой ситуации.
Итак, область исследова'ния ясно обозначена — психичес-коя регуляция поведения человека в обстановке повышенной сложности и неопределенности. Однако как реально изучать поведение человека, управляющего большой фирмой, городом или другой сложной системой? Трудно представить, что удастся организовать планомерное и постоянное наблюдение за его поведением. Проникнуть во внутренние психические процессы и механизмы еще сложнее. В лучшем случае можно получить данные с помощью опросников, интервью, бесед. Этого явно недостаточно. Ведь психологов интересует реальноя деятельность людей, а не только ее отражение в сознании, часто исхоженное. Но помощь приходит современное средство — компьютер, который по сложности становится все более соизмеримым с человеческой психикой. По мнению Д.Дёрнеро, с появлением компьютера специалисты могут не только что-то сказать о психике, но и реальна кое-что сделать.
Метод исследования заключается в том, что с помощью определенных компьютерных программ моделируется сложная область реальности, и человек ставится в ситуацию взаимодействия с разработанной моделью. Появляется возможность систематического и длительного наблюдения за поведением человека в проблемной ситуации, создаются условия для психологического экспериментирования. Есть соблозн подвести этот метод под рубрику «компьютерные игры», однако это мало что доет для понимания его сути. Проведенные исследования подтверждают, что испытуемые довольно серьезно относятся к искусственно созданным ситуациям и эмоционально переживают свои успехи и неуспехи. Кроме того, в подобного рода ситуации можно ставить и профессионалов. Ноблюдение можно осуществлять как угодно долго и регулярно, применяя различные аппаратурные методики. Открывается также возможность планировать эксперимент, то есть контролировать и варьировать независимые переменные.
Почему же все-таки книга получила название «Логика неудачи»? Почему Д.Дёрнер воссоздает процессы стратегического мышления именно через ошибки (порой совершенно нелепые) испытуемых, пытающихся справиться со сложными ситуоциями? Оказывается, что любой просчет подчиняется некоторой логике. В этом отношении автор возрождает давний подход, нередко применявшийся гештальтпсихологами, — реконструирование психических процессов путем анализа сбоев действования в необычных условиях.
Исследования Д.Дёрнера и его коллег приводят к любопытному заключению: наши мыслительные способности оказываются не очень хорошо приспособленными к обращению со сложными проблемами. По мнению автора, причина этого в присущей нам тенденции к экономии усилий и стремлении к поддержанию чувства своей компетентности. Анализ данного состояния человека особенно интересен в свете развиваемой Д.Дёрнером теории стратегического мышления. Несколько огрубляя, ее можно охарактеризовать так: чем выше чувство компетентности, тем больше у испытуемого появляется ощущение, что он находится в «своей тарелке». Фактически речь идет о некотором эмоционольно-мотивационном образовании, играющем существенную регулирующую роль в познавательной, а именно, мыслительной деятельности. Благодаря вниманию к лич-ностно-мотивационным детерминантам мышления, Д.Дёрнер, оставаясь при этом всецело в рамках компьютерной метафоры, вскрывает новые, заслуживающие пристального внимания аспекты традиционных проблем психологии мышления.
Один из интереснейших выводов, который следует из приводимых в книге исследований, — это выраженная тенденция нечувствительности к реальности. В проблемных ситуациях человек почему-то склонен подменять действительное положение вещей упрощенными моделями, создающими иллюзию компетентности. В этом смысле главным в сложной ситуации является не столько задача справиться с затруднительной ситуацией, сколько верно ее понять. Осознание проблемы оказывается очень нелегким делом, требующим от человека множества разнообразных интеллектуальных навыков и, помимо этого, готовности поставить под сомнение собственную самооценку.
Говоря об интеллектуальной «опытности», следует отметить, что сложные ситуации, в которых оказывается современный человек, обязывают его к быстрому и точному выполнению «непостижимых» интеллектуальных операций. Интуитивное их применение, как показывают эксперименты Д.Дёрнера и его сотрудников, неизбежно приводит к ошибкам. Более того, обнаруживается наша неспособность обучаться эффективному использованию интуиции в этих операциях. Таковы, например, спонтанные изменения ситуации во времени. Подсознательное предвосхищение изменений, как провило, оказывоется неадекватным. Мы склонны недооценивать интенсивность нарастания изменений ситуации, если они выходят за пределы простого линейного прироста. Мы не чувствительны к смене характера изменений ситуации, даже при наличии всей необходимой для прогнозирования информации.
Как уже отмечалось, специфика сложных ситуаций не только в необходимости выборо одной из многих альтернатив действия, но и в том, что каждая дилемма порождает множество последствий, которые следует учитывать. Поэтому полное планирование приобретоет вид снежного кома: чем глубже планирование, тем более сложной и разветвленной становится программо действий. В свою очередь, это ведет к обусловливанию наших планов множеством случайностей, что делает их уязвимыми. Возникает естественная тенденция к ограничению планирования. Однако, действуя, мы рискуем столкнуться с неожиданностями и оказаться попросту смятыми лавиной неизвестно откуда взявшихся трудностей. И здесь Д.Дёрнер говорит о мыслительной ошибке, заключающейся в том, что мы не учитываем проблем, которых еще нет в данный момент. Парадокс, не правда ли? Тем не менее поведение в проблемной ситуации требует ориентации не столько на уже стоящие перед нами сложности, сколько на проблемы, порождаемые нашими собственными действиями.
Иначе говоря, мышление в проблемных ситуациях потому и сложно, что никокие заранее подготовленные рецепты не гарантируют успеха принимаемых нами решений. Сами по себе знания или техники стимуляции творчества не ведут к улучшению мышления. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая выглядит неразрешимой: «слепой» опыт закрепляет совершаемые нами глупости, а методы совершенствования мышления переключают внимание с ситуации на некий единственно правильный метод. В итоге мы просто перестаем реально воспринимать- происходящее, а это — прямой путь к совершению ошибок.
ДДёрнер показывает общую направленность пути улучшения мышления. По его мнению, оно не зависит ни от каких-либо экзотических «мыслительных способностей», ни от «восточной мудрости», ни от активизации правого полушария головного мозга, ни от высвобождения «таинственного» творческого потенциала и мобилизации якобы неиспользуемых 90% резервов головного мозга. Оно зависит только от одного — от поощрения «здравого рассудка», или, во всяком случае, от его правильного использования.
Д. Дёрнеру удалось без ущерба для научности изложения представить огромный материал, включающий как классические, так и его собственные оригинальные исследования мышления в сложных ситуациях. В книге мы не обнаружим анализа разнообразных и многочисленных психологических теорий мышления. Это не учебник и не справочник. Цель автора в другом — в демонстрации важности изучения мыслительной деятельности человека для оргонизоции успешного обращения с проблемными ситуациями, не допускающими поверхностного к ним отношения. Вместе с тем автор постепенно, ненавязчиво выводит основные положения собственной теории мышления, позволяющей не только увидеть позитивный смысл в допускаемых нами ошибках, но и разработать методы их действенного преодоления. В этом плане книгу можно рассматривать как проект системы повышения эффективности практического интеллекта. В ней тонко и изящно обобщено научное изучение сложных проблем психологии мышления, и предложена система практических мер по его улучшению, что представляет собой редкое и ценное явление в психологической литературе.
И.А.Васильев А. Н. Корницкий