|
Владимир Ромек.Тренинг уверенности в межличностных отношенияхВладимир Ромек. Год выпуска: 2007 ВВЕДЕНИЕ Вот уже много лет я провожу группы тренинга уверенности в себе в разных городах России, и неизменно наталкиваюсь на живой интерес и внимание со стороны групп самого разного состава. Молодежь и пенсионеры, военные и торговые агенты говорят мне о том, что следование простым и очевидным схемам делает жизнь, с одной стороны, легче и понятнее, а с другой — насыщеннее и интереснее. Отчего простые принципы уверенного поведения не используются повсеместно, почему этим принципам не обучают в школе, есть ли проблемы с уверенностью в себе в благополучных странах? Ответы на эти вопросы я пытался найти в своей диссертации, которую три года напряженно писал в Германии, в прекрасном и благополучном баварском городке Эрланген. Действительно, трудно было обнаружить культурные особенности неуверенности (это было темой диссертации), и я очень благодарен доктору Андреа Абеле-Брем за помощь и поддержку в моих исследованиях. Фонд Конрада Аденауэра, который финансировал работу над диссертацией, помог мне познакомиться с практикой тренинга уверенности в Германии и Голландии, Андреа предоставила в мое распоряжение обширную библиотеку феминистской организации, где я нашел много сообщений о тренинге уверенности для женщин. Удивительное дело — вне зависимости от страны, объекта применения и сферы приложения, тренинг уверенности везде предполагал использование одной и той же идеологии, одних и тех же схем. Проходя обучение поведенческой психотерапии в Центре совершенного поведения ныне покойного доктора Иоганнеса Бренгель-манна, бывшего директора института психиатрии в Мюнхене, я познакомился еще с одной формой тренинга уверенности. Здесь его использовали в качестве одного из самых надежных способов терапии социальных страхов (социофобий). В психиатрической клинике Мюнхена я обнаружил те же неизменные схемы, ту же идеологию. Проводя затем группы тренинга уверенности в разных городах России: Ростове-на-Дону, Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, Екатеринбурге, Сургуте и Кисловодске — я убедился в том, что, несмотря на очевидную специфику отдельных поведенческих проявлений уверенности в себе, общие принципы ее, основанные на уважении личных прав, желаний, мнений и свобод человека, вполне применимы и в нашей стране. В этой книге я хочу затронуть один из аспектов уверенности в себе, а именно уверенность в межличностных отношениях, и предложить вашему вниманию в достаточной мере стандартизированную и проверенную программу тренинга. Данная книга может быть использована двумя способами. Вы можете просто заимствовать из нее отдельные игры или упражнения. Но эффект в этом случае будет невелик. Представленная в книге программа четко привязана к вполне определенной и хорошо разработанной теории уверенности в себе, достаточно последовательна и устроена так, что каждое последующее упражнение использует прогресс, достигнутый ранее. От темы к теме прослеживается внутренняя логика, нарушать которую нежелательно. Эта книга — не просто сборник упражнений и ролевых игр: выполнение программы с «любого пункта » вряд ли обеспечит существенный успех, а при определенном стечении обстоятельств может быть даже вредным для ваших клиентов. Я очень надеюсь, что мои попытки написать целостное руководство по когнитивно-поведенческому тренингу уверенности в межличностных отношениях вы оцените по достоинству, и буду очень рад получить обратную связь от тех, кто будет использовать мою программу. Владимир Ромек
СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................. 3 ТЕОРИЯ Что такое межличностные отношения? ........................ 5 Источники неуверенности в межличностных отношениях ....... 8 Как становятся неуверенными и как делают неуверенными других? ....................... 8 В чем и как проявляется неуверенность в себе в межличностных отношениях ....................... 9 Андре Сальтер и преодоление депрессии развитием межличностных отношений ..................... 14 Что такое уверенное поведение в межличностных отношениях? .. 17 Уверенность в межличностных отношениях .................... 19 МЕТОД Поведенческий тренинг: теория и практика .................... 26 Тренинг и модификация поведения ........................... 27 Классификация программ тренинга поведения ................. 29 Тренинг уверенности в себе и самоутверждения ................ 37 Тренинг социальной компетентности ......................... 38 Тренинг медиаторов: педагогический тренинг .................. 40 Принципы тренировки новых навыков ........................ 41 САМОАНАЛИЗ Чего я боюсь? .............................................. 53 Достаточно ли у меня близких людей? ........................ 57 ТРЕНИНГ Учимся уверенности ........................................ 64 Умение вызвать симпатию ................................... 87 Открытое выражение желаний и чувств ....................... 101 Тренинг открытости и откровенности ......................... 126 Уверенность в конфликтных ситуациях ....................... 155 Умение сказать «нет» ....................................... 159 Оценка эффективности тренинга ................... 164 Приложения ............................................... 166 Литература ................................................ 173
|
Loading
|