
Год:
2009
Издательство:
Омега-Л
ISBN: 978-5-370-00970-9
Серия: Высшая
школа менеджмента
Язык: Русский
Формат:
DjVu
Качество: Отсканированные
страницы
Количество страниц:
306
Описание: В учебном пособии
раскрываются практические аспекты
применения психологических знаний в
повседневном деловом общении.
Рассматриваются приемы и способы
налаживания эффективных взаимоотношений,
установления контактов, добывания
необходимой информации, оценки личности
и воздействия на нее в профессиональной
деятельности.
Особенностью пособия
является его междисциплинарный характер.
Оно может быть полезно при изучении
таких дисциплин, как "Психология и
педагогика профессиональной деятельности",
"Социальная психология", "Психология
управления", "Юридическая психология",
"Основы безопасности жизнедеятельности"
и др. Теоретический материал иллюстрируется
примерами из художественных произведений
и реальных жизненных ситуаций, даны
тесты и задания.
Тесты и задания
"Психологического практикума"
помогут развить коммуникативные
способности, наблюдательность и память
читателя.
Предназначено для студентов,
аспирантов и преподавателей высших
учебных заведений, а также для всех
читателей, чей профессиональный успех
зависит от умения общаться.
Предисловие Как наука психология есть прежде всего общение, передача живого содержания от одного человека к другому. В. Леей Современное состояние психологической науки можно оценить как период значительного подъема. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастается круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат; совершенствуются методология и методы исследования. Психология непрерывно обогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями; она все более активно включается в решение различных задач общественной практики. Кроме общей и социальной психологии, изучающей закономерности деятельности и поведения людей, существуют и быстро развиваются прикладные отрасли психологии, такие, как психология труда и ее разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психология познания; педагогическая, военная и медицинская психология; психология спорта; психология творчества и т. д. Отраслью социальной психологии, изучающей конкретный вид коммуникативной деятельности человека, является психология делового общения. Именно ей в последнее время удается вносить значительный вклад в решение сложных, многопрофильных задач углубления профессиональной компетентности социономис-тов (специалистов системы «человек — человек»): педагогов, врачей, дипломатов, бизнесменов, журналистов, руководителей различных предприятий. Для них психология делового общения — не отвлеченная наука, а важное и необходимое звено их психологической культуры.
Разумеется, социономисты никогда не отказывались от использования эмпирической, житейской психологии, основанной главным образом на личном опыте, знании жизни. Преобладающая часть таких сведений правильно отражает психологические закономерности. Однако наряду с эмпирическими знаниями соци-ономисту необходимо и конкретное научное руководство к действию. То, к чему после долгих поисков и заблуждений приходит
Предлагаемая работа является попыткой систематизировать курс психологии делового общения и решить следующие практические задачи:
о оптимально организовать подготовку к проведению деловой встречи и разработать ее стратегию; о на основе внешних признаков установить индивидуально-личностные (темперамент, характер, способности) и пове-денческо-психологические особенности собеседника (цели, мотивы, эмоциональное состояние, позицию в общении, искренность — лживость) и т. д.; о учесть наиболее действенные факторы, влияющие на результативность и точность постижения психологии собеседника;
о в целях собственной безопасности опознать тех, кто склонен к психопатологическим отклонениям; о при проведении деловых встреч учесть особенности поведения и менталитета мужчин и женщин, людей разных национальностей; о противостоять тактике спекулятивных уловок, если она
применена со стороны оппонента; о выявить и расширить круг общих интересов с партнером с
целью принятия взаимовыгодного решения и др. При написании отдельных глав широко использовались разнообразные материалы, подготовленные специалистами по психологии, социологии, физиогномике, фрагменты из публицистических и художественных произведений, материалы следственной и судебной практики, а также результаты многолетних наблюдений автора.
В конце книги предлагаются конкретные задачи, направленные на формирование и развитие способности разбираться в людях и эффективно взаимодействовать с ними, что так необходимо в практике делового общения. В самих задачах и упражнениях имеются методические рекомендации по их выполнению.
При-использовании психологического практикума в учебном процессе необходимо иметь в виду следующее:
1. Большинство заданий рассчитано на устное исполнение. В случае, когда задание требует письменной формы, это специально оговаривается в тексте.
2. Хотя наиболее трудные задачи имеют ответы (в конце текста), предполагается их творческое, самостоятельное решение читателем.
3. Если выполнение конкретного задания требует работы с таблицами, рисунками и другими аналогичными материалами, их следует подготовить заранее. Это могут быть, например, ксерокопии имеющихся в пособии образцов.
4. К заданиям со знаком 8—т даны ответы в конце практикума.
Книга может служить пособием по практической психологии для специалистов в области рекламы, юриспруденции, имиджмейкеров, теле- и кинооператоров.
Надеюсь, что вас ждет не только полезное, но и увлекательное чтение.
Оглавление:
ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГИИ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ..................................................6
Понятие делового общения.............................................6
Общие принципы построения делового общения............. 10
Глава 2. ПОДГОТОВКА К ДЕЛОВОЙ ВСТРЕЧЕ ................. 14
Планирование деловой встречи..................................... 14
Организация беседы..................................................... 16
Глава 3. ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ЧЕЛОВЕКЕ
ДО ЗНАКОМСТВА С НИМ.................................... 19
Построение образа партнера по общению........................ 19
Можно ли доверять физиогномике?!.............................. 30
Внешние проявления психологических типов ................ 35
Помни имя его............................................................. 47
Наряд как «диагноз».................................................... 54
Глава 4. УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ........... 62
Начало деловой встречи ............................................... 62
Расположение собеседников в пространстве ................... 67
Искусство вовлечь партнера в разговор.......................... 76
О некоторых психологических играх
между людьми............................................................. 77
Глава 5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕВЕРБАЛЬНОЙ
ИНФОРМАЦИИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ............ 83
Грамматика глаз.......................................................... 83
Зрительный контакт в ситуации общения...................... 87
Зрительный контакт и личность.................................... 89
Красноречивый зрачок................................................. 92
Психологический детектор лжи.................................... 94
Читать на человеческом лице.......................................103
Исследования мимики ................................................109
Многозначительная улыбка.........................................Ill
Жесты и телодвижения...............................................113
Поза и осанка.............................................................120
Поза и социальный статус ...........................................123
Положение ног...........................................................124
Глава 6. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПАРТНЕРА................................................................127
Человек говорящий ....................................................127
Индикаторы речевого поведения..................................134
Речевые построения, выдающие ложь...........................138
Система уловок собеседника........................................141
Глава 7. МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
ЛИЧНОСТИ ПАРТНЕРА.............................................148
Наблюдение как метод познания..................................148
Личность наблюдателя................................................158
Технические средства наблюдения...............................165
Психотехника изучения партнера по общению..............168
Глава 8. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
В ПОВЕДЕНИИ ЛЮДЕЙ.....................................176
Особенности невербальной культуры народов мира........176
Психология мужчин и женщин....................................181
Признаки алкоголизма и наркомании ..........................186
Визуальные признаки преступников ............................191
Глава 9. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ...............200
Значение технологии передачи информации .................200
Обмен деловой информацией .......................................202
Каналы восприятия информации.................................205
Раппорт и подстройка.................................................207
Приемы управления вниманием...................................213
Техника постановки вопросов......................................217
Искусство слушать .....................................................224
Поддержание баланса
между говорением и слушанием...............................229
Аргументация............................................................230
Способы активации мышления....................................235
Глава 10. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ..............................237
Практикум...................................................................... 249
Проверка подготовленности
к межличностному познанию.............;...................... 249
Развитие способности к межличностному познанию.........266
Развитие способности
к межличностному взаимодействию ..........................275
Подготовка к межличностной коммуникации ................. 278
Ответы и решения............................................................282
Психология общения в афоризмах.....................................286
Литература .....................................................................298