А. являются вершиной армянской любовной лирики XIV — XVI веков, корнями уходят в фольклор, из которого почерпнуты мотивы и формы. Любовь, горькая судьба скитальца-пандухта, философские раздумья являются основными мотивами А., в большинстве своем однострофных стихов, являющимися функциональным армянским эквивалентом сонета. Для А. характерны культ чувства любви, поклонение возлюбленной, как святыне. Иногда используются библейские образы и мотивы, но они включаются в изображение реальной любви. Во многих А. наблюдается отход от традиционно пышного описания женской красоты и обнаруживается тончайший художественный вкус автора.
Своей психологической глубиной и разносторонностью А. заметно обогатили армянскую любовную лирику. Самые сильные А. — это стихи о страдании, горечи, разлуке. В любовных А. отражался весь гуманизм поэтов. Настолько глубока была вера поэтов в человека, что даже в мыслях не допускалось измены в любви, которая сравнивалась со снегопадом средь лета. Подобные воззрения на любовь находились в противоречии с обычаями феодального общества, попирающими свободные чувства человека.
Особенный цикл составляют А. о скитальце-пандухте. Безграничное горе заброшенного на чужбину скитальца. Авторы А. для изображения безмерности этого горя прибегает к новым и свежим выразительным поэтическим образам. Пандухтские А. переплетаются с айренами любви. Доля скитальца еще горше, когда он навсегда расстается с любимой.
Глубоки философские и назидательные А., в основе которых заложена народная мудрость. В них можно найти защиту разума, утверждение гуманистических этических норм, обличение социальных пороков. В некоторых А. раздумья авторов доходят до глубоких философских обобщений на тему жизни и смерти. Можно сказать, что А. вобрали в себя все лучшее, что создано было в армянской поэзии.