Айни Садриддин (тадж. Садриддин Айнӣ, настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода; 15 (27).04.1878, село Сактари, ныне Гиждуванский район, Бухарская область Узбекистана—1954), тадж. сов. писатель, общ. деятель и учёный. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950).
А. учился в бухарских медресе, был близко знаком с видными бухарскими интеллектуалами: Садри Зиё, дамулла Икрамча и др.
Принимал участие в установлении Советской власти в Бухаре. В советское время занимался в основном литературной деятельностью. Составил впервые антологию таджикского национального творчества «Образцы таджикской литературы».
С 1951 года первый президент АН Таджикской ССР. Депутат ВС СССР 3—4 созывов (с 1950 года).
А. был в числе организаторов Самаркандского Государственного университета в 1927 году, который тогда назывался академией.
А. кроме родного таджикского прекрасно знал узбекский язык и некоторые свои произведения писал на обоих языках. Он внес значительный вклад в литературу обоих народов.
Его основные труды: «Одина» (опубликован в 1924, «Дохунда» (опубликован в 1930), «Рабы» (1934), «Воспоминания» («Бухара») (1949—1954). Автор трудов по истории и литературе народов Средней Азии.
Награды и премии:
Сталинская премия второй степени (1950) — за книгу «Воспоминания» («Бухара»);
три ордена Ленина;
орден Трудового Красного Знамени;
заслуженный деятель науки Таджикской ССР;
почётный академик АН Узбекской ССР;
Герой Таджикистана.
Память:
В 1958 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная писателю.
Портрет А. изображен на купюре достоинством 5 сомони 1999 года (валюта Республики Таджикистан).
Лит.: Ю. Акобиров, Ш. Харисов. Садриддин Айни. Москва, Издательство ЦК ВЛКСМ, Молодая гвардия, 1968
Айни (псевдоним; настоящее имя Садриддин Саид-Муродзода) [15.(27).4.1878, село Соктаре, около г. Гиждувана, — 15.7.1954, Душанбе], таджикский советский писатель, учёный, общественный деятель. Первый президент (с 1951) АН Таджикской ССР; заслуженный деятель науки Таджикской ССР, почётный академик АН Узбекской ССР. Писал на таджикском и узбекском языках. Основоположник таджикской и один из зачинателей узбекской советской литературы (песни «Марш свободы», 1918, «Во славу Октября», 1918).
Учился в бухарских медресе. После Революции 1905—07 примкнул к левому крылу джадидизма. Элегия А. «На смерть брата» (1918) прозвучала призывом к свержению эмира. В 1919—21 сотрудничал в журнале «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции»), его статьи заложили основы таджикской публицистики. Порвав с джадидизмом, А. в 1920 участвовал в бухарской народной революции. В прозаической сатире «Бухарские палачи» (1920) обличал феодальный режим. Повесть «Одина» (1924) вместе с романами «Дохунда» (1927—28, опубл. 1930) и «Рабы» (1934) составляют своеобразную трилогию, эпическую картину жизни и борьбы таджикского народа на протяжении столетия. В повести «Смерть ростовщика» (1939, переработанное изд. 1953) показал смерть скряги, символизирующую гибель старого строя. В период Отечественной войны 1941—45 выступал с острыми публицистическими статьями и историко-художественными очерками («Восстание Муканны», 1944, и др.). С 1948 до конца жизни работал над художественно-автобиографической книгой «Воспоминания» (русский перевод «Бухара», кн. 1—4, 1949—54; Государственная премия СССР, 1950), в которой показал жизнь Бухарского ханства на рубеже 19—20 вв. Автор по истории и филологии народов Средней Азии: «История эмиров мангытской династии» (1923), антология «Образцы таджикской литературы» (ч. 1—3, 1926), очерки и монографии о Рудаки, Фирдоуси, Ибн Сине, Саади, Навои, Васифи, Бедиле и др. Депутат Верховного Совета СССР 3-го и 4-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Куллиёт, Ч. 1 — 8, 10, 11, [Душанбе], 1958 — 69: в рус. пер. — Воспоминания, М. — Л., 1960; Собр. соч., т. 1 — 4, М., 1960 — 61.
Лит.: Брагинский И. С., Жизнь и творчество С. Айни, М., 1958; Садриддин Айни (1878 — 1954): Азизкулов Ч,., Муллочонова 3., Фехрасти асархои С. Айни ва адабиёти оидбауто охири соли 1961, Душанбе, 1963.
Айни. «Бухара». Москва. 1952. Илл. И. Николаевцева.
АЙНИ САДРИДДИН (род. 1870)—выдающийся тадж. советский писатель, основоположник таджикской советской литературы. Заслуженный деятель науки Таджикской CC,i\ Почётный член Академии наук Узб. ССР. Родился н крестьянской семье в селении Сектаре (близ г. Гпждунана). Учился в медресе в Бухаре. Здесь пошёл в кружок литераторов и с 1894—95 стал писатъетихи. Ознакомившись с рукописными произведениями Ахмада Махдум бен, Посира, А. С. стал сторонником его просветительских идей, глубоко восприняв его критику феодальных устоев Бухары, проникнутую любовью к трудящемуся народу. После революции 1905 А. С. примкнул к оппозиционному течению либеральной буржуазии в Бухарском ханстве— джадидизму, требовавшему от эмира умеренных реформ. А. С. с 1909 работал в нелегальной нономотодвой школе для детей, составлял учебники и возглавлял младшее поколение таджикских просветителей. Из-за преследования эмиром А. С. был вынужден в 1915 бежать из Бухары и только через год возвратился в Бухару. В 1917 А. С. подвергся аресту н телесному наказанию но приговору эмира. Был освобождён из тюрьмы русскими солдатами и переехал в Самарканд.
Великая Октябрьская социалистич. революция открыла простор для творчества А. С. Его произведения проникнуты глубокой любовно к народу, советским патриотизмом. Написанные пм «Марш Свободы» (на мотив «Марсельезы») и «Марш Октября» становятся любимыми песнями таджикской революционной молодёжи. В 1918 эмпр из мести казнил брата А. С, Элегия А. С. «Па смерть брата» была призывом к свержению эмирата. А. С. принял участие в бухарской революции 1920. Тогда же он написал своё первое прозаич. произведение «Палачи Бухары», а в 1921 — «Историю маигптской династии бухарских эмиров». По словам А. С., ои «после Октября был заново рождён». В 1924 А. С. опубликовал повесть «Однна» (приключения бедняка- крестьянина). Уже в этой повести проявилась подкупающая простота и ясность реалистич. манеры замечательного бытописателя таджикского народа. Романы А. С. — «Бедняк» (1927—29), «Рабы» (1934)— широкие эпические картины борьбы и быта таджикского народа на протяжении более чем столетия до победы социалистич. революции п колхозного строя. Произведения А. С. дышат гневом и ненавистью к феодальным порядкам Бухары с их религиозным фанатизмом, изуверством, рабским положением женщины. В повести «Смерть ростовщика» (1939) А. С. глубоко раскрыл образ скряги, чья смерть как бы символизирует гибель каниталистич. строя с его жаждой наживы. Произведения А. С. пронизывает идея интернационализма и любви к русскому народу; оп рисует образы таджикских большевиков, клеймит и разоблачает джадидов, буржуазных националистов как врагов народа. А. С. испытал на себе огромное влияние М. Горького, к-рого считает своим учителем.
Айни. «Рабы». Душанбе. 1960. Илл. Б. Серебрянского.
Своими произведениями А, С. заложил основы современного таджикского литературного языка. Перу А. С. принадлежит трехтомная «Антология таджикской литературы» в 3 чч. (1925) и ряд работ по истории,литературе и языку таджикского народа. Основные произведения А. С. написаны им одновременно на таджикском и узбекском языках; большинство их переведено на русский язык. В период Великой Отечественной войны А. С. написал много острых публицистич. статей и историко-художест- венные очерки («Герой таджикского парода Темур- малик», 1944, «Восстание Муканы», 1944, и др.). В 1948 начал публиковать своп мемуары. А. С. дважды награждён орденом Ленина.
Соч. А. С.: А й н и С а д р и д д и н, Асархои мунтахаб, Ста.ттннобод, 1948; в рук. пер.— Однна, или похождения бедняка-таджика, М.— л., 1930; Дохунда, М.— Ташкент, 1933; Смерть ростовщика и др. повести. Л!.. 1946; Марш мести. На смерть моего брата, в сб.: Поэты Таджикистана, J\I., 1 947; Бухара. Воспоминания, пер. с тадж. С. Бор- дина. ч. 1—2, Оталинабад, 1 949.