Федор Абрамов — широко известный в
нашей стране писатель и критик. В 1993
году вышло полное собрание сочинений
писателя впервые, уже после смерти
Федора Абрамова. До этого до читателя
доходили лишь редкие издания в журналах
и "истерзанные” цензорами сборники,
каждый из которых автору приходилось
буквально пробивать в печать месяцами,
а иногда и годами.
Федор
Абрамов красочно рисует дела и судьбы
людей русской деревни во время Великой
Отечественной войны и в послевоенные
годы. Тема коллективизации, уничтожения
крестьянства — основы русской духовной
культуры — звучит у писателя в большинстве
его произведений. Особенно близок
Абрамову Русский Север — родина писателя.
Там он начал свою трудовую судьбу,
которая вобрала трагедийный опыт
деревенского подростка, испытавшего
беды коллективизации и полуголодного
существования 1930-х годов, ранний опыт
безотцовщины и братской взаимопомощи,
опыт ополченца-фронтовика, а затем —
опыт человека, воочию, на своих земляках,
на семье брата, столкнувшегося с
послевоенным лихолетьем, с бесправным
положением крестьянина, лишенного даже
паспорта, почти ничего не получающего
на трудодни и платившего налог за то,
чего у него не было. Поэтому Абрамов
пришел в литературу с огромным жизненным
опытом, с убеждениями заступника
народного. В первом романе "Братья и
сестры” мощно зазвучала живая многоголосая
народная речь, усвоенная писателем с
детства и всегда питавшая его книги.
Романы "Братья и сестры”, "Две зимы и
три лета”, "Пути-перепутья” и "Дом”
составляют тетралогию "Братья и сестры”.
Объединенные общими героями и местом
действия (северное село Пекашино), эти
книги повествуют о тридцатилетней
судьбе русского северного крестьянства
начиная с военного 1942 года. За это время
состарилось одно поколение, возмужало
второе и подросло третье. И сам автор
обретал мудрость со своими героями,
ставил все более сложные проблемы,
вдумывался и вглядывался в судьбы
страны, России и человека. В пору работы
над романами создавались и лучшие
повести и рассказы писателя: "Деревянные
кони”, "Пелагея”, "Алька”, "Поездка
в прошлое”, "Старухи”, "О чем плачут
лошади”.
В 1974 году было
закончено одно из самых ярких и
значительных произведений Абрамова —
повесть "Поездка в прошлое”. Она не
увидела свет при жизни автора, ее издали
лишь в 1989 году, спустя пятнадцать лет.
Эта повесть, на мой взгляд, превосходит
остальные по емкости и лаконичности,
по глубине социального анализа и остроте
конфликта. Абрамов сосредоточил внимание
в повести не на событиях, а на сознании
и психологии людей, на самых губительных
последствиях политики партии в двадцатые
и тридцатые годы, которые проникли в
души людей, в характеры, жизненные
ориентации. В повести затронуты те
сложнейшие политические, социально-исторические
и философские проблемы, о которых в
полный голос заговорили совсем недавно
и которые до сих пор ждут настоящего
осмысления: трагедия коллективизации
и раскулачивания, противостояния
фанатиков революционеров и подлинных
гуманистов, хранителей общечеловеческих
ценностей, прозрение и истоки трагедии
людей, сломанных страшным прессингом
советской идеологии, давлением на людей
в течение долгих десятилетий. В центре
повести лежит история жизни Микши
Кобылина — сельского конюха, алкоголика.
Микша — жертва своего прошлого. Он всю
жизнь верил в то, что его дядья —
революционеры-коллективизаторы —
честные, благородные, отважные люди,
которые заботились об общем благе.
Прозрение оказалось для него столь
страшным, что убило его изнутри. "Мефодий
Кобылий, хоть и дядя тебе родной, а собака
был человек. Сколько его на свете нету?
Двадцать лет, а может, больше, а люди и
теперь еще из-за него плачут. В кажинной
деревне безвинных людей сказнил, а в
нашей волости зараз десять мужиков”,
— рассказывала старая Федосеевна Микше.
Миф о трагической гибели дяди Александра
действительно оказался лишь мифом: "А
на самом деле пьяный дядя изнасиловал
беззащитную пятнадцатилетнюю девчонку,
которая убирала комендатуру, а брат
этой девчонки — четырнадцатилетний
пацан — убил дядю...” А Микша верил в
то, что рассказывали в областном музее:
он отрекся от родного отца, чтобы
"показать революционный пример”, он
отказался от отцовской фамилии. Микша
узнает, что его отец был честным и
трудолюбивым человеком, но уже было
поздно чего-либо исправлять.
Сцены
раскулачивания, жизни "лишенцев” или
сосланных на Север крестьян отражают
реальные события тех лет: "У нас в
деревне стали колхоз делать — караул
кричи. Три хозяйства по плану распотрошить
надо, а где их взять?” "А в этом самом
тридцатом году что тут делалось... По
два, по три мертвяка за утро вытаскивали.
Из раскулаченных. С южных районов которые
к нам, на Север, были высланы. Жуть сколько
их в нашей деревне было! Все лето баржами
возили”. Эти сцены говорят сами за себя.
Расстрелы, убийства, полное разрушение
деревенского быта, реки крови и
страданий...
"Раскулачивали
наиболее расторопных, хозяйственно-инициативных
мужиков. Построил мельницу, завел
смолокурню, маслобойку выписал — враг.
Враг каждый, кто проявлял хоть какую-нибудь
инициативу. Желанный, идеальный гражданин
— лодырь, бездельник”, — писал автор
о проблеме раскулачивания.
Глубина
проблематики в книгах Абрамова связана
с достоверным знанием жизни русской
деревни, души и характера крестьянства,
пониманием его трагедии в советское
время.