А. Алексин в повести
затрагивает один из важнейших нравственных
вопросов: о посредственности и таланте,
о бездуховности, эгоистичности и
добросердечии. Оленька
— действительно одаренный, единственный
в семье ребенок. Но какие бы ни были
способности, они не оправдывают эгоизма.
Человек, с детства окруженный любовью,
вниманием и пониманием, вырастая, требует
от людей этих проявлений любой
ценой. Талантливый
человек всегда находится в центре
внимания, он выделяется из общей массы,
и слияние с нею чаще всего не
происходит. Против
"заметности" Оленьки борется
"безумная Евдокия". Она прямолинейна
и проста, и методы, которыми она пользуется
в воспитании Оленьки, такие же простые.
"Безумная Евдокия" борется против
эгоизма. Она считает, что "данный от
Бога талант заслоняет человека от
окружающих и это является основной
причиной эгоизма". Попытка привить
Оленьке талант человечности только
усиливает ее эгоизм. Евдокия не пытается
уравнять талант с посредственностью.
Да и что значит посредственность?
Бесталанный человек? Нет. Есть представление
об общем уровне. Люди получают его, и в
зависимости от восприимчивости и
самореализации могут открыть в себе
способности к поэзии, физике, к добру,
любви, отзывчивости. Получается, что
бесталанных-то людей практически
нет. Евдокия — не
бесталанный человек. Она пытается
сделать людей лучше, чем они есть. Другое
дело, как она представляет себе это
"лучше". Но именно это стремление
делает ее не такой, как другие. Она
по-своему талантлива.