Год:
2000
Издательство: Рефл-бук,
АСТ
ISBN: 5-87983-076-4, 5-15-001063-4, 0-671-00836-6
Серия:
Технологии управления и менеджмента
Язык:
Русский
Формат: PDF
Качество: Изначально
компьютерное (eBook)
Количество страниц:
282
Описание: В книге в доступной и
увлекательной форме рассматриваются
пути решения конфликтных ситуаций,
использование энергии конфликта для
выхода в творческое состояние, а не в
состояние депрессии. Методики решения
конфликтных ситуаций основаны на
принципах айкидо. В книге приводятся
примеры эффективных психотреннингов
и другие полезные советы и практические
рекомендации.
ОГЛАВЛЕНИЕ БЛАГОДАРНОСТИ..................................6 ПРЕДИСЛОВИЕ....................................8 ВВЕДЕНИЕ......................................11 РАЗДЕЛ I ВЫЗОВ..................................17 1. НЕОБЫЧНОЕ СОСТОЯНИЕ........................19 2. ПРИРОДАКОНФЛИКТА...........................31 3. КОНФЛИКТ - СОСТЯЗАНИЕ........................39 РАЗДЕЛ II АЙКИ ПОДХОД.........................53 4. ВЫБИРАЙ КОНЦЕНТРАЦИЮ!.....................55 5. ОСОЗНЙТЕ ЕДИНСТВО...........................93 6. СИЛА ОТКРЫТИЯ..............................121 7. ЖЕЛАНИЕ ПОНЯТЬ.............................143 8. ГОТОВНОСТЬ ИЗМЕНЯТЬСЯ......................165 9. ВЫБЕРИТЕ СОТВОРЧЕСТВО......................185 РАЗДЕЛ III СРАЖАЙСЯ, УБЕГАЙ ИАИ ПАЫВИ ПО ТЕЧЕНИЮ..........................205 10. НЕ ТРАТЬ СЕБЯ ПОПУСТУ.......................207 11. БЕЗ ГРАНИЦ.................................221 РАЗДЕЛ IV ОГАЯНИСЬ ВОКРУГ....................237 12. ИСПОЛЬЗУЙЭТО НА ПРАКТИКЕ..................239 13. МАСТЕРА АЙКИ...............................251 ЭПИЛОГ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗОЛОТА..........................255 ПРИМЕЧАНИЯ...................................274 ПОСЛЕСЛОВИЕ РЕДАКТОРА........................280 ОБ АВТОРЕ.....................................283
ВВЕДЕНИЕ
Успех - это уж очень соблазнительное слово. Триумф, достижение, победа всегда были нашими главными побудительными мотивами. Эта книга для тех, кто хочет выйти за рамки успеха. Если мы подольше и повнимательнее посмотрим на те золотые медали, которых мы добились в жизни - будь это титулы или признание, работа, материальное богатство, связи, мы будем вынуждены признать, что чего-то не хватает. Трудно непосредственно указать на это мучительное чувство незавершенности. Не каждое мгновение наполнено успехом. Жизнь все еще полна разочарований, пустоты, срывов и раздражения. Суть конфликта в том, что наши достижения в жизни не соответствуют тому, о чем мы мечтали. В нашем ненасытном желании большего количества медалей и большего социального признания мы признаем посредственность или даже нечто худшее с точки зрения личной реализации и счастья.
Чтобы считаться здоровыми, мы не признаем болезнь. Мы соглашаемся ладить с чуждым, чтобы поддерживать приличные взаимоотношения. Даже если мы достаточно везучи, чтобы достичь апогея успеха по социальным меркам, зачастую остается чувство незавершенности. Что же требуется, чтобы вырваться из этой модели? Можно ли пойти дальше успеха, превратить провал в удовольствие, грусть в радость, суету в процветание. Для достижения этого мы должны приспособиться, справляться со многими конфликтами, превратить их в преимущества - то есть мы должны создать, изучить, взрастить их. Очень часто для полного изменения восприятия взаимоотношений требуется мужество.
Конфликт - это наш ежедневный спутник с детства. Вы помните эту борьбу, когда вы пытались зашнуровать ваши ботинки (или даже просто их найти), в то же время, как "взрослые" дети уже готовы, или этот ужасный звук "плюх" и мороженое, которое вам только что купили, падает на асфальт, а вы успели лишь только пару раз лизнуть? Или обиду на то, что вы еще маленький для управления лодкой? Или тревожные минуты, когда вы проскакивали мимо соседского дома, где затаилась злая собака? И хотя раннее детство полно блаженства, ежедневные неудачи и пролитое молоко возникает в наших воспоминаниях как неотъемлемая часть взросления. Когда мы достигли школьного возраста, эти конфликты не исчезли, они лишь приняли другую форму: как я выгляжу? Как ты думаешь, я ей нравлюсь? Друзья считают меня классным парнем? Сдам ли я этот экзамен? Когда же начнутся каникулы? Как поздно я могу прийти ночью, чтобы этого не заметили? Все это скрытые истории каждого учебного года. Разве это нам не знакомо? Удивительно в таких конфликтах то, что возникает огромное количество материала для изучения. И что удивительнее всего, мы остаемся в неведении относительно значимости этого процесса. В этой потрясающей возможности изучения того, что мы называем конфликтом, мы проводим большую часть времени ворча, жалуясь, доказывая. Когда мы воспринимаем конфликт как врага, мы стремимся использовать большую часть энергии нашего мозга, избегая его, отвергая или сражаясь с ним. Мы принимаем эту реакцию на конфликт так, словно мы согласны с крючком, леской, грузилом - с большинством социальных и культурных норм вокруг нас.
Взрослея, нам всем приходилось подчиняться "тебе следует сделать это" и "тебе следует поступать так", делать то, что принято, с тем, чтобы мы были в свою очередь приняты. Мы не осознавали тот слабый гипнотический транс, в котором мы действовали, воспринимая как должное такие вещи, как "Это надо делать вот так", лишь изредка рискуя заглянуть внутрь себя, чтобы обнаружить наши подлинные чувства, эмоции и стремления. Желание нырнуть в неизвестное в лучшем случае рассматривалось как опасная глупость.
Приказания: "Сиди тихо!" и "Не качайся на стуле" ежедневно обрушивались на нас в классе. Даже если интуитивно мы понимаем, что движение и учеба каким-то образом всегда вместе, мы старались удержать в покое наши тела, и в общем-то открытая дверь в наш ум все же была наполовину прикрыта для этого процесса.
"Ничего не оставляй на тарелке!" - еще один приказ, с которым люди продолжают сражаться -постоянный спутник приема пищи. Если у нас проявлялись эмоции или желания, конфликтующие с нормами общества, нас легко ставили на место поучениями типа: "Да что ты понимаешь! Ты еще совсем ребенок", или: "Исправься и веди себя правильно!"
Большинство из нас испытало сильную дозу этого социального давления. Я тоже не исключение. Необходимость в поддержке - со стороны родителей, учителей, друзей - побуждала меня в молодости к успешному завершению обучения культуре. На старших курсах колледжа я был еще одним типичным благополучным американцем - в общем здоровым, атлетичным, разбитным молодым парнем, готовым успешно закончить учебу и получить диплом математика. Тем временем давление изнутри нарастало. В своей жизни я все время сопротивлялся конфликту и пытался избегать его. Но так как прессинг нарастал, то в конце концов он нашел для себя выход. Вселенная наделяет нас чудесной способностью расти и меняться, хотим мы этого или нет. В моем случае я позволил прессингу нарастать до тех пор, пока мое тело попросту не развалилось. Будучи настоящим атлетом и начинающим футболистом*, я оказался в больнице с настолько серьезным повреждением спины и колена, что очнувшись после четырехчасовой операции, я спросил доктора, как скоро я смогу возобновить тренировки и услышал холодный приговор: "Все, что вы сможете - это ходить. С этим коленом покончено".
Другой врач осторожно предупредил меня, что на всю оставшуюся жизнь я должен ограничиться гольфом. Внезапно я оказался перед лицом вызова, с которым необходимо было справиться. Мне пришлось сделать глубокий вдох и заглянуть внутрь себя. Должен ли был я покориться судьбе или у меня была возможность выбора? Что же так грубо вырвало опору из-под моих ног? * Имеется в виду американский футбол. - Прим. пер.
Разве не интересно, как во время кризисов мы воспринимаем наши проблемы, словно настоящие трагедии, как будто бы груз на наших плечах значительно тяжелее, чем у парня рядом? И потом, чтобы доказать, насколько трагична наша жизнь, мы сами увеличиваем число трудностей. И не только я сам внес лепту в опустошение моего тела, но и мой эмоциональный и умственный взрыв, который наступил впоследствии. Моя подружка забеременела и Ответственность с большой буквы прочно укоренилась в моем сознании. Прибавьте к этому прессинг, вызванный необходимостью использовать свое "образование" для обеспечения достойного существования моей новой семье. В итоге я начал заниматься делом, которое мне не нравилось, но оно делало окружающих счастливыми, так как это воспринималось как "зрелое поведение". Мне пришлось поселиться в большом городе, жизнь которого всегда отталкивала меня, мальчишку, выросшего в горах. Мне было дано лишь полшанса. Глядя на все, что я описываю, со стороны, можно воспринимать эти "трудности" как тривиальные, но тогда я воспринимал их трагически.
Мыльные оперы интересны лишь только тогда, когда их разыгрывают актеры. Я чувствовал себя физически ущербным, обремененным ответственной работой, вызывающей отвращение, и жизнью в окружении, которое не было выбрано мной. Все это вам знакомо, правда?
Возможно ли, чтобы мы были настолько загипнотизированы культурными доктринами в течение долгих лет, что не можем видеть ничего, кроме того, что нам вменяют делать, преподнося это как единственную нашу возможность! И разве мы не продолжаем жить, только лишь уповая на то, как бы не было хуже?
Вуди Аллен как-то сказал: "Более, чем когда бы то ни было в истории, человечество стоит на перепутье. Один путь ведет к отчаянию и дальнейшей безнадежности; другой - к полному исчезновению. Давайте помолимся, чтобы нам хватило мудрости сделать правильный выбор". Дойдя до пределов отчаяния, я наткнулся на странную мысль. Ведь это же медленное самоубийство, которое я сам сотворил, некое неосознанное желание умереть! Если все это действительно так, подумал я, то почему же у меня не хватает мужества действительно совершить самоубийство? Потом я начал размышлять: если я собираюсь сделать последний шаг, то почему бы не сделать его более элегантным, чем самосожжение или прыжок с моста?
Почему бы не прыгнуть по-настоящему - сделать прыжок в жизнь? Зачем отступать? Почему не предложить себя миру? Чем я рискую, думал я, изучая свои чувства, и решил: "Иди вперед и прыгай".
Первый рывок - это сказать правду себе, начать слушать и идти за голосом сердца. Внезапно барьеры, которые казались непреодолимыми, раздвинулись и тут же хлынул поток свежего воздуха. Делая осознанный выбор, я дал дорогу пониманию и возможности. Страстно желая раскрепостить свою жизнь, я обнаружил способы, которые помогают без усилий убрать все барьеры! Безнадежность превращается в очарование, разочарование - в развитие. Все больше и больше я был там, где хотел, и делал то, что мне нравится. Моя работа - это моя игра, и моя игра -это моя работа. Цель этой книги - поделиться с читателем своими открытиями, тем, что я называю Айки-Подходом.
Ежедневная борьба и конфликты все еще остаются. Дело в нашем отношении к ним, все может быть иначе. Вместо того, чтобы наблюдать, как почва уходит из-под наших ног, мы можем научиться танцевать на расстилающемся ковре. Не пускающие вперед наслоения прошлого магически превращаются в ступеньки к будущему. Стены и барьеры старого могут открыть новые пути, если мы преодолеем их.
Томас Ф.Крам.