Центральный Дом Знаний - Д.А. Леонтьев. Психология смысла

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Д.А. Леонтьев. Психология смысла

Д.А. Леонтьев 

Год выпуска: 2003

Издательство: Москва. Смысл
Серия: Фундаментальная психология 
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 488
Язык: Русский 

Монография посвящена всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности: аспектов проблемы смысла, форм его существования в соотношениях человека с миром, в сознании и деятельности человека, в структуре личности, в межличностном взаимодействии, в артефактах культуры и искусства.
Адресуется психологам и представителям смежных дисциплин.


Введение

«Проблема смысла ... — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии»

А. Н.Леонтьев

В последние два десятилетия психология переживает кризис своих методологических оснований, связанный с очередным размыванием не только границ ее предмета, но и границ науки и представлений о науке вообще, с разрушением основополагающих и в предыдущий период весьма четких бинарных оппозиций «житейская психология — научная психология», «академическая психология — прикладная психология», «гуманистическая психология — механистическая психология», «глубинная психология — вершинная психология», а также концептуальных оппозиций «аффект — интеллект», «сознание — бессознательное», «познание — действие» и т.п. Активизировалась работа по методологическому осмыслению оснований психологии и построению нового ее образа, что в российской психологии выразилось в первую очередь в возрождении принадлежащей Л.С.Выготскому идеи «неклассической психологии» (Эльконин, 1989; Асмолов, 1996 б; Дорфман, 1997 и др.) или «органической психологии» (Зинченко, 1997), а в западной — в обсуждении идеи «постмодернистской психологии» (например, Shotter, 1990). Неклассическая психология еще не получила четкого определения; это скорее идея, чем конкретная теория. Можно, однако, обозначить общий вектор движения от классической психологии к неклассической: от статического представления о человеке к динамическому и от изучения его в виде изолированного «препарата» к осознанию его неразрывной связи с миром, в котором протекает его жизнедеятельность.

Неслучаен в этом контексте интерес к понятию смысла многих ученых, как у нас в стране, так и за рубежом. Это понятие пришло в психологию из философии и наук о языке и до сих пор не вошло в основной тезаурус психологии личности, если не считать отдельных научных школ; вместе с тем интерес к нему нарастает, растет и частота использования этого понятия в самых разных контекстах и в рамках различных теоретических и методологических подходов. В отечественной психологии понятие личностного смысла, введенное А.Н.Леонтьевым еще в 40-е годы, уже давно и продуктивно используется в качестве одного из основных объяснительных понятий, причем не только в психологии, но и в смежных научных дисциплинах. Не случайно это понятие получило столь широкое признание именно у нас в стране — ведь в российской культуре, российском сознании поиск смысла всегда являлся главной ценностной ориентацией. Менее известно, что понятие смысла стало в последние десятилетия популярным и на Западе — оно занимает весьма важное место в логотерапии В.Франкла, психологии личностных конструктов Дж.Келли, этогеническом подходе Р.Харре, феноменологической психотерапии Ю.Джендлина, теории поведенческой динамики Ж.Нюттена и других подходах, несмотря на трудность адекватного перевода этого понятия на английский и многие другие языки. Редким исключением является немецкий, и закономерно, что раньше всего это понятие появилось в философии, психологии и науках о языке именно у немецкоязычных (Г.Фреге, Э.Гуссерль, В.Дильтей, Э.Шпрангер, З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, М.Вебер, В.Франкл) и русскоязычных (Г.Г.Шпет, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) авторов.

Интерес к понятию смысла вызван, на наш взгляд, тем фактом, хоть и еще неотрефлексированным, что это понятие, как показывает со всей отчетливостью даже беглый взгляд на практику его употребления, позволяет преодолеть перечисленные выше бинарные оппозиции. Это становится возможным благодаря тому, что понятие смысла оказывается «своим» и для житейской и для научной психологии; и для академической и для прикладной; и для глубинной и для вершинной; и для механистической и для гуманистической. Более того, оно соотносимо и с объективной, и с субъективной, и с интерсубъективной (групповой, коммуникативной) реальностью, а также находится на пересечении деятельности, сознания и личности, связывая между собой все три фундаментальные психологические категории. Тем самым понятие смысла может претендовать на новый, более высокий методологический статус, на роль центрального понятия в новой, неклассической или постмодернистской психологии, психологии «изменяющейся личности в изменяющемся мире» (Асмолов, 1990, с. 365).

Столь широкие возможности, однако, порождают и трудности в работе с этим понятием. Его многочисленные определения зачастую несовместимы. Сам смысл имеет, если воспользоваться популярной в последнее время метафорой, природу Протея — он изменчив, текуч, многолик, не фиксирован в своих границах. Отсюда немалые трудности в понимании этого явления, разночтения в определениях, нечеткости в операционализации... Когда автор этой книги, еще будучи студентом факультета психологии МГУ, заинтересовался проблемой смысла (примерно в 1979—1980 годах), большая группа преподавателей и сотрудников факультета — прямых учеников А.Н.Леонтьева — активно и с большим энтузиазмом занималась разработкой этой проблемы. Их число сейчас уменьшилось. Из тех, кто внес в этот период основной вклад в разработку этого понятия, одних уже нет с нами (Б.В.Зейгарник, Е.Ю.Артемьева), другие достаточно резко сменили свою проблематику и область исследований (В.В.Столин, А.У.Хараш), третьи, разочаровавшись в понятии смысла, фактически отказались от него (В.К.Вилюнас, Е.В.Субботский), четвертые не отказались, но впоследствии направили свои непосредственные научные изыскания на другие, хоть и близкие проблемы (А.Г.Асмолов, Е.Е.Насиновская, В.А.Петровский). Вместе с тем отнюдь не ощущается снижение интереса к этому понятию (скорее, наоборот) среди психологов всех школ и направлений.

Разработка общепсихологических представлений о смысловом измерении человеческого бытия ведется автором этой книги с начала 1980-х годов. Основной задачей (можно сказать, сверхзадачей) было собрать цельную картину смысловой реальности из завораживаг ющих кусочков мозаики, образованной имеющимися идеями и публикациями по этой теме. Первым промежуточным результатом стала кандидатская диссертация «Структурная организация смысловой сферы личности», защищенная нами в 1988 году. В ней была предложена классификация смысловых структур и модель структуры личности, основанная на общем понимании смысловых структур личности как превращенной формы жизненных отношений. Мы разработали также концепцию смысловой регуляции жизнедеятельности, показав специфические функции в этой регуляции различных смысловых структур. Этот промежуточный результат соответствовал первой из трех выделенных Н.А.Бернштейном (1966, с. 323—324) стадий развития любых теоретических представлений — стадии объединения и логического упорядочения разрозненных фактов. Мы осознавали и неизбежную ограниченность предложенной в той работе схемы. Эта ограниченность проявилась не только в том, что смысловая сфера личности рассматривалась в статическом морфологическом срезе, но и в том, что само выделение дискретных смысловых структур во многом условно. Мы не располагали другим языком описания, но сознавали, что за используемыми нами понятиями реально стоят не столько смысловые структуры, сколько смысловые процессы. Понимая отдаленность перспективы разработки процессуального языка, мы сформулировали в заключении к упомянутой диссертации и задачи на ближайшую перспективу. В их числе были: анализ условий и механизмов актуалгенетического развития и критических перестроек сложившихся смысловых структур и динамических смысловых систем; анализ интериндивидной трансляции смыслов, в том числе в формах материальной и духовной культуры; анализ развития смысловой сферы личности в онтогенезе, а также психологических предпосылок и механизмов аномального развития смысловой сферы; разработка методов исследования и воздействия на смысловую сферу. Решение этих задач позволило бы перейти от статичной морфологической схемы смысловой сферы личности к концепции динамической смысловой реальности, естественной формой существования которой является непрерывное движение, к концепции, имеющей предсказательную силу, что присуще второму этапу развития теории по Н.А.Бернштейну (1966, с. 323—324).

Эта программа-минимум, как нам представляется, выполнена в данной работе, которая являет собой итог почти двух десятилетий научных исследований. Она посвящена решению задачи построения единой общепсихологической концепции смысла, его природы, форм существования и механизмов функционирования в структуре деятельности, сознания, личности, межличностной коммуникации и в предметно воплощенных формах. В ней мы постарались наполнить конкретным психологическим содержанием мысль А.Н.Леонтьева (1983 а) о том, что проблема личности образует особое психологическое измерение, иное, чем то измерение, в котором идет изучение психических процессов, а также мысль В.Франкла (Frankl, 1979) о смысловом измерении человека, надстраивающемся над биологическим и психологическим измерениями.


Содержание

Введение..............................................................................................3

Глава 1. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СМЫСЛА

В ПСИХОЛОГИИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

1.1. Понятие смысла в гуманитарных науках......................8

1.2. Подходы к пониманию смысла в психологии...........27

1.2.1. Предыстория смысла как объяснительного понятия в психологии: ранние психодинамические теории

личности...........................................................................27

1.22. Смысл как интегративная основа личности.................36

1.2.3. Смысл как структурный элемент сознания

и деятельности..................................................................51

1.3. Понимание и изучение смысла

в деятельностном ПОДХОДЕ............................................78

1.4. Заключение по главе 1..............................................105

Глава 2. ОНТОЛОГИЯ СМЫСЛА

2.1. Грани смысла: онтологический, феноменологический и деятельностный

аспекты анализа смысловой реальности..................107

2.2. Онтологический аспект смысла:

смысл в контексте жизненных отношений..............114

2.3. Общее представление о смысловых структурах

и смысловой сфере личности...................................124

2.4. Пути и механизмы порождения смыслов................130

2.5. Феноменологический аспект смысла:

смысл в структуре сознания......................................138

2.6. Деятельностный аспект смысла:

смысл в структуре деятельности................................147

2.7. Смысловая регуляция как конституирующая функция личности. Смысл в структуре личности......152

2.8. Смысл и эмоция.........................................................160

2.9. Заключение по главе 2..............................................165

Глава 3. СМЫСЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ,

ИХ СВЯЗИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

3.1. Личностный смысл: эмоциональная индикация

и трансформация психического образа....................167

3.2. Смысловая установка: регуляция направленности актуальной деятельности...............182

3.3. Мотив. Мотивационный механизм смыслообразования....................................................190

3.4. Смысловая диспозиция. Диспозиционный механизм смыслообразования...................................204

3.5. Смысловой конструкт. Атрибутивный механизм смыслообразования....................................................213

3.6. Личностные ценности и потребности в структуре смысловой регуляции.................................................223

3.7. Динамическая смысловая система

как принцип организации и как единица

анализа смысловой сферы личности........................232

3.8. Смысл ЖИЗНИ КАК интегральная

смысловая ориентация...............................................247

3.9. Заключение по главе 3...............................................250

Глава 4. ДИНАМИКА И ТРАНСФОРМАЦИИ

СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР И СИСТЕМ

4.1. Внутриличностная ДИНАМИКА смысловых процессов: смыслообразование, смыслоосознание, смыслостроительство................252

4.2. Филогенез смысловой регуляции...............................270

4.3. Линии и механизмы развития смысловой

сферы личности в онтогенезе....................................276

4.4. Индивидуальные особенности смысловой регуляции и смысловой сферы личности.................291

4.5. Методология и методы исследования

смысловой сферы личности......................................301

4.6. Патология смысловой регуляции...............................316

4.7. Нарушения смысловой регуляции

при девиантном развитии личности.........................335

4.8. Смыслотехника КАК смысловая саморегуляция

и технология воздействия.........................................349

4.8.1. Общее понятие о смыслотехнике.............................349

4.8.2. Смыслотехника процессов смыслообразования........351

4.8.3. Смыслотехника процессов смыслоосознания..........360

4.8.4. Механизмы смыслотехнического воздействия........362

4.9. Заключение по главе 4...............................................365

Глава5. ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ФОРМЫ СМЫСЛА

5.1. Коллективная ментальность и общие смыслы Различные аспекты проблемы

смысловой коммуникации........................................369

5.2. Смысл и значение. Групповые смыслообразующие контексты и пределы понимания.............................375

5.3. Смысловая координация и трансформация

смыслов в совместной деятельности.........................393

5.4. Направленная трансляция смыслов: обучение

и массовая коммуникация........................................407

5.5. Культура как поле коллективных смыслов...............412

5.6. Искусство как механизм трансляции смыслов.......419

5.7. Заключение по главе 5...............................................438

Заключение. Что за смыслом?.......................................................440

Литература...................................................................................... 445

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24