Айналов Дмитрий Власьевич [8(20).2.1862, Мариуполь, — 12.12.1939, Ленинград], сов. историк искусства, чл.-корр. АН СССР (1914). Учился в Одессе в Новороссийском университете у Н. П. Кондакова. С 1903 профессор Петербургского ун-та. В его трудах эстетическое осмысление памятников искусства сочетается с их историко-культурной оценкой. Основные работы: «Эллинистические основы византийского искусства» (1900), где впервые вскрыт характер художественной эволюции византийского искусства, «Византийская живопись XIV столетия» (1917), «История русского монументального искусства» (2 тт., 1932—33, на немецком языке), «Этюды о Леонардо да Винчи» (1939).
Лит.: Брунов Н., Памяти Д. В. Айналова, «Архитектура СССР», 1940, № 3; Дмитрию Власьевичу Айналову от учеников. К двадцатипятилетию его учёной деятельности, М., 1915 (имеется список трудов); Дополнение к списку трудов проф. Д. В. Айналова к 35-летию его учёной деятельности, П., 1924.
АЙНАЛОВ, Дмитрий Власьевич (18(52—1939)— рус. сов. историк искусства. Работал гл. обр. по истории искусства Византин и Древней Руси. Ранней работой А. является написанная совместно с Рединым монография «Кисло-Софийский собор» (1889). Из работ, посвященных искусству Византии, наиболее значительны: «Эллинистические основы византийского искусства» (1900), наметившая правильный путь оценки истоков искусства Византии, и работа «Византийская живопись XIV столетия») (1917), осветившая последний расцвет этого искусства. Сыгравшие большую роль в развитии византиноведения эти труды А. укрепили приоритет русских учёных в изучении истории византийского искусства. Занимаясь в основном древнерусским искусством, А. написал ряд работ; среди них капитальный труд «История русского монументального искусства» (т. 1—2, 1932). А. являемся также автором ряда исследований по западноевропейскому искусству («Этюды о Леонардо да Винчи», 1939) и др. С 1890 по 1903 А. читал курс лекций в Казанском университете; о 190.'!—профессор Петербургского университета.
Сложившийся как учёный задолго до революции, А. не смог освоить марксистской методологии. Работы А., ценные в отношении фактических сведений, необходимо воспринимать весьма критически там, где автор переходит к истолкованию исторического процесса и переоценивает западные влияния на развитие русского искусства.
Лит.: «Дмитрию Влаеьевичу " Ашталову от учеников». К двадцатипятилетию его учёной деятельности, П., 1915 (дана библиография трудов); Дополнение к описку трудов проф. Д. В. Айналова к 35-летию учёной деятельности, П., 1924.