Моим любимым рассказом
Андреева является "Баргамот и Гараська”.
Это первый рассказ писателя, который
принес ему признание читателей и который
отметил Максим Горький. Но это и самый
совершенный рассказ Леонида Андреева,
в котором он выразился как подлинный
русский реалист и в то же время как
писатель, обладающий своей неповторимой
манерой. "Баргамот
и Гараська” — "пасхальный” рассказ.
Он написан для "пасхального” номера
московской газеты Курьер”, где Андреев
работал в качестве судебного хроникера.
"Пасхальные” рассказы составляют
целую традицию в русской литературе.
Их писали Лесков, Чехов, Горький и другие
великие прозаики. "Пасхальный” рассказ
должен нести в себе идею примирения
людей, их христианского братства. Вот
почему городовой Баргамот приглашает
в свой дом нищего Гараську, которого он
в остальные дни потащил бы в участок,
чтобы не мозолил на улицах глаза
"приличной” публике. В Бергамоте
заговорили совесть и жалость. Он вспомнил
о том, что он не только городовой,
обязанный следить за порядком в городе,
но и христианин, который обязан "любить
ближнего своего”. Это движение души в
нем было неподдельно; ведь никто не
видел их, и некому было оценить христианский
поступок Баргамота. И писатель не жалеет
красок, чтобы показать этот взрыв
подлинной человечности в толстокожей
душе полицейского. Но
Андреев не был бы Андреевым, если бы
написал обычный "пасхальный” рассказ.
А. Н. Андреев — писатель неожиданный,
опрокидывающий привычные представления
о мире. И вот в доме Баргамота случился
конфуз. Супруга городового назвала
Гараську по имени-отчеству, а тот даже
забыл, когда его так называли. Для жителей
всего города он просто "Гараська”.
Супруга Баргамота хотела показать
нищему уважение к его личности, а вышло
наоборот: Гараська вспомнил, что он —
никто. Но именно эта
ситуация конфуза напоминает нам о том,
что нельзя быть христианином на час.
Нельзя относиться к людям по-христиански
только потому, что нынче праздник. Такое
отношение может еще сильнее ранить
обиженного жизнью человека. Ему было
бы легче, если бы ему не напоминали о
том, что есть светлая, чистая жизнь, в
которой ему нет места. Нельзя
быть добрым на час. Нельзя
помочь человеку — не отдав ему часть
своей души, часть самого себя.