А. акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития «духа» и силы «ки».
Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:
Ай (яп. 合) — 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. быть выгодным; 5. гармония.
Ки (яп. 気) — «энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара» (кит. ци);
До (яп. 道) — «дорога, путь, способ».
Совместно эти иероглифы примерно означают «путь к гармонии духа».
Ключевым моментом зарождения А. можно назвать 1920 год, а местом — Аябэ. 1920 год был для Уэсибы очень драматичным, умер его отец и двое маленьких сыновей. Убитый горем, он искал утешение в религиозном учении Оомото-кё, впоследствии оказавшем определяющее влияние на философию айкидо. Утешением для него был и первый додзё, в своём доме он постелил 18 циновок (татами) и начал обучать последователей учения Оомото-кё.
Морихэй Уэсиба набирался опыта, расширялась и углублялась программа Академии Уэсибы. Слава о нём как о мастере боевых искусств быстро распространялась. Количество его учеников росло.
В 1922 году Уэсибе удалось убедить своего учителя Сокаку Такэда, у которого он изучал Дайто-рю Айки-дзюдзюцу на протяжении 5 лет (1915—1919), переехать в Аябэ. Следует отметить, что Сокаку Такэда часто разъезжал по Японии и тренировал своих учеников нерегулярно, что не помешало Морихэю Уэсибе стать одним из его лучших учеников. После 6 месяцев тренировок в Аябэ Такэда даёт Уэсибе инструкторский сертификат, а сам уезжает.
Постепенно отказываясь от методов тренировок Дайто-рю и Ягю-рю в 1922 Уэсиба создаёт своё собственное будо и называет его Айки-будзюцу (А.).
А. не является исключительно боевой системой.
Основатель А. Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему — А., в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо — Будо (путь прекращения убийства), учит те же убийственные техники бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви.
Огромное влияние на А. оказало религиозное течение Оомото-кё и синтоистские учения.
О-сэнсэй Уэсиба-сан построил свою философию А. на принципах гармонии. Он долгое время, изучая разные стили боевых искусств, искал путь к гармонии. Но ни одно из них не было гармоничным, поскольку в основу победы была положена схватка, что приводила к травме противника. Уэсиба-сан, создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией. То есть, в обычном боевом искусстве: нападение — агрессия, защита — ответ на агрессию агрессией. Что приводит к дисгармонии. В А. агрессия нивелируется. Мастер А., во время нападения, использует силу противника против него самого, сам же остаётся в духовном равновесии. То есть: нападение — агрессия, которая ведет к дисгармонии; защита — уход или бросок, который использует агрессию нападающего. В результате: внутренняя гармония не нарушена, противник побежден, всеобщая гармония восстановлена. Используя приемы, не наносящие вреда противнику, мастер заставляет нападавшего отказаться от своей затеи.
Большое внимание нравственному воспитанию подростков в процессе занятий А. уделял поэт и психолог А. Д. Чехонин.
Среди основных принципов А. выделяют: дух единения Айки, дистанцию безопасности Ма-ай, уход с линии атаки Тэнкан, вход в Ма-ай противника Ирими, спиральные движения, своевременное реагирование, использование центра, воздействие на точку равновесия противника Суми, ударная техника Атэми, вращение и, прежде всего, динамику.
В А. характеристики оружия регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, а потом партнёру, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько им сбалансированно и удобно можно нанести удар партнёру. Работа с оружием — вспомогательный раздел А., необходимый для отработки культуры передвижений и работы рук. Так как все техники без оружия основаны на правильном подъёме/опускании рук (удар Сёмэн Ути, Сёмэн Кирикоми), и удержании Центральной линии по отношению к партнёру.
Разные школы А. используют в обучении следующие типы оружия:
Катана — японский длинный меч. Так как приобрести боевую катану затруднительно, в основном в продажу поступают цинковые — не острозаточенные катаны, которые используются редко, и, в основном, для демонстрации техник мастерами и учениками.
Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
Дзё — деревянный шест обычно длиной 128 см (в некоторых школах длина дзё может отличаться) и 24—26 мм диаметром.
Танто — нож длиной до 30 см.
Вакидзаси — короткий меч.
Бо — японский посох из дерева или металла. Отличается от Дзё, в основном, длиной. Длина Бо как правило, должна быть примерно равна расстоянию от пола до подбородка бойца.
Нагината — японский аналог алебарды.
Система рангов в А., как и в других японских боевых искусствах, состоит из ученических (кю) и мастерских (дан) степеней. Ученических степеней изначально 6 (с 6 по 1 кю), но в детских группах может быть до 10 ученических степеней (с 10 по 1 кю). Кроме того, количество ученических степеней в различных направлениях А. также может варьироваться — например, в реальном А. их 5 — с 5 по 1 кю. Для получения очередной ученической степени, айкидока должен посещать тренировки в течение 2-6 месяцев, освоить техники на желаемый кю и сдать экзамен, показав хороший уровень владения техниками. Обычно экзамены проводятся два раза в год.
Через год после получения высшей ученической степени (1 кю), айкидока имеет право сдать экзамен на 1 дан. Всего количество данов в А. — 10. Высшие степени — с 8 по 10 дан присуждался только выдающимся сэнсэям.
Фонд Айкикай — организация по изучению и популяризации А., созданная непосредственно Киссёмару Уэсибой и официально признанная правительством Японии в 1940 году.
В настоящее время, во всём мире насчитывается десятки федераций, в которых стиль А. существенно отличается. Поскольку Фонд Айкикай организовал непосредственно сам Уэсиба, который до своей смерти и возглавлял его, то Айкидо Айкикай считается официальным наследником этого боевого искусства и максимально приближён именно к тому А., которое Уэсиба преподавал в свои последние годы.
Основа Айкикай — Всемирная штаб-квартира (хомбу) А. в Токио, главная организация, занимающаяся популяризацией и развитием А. во всём мире. Инструкторы Хомбу додзё направляются в страны Северной и Южной Америки, Европы, Африки и Азии. Независимо от расовой и национальной принадлежности, во всём мире занимается более 1,2 млн человек из 80 стран. И с каждым годом количество их увеличивается благодаря тому, что А. пользуется всё большей популярностью.
Основатель А. говорил: «Сколько людей, — столько и Айкидо». Уэсиба преподавал в течение более чем 40 лет, и за это время айкидо эволюционировало от крайне жёсткого Дайто-рю Айки-дзюдзюцу до «ненасильственно-мягкого» Айкидо Айкикай. Эффективная в реальной схватке разновидность джиу-джитсу со временем превратилась в философско-эзотерическое учение об установлении равновесия во Вселенной с элементами боевого искусства. На протяжении нескольких десятков лет понимание айкидо самим О-Сэнсэем существенно переосмысливалось. На разных этапах жизни Уэсибы его ученики сами открывали собственные школы и преподавали то А., в каком виде они переняли его от своего учителя.
Кроме того, после смерти Морихэя Уэсибы были созданы школы А. мастерами, обучавшимися не у него непосредственно, а у его учеников. Философские концепции, заложенные в духовную основу А., были по-разному истолкованы сэнсэями различных стран (а то и вовсе отброшены), что не могло не отразиться на их стиле преподавания. На создание новых стилей также повлиял тот факт, что многие мастера занимались другими боевыми искусствами (например дзюдо, карате) и неоднократно предпринимали попытки интегрировать приёмы из других будо, после чего заявляли о создании нового стиля.
Как следствие — на данный момент в мире насчитывается более 30 самостоятельных направлений.
Рольф Бранд. Айкидо. Учение и техника гармоничного развития — 1996. — ISBN 5-8183-0089-7.
Годзо Сиода. Динамика Айкидо — M.: Фаир-пресс, 2004. — ISBN 5-8183-0089-7.
Оскар Ратти, Адель Уэстбрук. Самураи — 2005. — ISBN 5-699-04611-9.
Киссёмару Уэсиба. Айкидо — 1963. — ISBN 5-17-040179-5, ISBN 978-5-17-040179-6.
Mitsugi Saotome. Айкидо и гармония в природе — 1998. — ISBN 966-7319-34-2.
Mitsugi Saotome. The Principles of Aikido — Shambhala Publications, 1989. — 233 p. — ISBN 0-87773-409-7.