Год: 2006
Издательство:
Речь
ISBN: 5-9268-0251-2
Серия: Психологический
тренинг
Язык: Русский
Формат:
PDF
Качество: Распознанный текст без
ошибок (OCR)
Количество страниц:
400
Описание: В книге проанализирована
управленческая деятельность и основы
социально-психологического тренинга
в этой среде, изложены принципы организации
тренинга, подробно описана авторская
программа тренинга, включающего ряд
модулей; в рамках каждого модуля
приводятся справочные и раздаточные
материалы, описаны психогимнастические
и тематические упражнения, ролевые и
деловые игры.
Книга будет интересна
для психологов, менеджеров по персоналу,
руководителей различного уровня.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................9
Раздел 1
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКАК НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Что менеджеры делают?...................................................
Функции менеджмента или администрации........................
Роли менеджера.....................................................................13
Управленческие умения.........................................................15
Эффективность и успешность управленческой
деятельности......................................................................16
Социально-психологическая компетентность....................20
Коммуникации в менеджменте (современные тенденции) . 21
Глава 2. Тренинг менеджеров и эффективность активных методов обучения руководителей (на примере
ПО «Ижорский завод»)............................................................27
Критерии эффективности социально-психологического
тренинга............................................................................27
Результаты исследования эффективности тренинга на _
ПО «Ижорский завод».......................................................29
Разработка новой программы тренинга руководителей.......40
Проблема мотивации в социально-психологическом
тренинге.............................................................................46
Раздел 2 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического
тренинга...................................................................................49
Первый уровень СПТ: «Психические процессы»..................51
Второй уровень СПТ: «Межличностный».............................53
Третий уровень СПТ: «Внутриличностный».........................55
Требования к тренингу менеджеров......................................56
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках
СПТ руководителей..................................................................58
Модель процесса обучения...................................................58
Социально-психологический тренинг как активный метод
обучения...........................................................................59
Бихевиоральный подход в тренинге руководителей.............60
Гуманистический подход в тренинге руководителей............69
Психоаналитический подход в тренинге руководителей.....70
Группаналитический подход в тренинге руководителей......71
Роли и функции ведущего (тренера).....................................78
Глава 3. Коммуникация как деятельность....................................81
Коммуникации в организации..............................................81
Коммуникационный процесс................................................82
Коммуникация как общение.................................................86
Структура взаимодействия.....................................................88
Динамика деловой беседы.....................................................90
Раздел 3
ТРЕНИНГ ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Организация тренинга менеджеров................................93
Ссттинг...................................................................................93
Состав группы.......................................................................95
Диагностическое интервью с участниками...........................97
Заключение контракта..........................................................98
Глава 2. Разработка программы тренинга..................................100
Композиция программы тренинга.....................................100
Начальный этап тренинга...................................................101
Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения 1 i 1
Раздел 4
МОДУЛИ ТРЕНИНГА ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Модуль «Самопрезентация менеджера»........................128
Введение.............................................................................128
Информационный лист «Самопрезентация».....................129
Ориентировочные основы «Самопрезентация» 13!
Упражнения..........................................................................132
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию» (для
принятия решения)................................................................137
Введение...............................................................................137
Информационный лист «Лидерство»..................................137
Ориентировочные основы «Задачи руководителя
дискуссии».......................................................................141
Упражнения..........................................................................141
1лава 3. Модуль «Публичное выступление»...............................163
Введение...............................................................................163
Информационный лист «Технология работы над
публичным выступлением»............................................163
Ориентировочные основы «Публичное выступление»......176
Упражнения..........................................................................177
Глава 4. Умение вести деловую беседу........................................179
Введение 1,79-
Ориентировочные основы «Фазы ведения беседы»...........179
Информационный лист «Барьеры коммуникации»...........181
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта».......192
Введение...............................................................................192
Информационный лист «Первая фаза беседы — контакт».... 193
Информационный лист «Психологический контакт».......212
Ориентировочные основы «Техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником»... 215 Информационный лист «Сензитивность как основа социально-психологической компетентности руководителя»..................................................................218
Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как
помехи коммуникации»..................................................221
Разминочные упражнения...................................................226
Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии............231
Ролевые игры.......................................................................236
Информационный лист «Социальные роли».....................237
Ролевые игры на установление контакта с незнакомыми
людьми.............................................................................239
Упражнения на установление контакта между членами
группы.............................................................................243
Деловые и ролевые игры, имитирующие управленческие ситуации..........................................................................248
Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» 254
Введение...............................................................................254
Информационный лист «Вторая фаза беседы —
ориентация и умение слушать собеседника».................255
Информационный лист «Техники активного
(рефлексивного) слушания»...........................................258
Ориентировочные основы «Техники активного
слушания»........................................................................266
Разминочные упражнения...................................................269
Психогимнастические упражнения на развитие
внимания, быстроту мышления....................................272
Упражнения для «сухого плавания»....................................273
Упражнения, с использованием управленческих
ситуаций..........................................................................279
Деловые игры........................................................................286
Ролевые игры.......................................................................291
Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать
аргументацию»........................................................................297
Введение...............................................................................297
Информационный лист «Третья фаза беседы — решение,
оценка»............................................................................297
Ориентировочные основы «Техники развития мыслей» .... 299
Информационный лист «Техники аргументации
и контраргумстации»....................................................300
Общие рекомендации..........................................................301
Информационный лист «Четвертая фаза беседы —
результат».........................................................................305
Типичные ошибки беседы в целом.....................................306
Психогимнастические разминочные упражнения.............307
Упражнения для отработки техник аргументации.............308
Ролевые игры.......................................................................311
Глава 8. Модуль «Умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником» 322
Введение...............................................................................322
Информационный лист «Беседа в эмоционально
напряженной конфликтной ситуации».........................323
Ориентировочные основы «Техники поддержания контакта и снижения эмоционального напряжения
у собеседника».................................................................330
Разминочные упражнения...................................................332
Ролевые игры.......................................................................336
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Вопросы, выясняемые на предварительном
собеседовании с участником тренинга.................................342
Приложение 2. Деловая игра «Мотивация» (Г. X. Бакирова) .... 343
Приложение 3. Деловая игра «Воздушная катастрофа
в пустыне»..............................................................................345
Приложение 4. Деловая игра-тренинг «Контауд»
(Г. X. Бакирова).......................................................................347
Приложение 5. ДИ «SWOT» (Бакирова Г. X.).............................359
Приложение 6. ДИ «Принципы менеджмента»: Протокол.......361
Приложение 7. Анкета по оценке поведения руководителя
дискуссии...............................................................................362
Приложение 8. Материал для подготовки к публичному выступлению. «Образование в Японии: особенности японской системы подготовки кадров» (Травин В. В., Дятлов В. А.)..........................................................................364
Приложение 9. Психогимнастика: пантомимическая часть. . . . 379
Приложение 10. Т емы психорисунков........................................382
Приложение 1. Деловая игра-тренинг «ДИАЛОГ»
(Бакирова Г. X.).......................................................................383
ЛИТЕРАТУРА.............................................................................394
ВВЕДЕНИЕ
В 1990-х в Европе и в Америке пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Им необходимо получить хорошие навыки и умения работы с людьми. Так, Центр креативного лидерства в Гринсборо (Северная Каролина) установил, что половина всех менеджеров и 30% старших менеджеров испытывают некоторые трудности в работе с людьми (Milbank, 1990). Исследование руководителя высшего звена 500 компаний, которое было направлено на поиск ответа на вопрос о том, почему менеджеры терпят неудачу, выявило основную причину: их слабые межличностные навыки (Hymowitz, 1988, р. 58.)
Отечественные исследователи и теоретики также давно отмечали необходимость повышения так называемой социально-психологической, или коммуникативной, компетентности менеджеров для достижения ими большей эффективности своей работы (Атва-тер, 1984; Валдовска, 1983; Кидрон, 1979; Мицич, 1983; Петерсон;* 1973; Петровская, 1982; Реньге, 1986; и др.).
Мы в свое время указывали на то, что руководитель в первую очередь должен быть профессионально компетентным человеком. Так, например, для руководителей на производстве, непосредственно в цехах, компетентность в технических вопросах помогает во многих отношениях: выпускать продукцию; пользоваться уважением у своих подчиненных как руководитель; быть учителем (тьютором), консультантом для подчиненных; внедрять новые методы работы; решать производственные проблемы и т. д.
Руководитель также должен обладать организаторскими способностями, способностью и умением руководить, управлять деятельностью других людей. вот для этого он должен разбираться в людях, уметь выявлять и развивать индивидуальные способности каждого, определять потребности подчиненных для повышения их мотивации к труду. Кроме того, он должен уметь взаимодействовать с подчиненными так, чтобы достигать целей организации. Таким образом, третьим необходимым условием является социально-психологическая и коммуникативная компетентность руководителя (Бакирова 1987, 1997).
Основная цель нашей работы — помочь руководителям или будущим руководителям в достижении ими большей эффективности их работы.