Авторитарные
теории,
антидемократические течения политической
мысли, в основе которых лежит идея
обоснования авторитарных, тоталитарных
режимов — всевластия диктата одного
лица или элиты в государстве, абсолютной
бесконтрольности государственной
власти, политического бесправия личности
и народа, отсутствия демократической
процедуры свободного волеизъявления.
Термин связан с вошедшим в 20 в. в общее
употребление понятием авторитаризм,
которым обозначаются враждебные
демократии политическии теории и
практика. Для всех А.т. характерна
антидемократическая трактовка таких
факторов и институтов политической
жизни, как форма
правления,
политический режим, взаимоотношения
власти и подвластных, прав и свобод
личности. А.т. свойственны также
возвеличение верховной властвующей
личности и правящей элиты, ссылки на
естественность господства «лучших» и
«сильных» и неспособность массы к
решению общественных и государственных
дел и разумному пользованию свободой.
А.т.
прослеживаются во всей истории
политической мысли классового общества.
В древнем мире, например, положение
Гераклита о необходимости господства
«лучшего» над массами, обоснование
Фрасимахом и Калликлом права «сильнейшего»
над слабыми. В новое время авторитарный
характер носили теории, обосновывавшие
абсолютизм.
Например, английский философ Гоббс
(1588—1679), пугая альтернативой всеобщей
анархии, обосновывал неограниченную,
абсолютную власть государства по
отношению к подданным. Государственная
власть монарха, по Гоббсу, едина,
бесконтрольна, стоит над законами;
подданные — рабы, служащие государству.
В немецкой политической философии 18—19
вв. авторитарные идеи широко использовались
для апологии прусской государственности
и культа силы.