Центральный Дом Знаний - Айкидо

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Айкидо

Айкидо (яп合気道 айкидо), яп. боевое искусство, созданное О-сэнсэем Морихэем Уэсибой как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и разработать боевое искусство, впитавшее в себя все достижения великих мастеров.

А. акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».

Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

  • Ай (яп) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. гармония.

  • Ки (яп) — «энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара» (кит. ци);

  • До (яп) — «дорога, путь, способ».

Совместно эти иероглифы примерно означают «путь к гармонии духа».

Ключевым моментом зарождения А. можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Оомото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Оомото-кё.

Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.

В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихэю Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.

Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу (А.).

А. не является исключительно боевой системой.

Основатель А.  Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — А., в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.

Огромное влияние на А. оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.

О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию А. на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан, создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией. Что приводит к дисгармонии. В А. агрессия нивелируется. Мастер А., во время нападения, использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.

Большое внимание нравственному воспитанию подростков в процессе занятий А. уделял поэт и психолог А. Д. Чехонин.

Среди основных принципов А. выделяют: дух единения Айки, дистанцию безопасности Ма-ай, уход с линии атаки Тэнкан, вход в Ма-ай противника Ирими, спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми, ударная техника Атэми, вращение и, прежде всего, динамику.

В А. характеристики оружия регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, а потом партнёру, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько им сбалансированно и удобно можно нанести удар партнёру. Работа с оружием — вспомогательный раздел А., необходимый для отработки культуры передвижений и работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании Центральной линии по отношению к партнёру.

Разные школы А. используют в обучении следующие типы оружия:

  • Катана — японский длинный меч. Так как приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.

  • Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.

  • Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.

  • Танто — нож длиной до 30 см.

  • Вакидзаси — короткий меч.

  • Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.

  • Нагината — японский аналог алебарды.

Система рангов в А., как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях А. также может варьироваться — например, в реальном А.  их 5 — с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2-6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.

Через год после получения высшей ученической степени (1 кю), айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в А. — 10. Высшие степени — с 8 по 10 дан присуждался только выдающимся сэнсэям.  

Фонд Айкикай — организация по изучению и популяризации А., созданная непосредственно Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.

В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль А. существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближён именно к тому А., которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.

Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) А. в Токио, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием А. во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что А. пользуется всё большей популярностью.

Основатель А. говорил: «Сколько людей, — столько и Айкидо». Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то А., в каком виде они переняли его от своего учителя.

Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы А.  мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу А., были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо, после чего заявляли о создании нового стиля.

Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.

Литература:

  • Рольф Бранд. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития — 1996. — ISBN 5-8183-0089-7.

  • Годзо Сиода. Динамика Айкидо — M.: Фаир-пресс, 2004. — ISBN 5-8183-0089-7.

  • Оскар Ратти, Адель Уэстбрук. Самураи — 2005. — ISBN 5-699-04611-9.

  • Киссёмару Уэсиба. Айкидо — 1963. — ISBN 5-17-040179-5, ISBN 978-5-17-040179-6.

  • Mitsugi Saotome. Айкидо и гармония в природе — 1998. — ISBN 966-7319-34-2.

  • Mitsugi Saotome. The Principles of Aikido — Shambhala Publications, 1989. — 233 p. — ISBN 0-87773-409-7.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24