Повести
Федора Абрамова — "Деревянные кони”,
"Пелагея” и "Алька” — были завершены
почти одновременно — в 1969 и 1971 годах.
Писатель придал им особое значение. В
этих повестях воплощена история русской
деревни, многострадальной жизни крестьян
и прежде всего русской женщины. Трилогия
начинается повестью "Деревянные кони”.
В ней рассказывается о жизни Милентьевны,
русской крестьянки. Про жизнь ее мы
узнаем из рассказов Евгении — невестки
Милентьевны. И жизнь эта была далеко не
легкой. Шестнадцати лет Милентьевну
замуж выпихнули. От рассвета до заката
— непосильная работа, заботы по дому.
Двух сыновей на войне убили. Но выстояла
Милентьевна, выдержала все невзгоды. И
даже теперь, несмотря на свою старость,
не могла сидеть без работы. Каждое утро
уходила в лес за грибами. Возвращалась
еле живая, но не хотела покоряться
усталости, немощи и возрасту. (А шел
Милентьевне уже седьмой десяток.) Однажды
пришла она совсем больная и слегла. Но
через два дня нужно было ехать ей домой
(она гостила у одного из своих сыновей),
так как внучке обещала приехать к
"школьному дню”. И вот, несмотря на
свою болезнь, ливень и грязь за окном,
несмотря на то, что сын не приехал за
ней, пошла пешком, увязая в грязи,
покачиваясь от порывов ветра и слабости.
Ничто не могло помешать ей сдержать
свое обещание, данное внучке. Повесть
"Пелагея” рассказывает нам о другой
женской судьбе. Другой, но не менее
тяжелой. Пелагея Амосова — пе-карша, с
зари до зари работающая в своей пекарне.
Это, однако, не одна ее забота: еще надо
и по дому справиться, и двор прибрать,
и травы накосить, и за мужем, больным
успеть ухаживать. У нее постоянно душа
болит за дочь свою — Альку. Эта непоседа
и егоза, которая не может усидеть на
месте, целыми днями и ночами пропадает
на гулянках. А между тем сама еще школу
не закончила... Вся
жизнь Пелагеи — это сплошная вереница
одинаковых дней, проходящих в непосильном
труде. Пелагея не может позволить себе
хоть день отдыха: вся работа держится
на ней. Да и не могла она жить без своей
пекарни. "Всю жизнь думала: каторга,
жернов каменный на шее — вот что эта
пекарня. А оказывается, без этой каторги
да без этого жернова ей и дышать нечем”.
Кроме непосильной работы, на Пелагею
наваливаются и другие невзгоды: тяжелая
болезнь и смерть мужа, бегство дочери
в город вместе с офицером. Силы постепенно
оставляли ее. Нестерпимее всего была
невозможность работать. "Не умела
болеть Пелагея”. Не могла она примириться
с тем, что не та уже стала, как раньше. А
жизнь готовит все новые и новые удары
уже больной женщине: от дочери никаких
вестей, пекарня, ее родная пекарня,
запущена, в магазине ее обманули,
подсунули давно вышедшие из моды
плюшевики. С каждым новым ударом Пелагея
понимает, что отстает она от жизни. "Да
как тут жить дальше?” — ищет она ответа
и не находит его. Так
и умерла Пелагея, не увидев новой цели
в жизни, так и не поняв, как же можно
жить, когда работать уже не можешь и
силы оставляют тебя. Заключительная
повесть трилогии — "Алька”. Героиня
ее — Алька — дочь Пелагеи, но жизнь у
нее совершенно другая, вольная, не
закованная в железный обруч непосильной
работы. Алька живет в городе и работает
официанткой. Жизнь в деревне не для нее,
она не хочет жить, как мать, добиваясь
всего тяжелым трудом. Алька считает
свою работу не хуже других и гордится
тем, что работает в городе, в ресторане,
зарабатывает большие деньги. В будущем
она хочет стать стюардессой (и становится
ею). Алька — это тип
совершенно другого человека, нежели ее
мать. Она не приучена с детства к тяжелому
труду в поле, ей чужда вся деревенская
жизнь. Был момент, когда Алька была
готова остаться в деревне. Она вспоминает
об умершей матери, о том, как неустанно
работала та всю жизнь ради нее, Альки,
о том, что не приехала проводить свою
мать в последний путь. И так горько
становится на душе у Альки. В этот момент
она решает остаться в деревне, даже
бежит и сообщает об этом тетке Анисье.
Надо только съездить в город, забрать
пятьсот рублей, "остатки от распроданного
родительского добра”. Но именно эта
поездка все изменяет. Снова окунувшись
в городскую жизнь, она уже не тянется в
деревню. Что деревенская жизнь по
сравнению с городской! Да и не такой
человек Алька, чтобы на веки вечные
похоронить себя в деревне. "Жалковато
стало всего этого великолепия, с которым
не сегодня-завтра надо расстаться”. В
трилогии очень ярко и живо показаны
типы русской женщины тридцатых—семидесятых
годов. Мы можем увидеть, как постепенно
изменялся этот тип из поколения в
поколение. Изначально женщина была
"привязана” только к дому да работе
на земле, но постепенно у нее появляются
другие возможности. Пелагея
уже меньше привязана к земле, чем
Милентьевна, но она еще не могла оторваться
от нее, да ей это было и не нужно. Алька
же сызмала не тяготела к деревенской
работе и потому спокойно покидает
деревню. Трилогия
интересна для читателя не только главными
героинями, но и второстепенными, но не
менее яркими. С какой живостью, например,
выписаны образы Мани-болыпой и
Мани-маленькой — двух подружек-пенсионерок
— или тетки Анисьи. Читая
повести Федора Абрамова, живо представляешь
картины деревенской жизни, взаимоотношения
между людьми. Трилогия
Федора Абрамова мне очень понравилась.
Написана она ярким, живым и в то же время
простым языком. Несмотря на внешнюю
простоту повестей, в них очень глубоко
показана многострадальная судьба
русской женщины. Повести
эти не только о деревне. Они о человеке,
который в любых обстоятельствах должен
оставаться человеком.