ВОПРОСЫ К АНАЛИЗУ 1.
Чем отличаются концепции двух
рассказов? 2. Что увидел
Леонид Андреев за хрупкостью этических
норм человеческой культуры? 3.
Как читающая Россия отнеслась к
рассказу? 4. Почему
Горький, взявший вначале сторону Андреева
(потом от него отошедший), в "Несвоевременных
мыслях” говорит, что "жизнь” подтверждает
самые мрачные фантазии” автора этого
рассказа? 5. Наум
Коржавин писал о тех, "в ком страх
увидеть бездну сильней, чем страх в нее
шагнуть”. Можете ли вы, исходя из своего
жизненного опыта, подтвердить правоту
того и другого писателя? 6. Почему в
заглавии Андреева используется тютчевское
понятие "бездны”? 7.
Как вы соотносите с этими рассказами
открытия Достоевского? СОЧИНЕНИЕ Декадентство
Л. Андреева и романтизм М. Горького
сделали взгляды писателей на взаимоотношения
мужчины и женщины, на возникновение
животных инстинктов в человеке
полярными. Сюжеты
обоих рассказов развиваются в диаметрально
противоположных направлениях. В начале
"Бездны” Л. Андреева мы видим влюбленную
пару. Зиночка и Немовецкий полны надежд
на будущее, мечтают о жертвенной любви
и, может быть, считают, что любят друг
друга. Этому способствует и великолепный
пейзаж, их окружающий. Начало, как мы
видим, вполне романтическое. Но совершенно
вдруг сюжет делает резкий поворот — и
позолота, лак сентиментальности слетают,
обнажая бездны человеческой души.
"Бездна!” Выходят на поверхность все
низменные животные инстинкты подсознания
— и образованный молодой человек падает
ниже бродяг, уподобляется зверю, сохраняя
лишь одно человеческое качество —
"способность лгать”. Да... Глубины
подсознания пугают, даже сам человек
порой не знает, на что он способен... М.
Горький идет совершенно от другого
постулата. Атмосфера начала рассказа
"Страсти-мордасти” настраивает на
разврат, грязь, падение, но неожиданная
коллизия — и романтические чувства
возникают там, где их, казалось бы, быть
не может. На дне жизни человек не
опускается до состояния животного, а
даже возвышается до сострадания, до
помощи слабому, до великодушия. Мы
видим зеркальное отражение фабул — М.
Горький находит романтизм на "окраинах
жизни”, а Л. Андреев показывает страшные
бездны души обычного человека. Надуманные
этические нормы человечества лишь
прикрывают его порочные желания, его
развращенную сущность. Люди не умеют
любить и понимать друг друга... Печорин
говорил, что женщина подобна цветку —
подышать "ароматом досыта, бросить на
дороге: авось кто-нибудь поднимет...”.
В каждом мужчине подсознательно дремлет
уверенность, что это правда, что именно
так и нужно поступать: и невинная, наивная
Зиночка втоптана в грязь... Я
не думаю, что людям нравится, когда о
них говорят правду, показывают самые
замусоренные, засаленные уголки их
души... Думается, что читающей Россией
не был ни понят, ни принят этот рассказ.
Психологи никогда не были в почете у
народной массы. Но интеллектуалы поняли,
что "жизнь подтверждает самые мрачные
фантазии автора” (Горький). И я, исходя
даже из моего семнадцатилетнего опыта,
могу подтвердить это. Кто-то из "современных
великих” сказал, что человеческая душа
— помойная яма жизни... Это — так?! Так!
Так... Мы же, люди, часто
не желаем этого сознавать, всячески
отрицаем свою низость, тем не менее (увы
— часто!) с упоением бросаемся в нее,
ища упоения в пороке... Глубины
человеческой души волновали русскую
литературу еще в XIX веке, литературу —
психологию. Вспоминаются сразу Тютчев
и Достоевский с их проникновением в
"бездны”. Достоевский изучал глубины
души человеческой, отыскивая в них самое
страшное, на что хотелось бы закрыть
глаза, но что существует независимо от
нашего сознания и желаний. В страшных
образах Свидригайлова, Рогожина, даже
Раскольникова, по сути, не должно быть
ничего страшного — это обыкновенные
люди... У них есть голова, руки, ноги, но
их психика вскрыта писателем-психологом
и — "хаос шевелится”... В
понимании Ф. Тютчева бездна — весь мир,
вся вселенная, включая человека с его
стремлениями, желаниями, потребностями...
"Нет преград меж ей и нами — Вот почему
нам ночь (хаос!) страшна”. Страшно
заглянуть в мир, в себя — страшно!!!