Две тысячи
лет назад далекая Иудея находилась под
властью всесильного Рима. По улицам
иудейских городов расхаживали вооруженные
римские легионеры, страной правил
жестокий царь Ирод, а потомки Авраама
и Исаака, великих царей Давида и Соломона
жили в бедности и презрении. И
вот римляне решили пересчитать жителей
своей колонии и для этого обязали всех
иудеев явиться в город Вифлеем. Среди
прочих из города Назарета в Вифлеем
пешком пришел плотник Иосиф со своей
женой Марией. Иосиф знал, что скоро она
должна родить ребенка. Но не только
поэтому он относился к ней с особой
внимательностью. Иосиф знал, что его
жена не простая женщина. Перед рождением
Марии ее матери Анне явился Ангел и
предрек, что она родит дочь, от которой
явится спасение миру. И другое знал
Иосиф: однажды в Назарете? самой Марии
явился архангел Гавриил и сказал: "Не
бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у
Бога... И родишь Сына, и наречешь Ему имя:
Иисус...” И вот этой
зимой должны были сбыться все пророчества.
Но в город Вифлеем пришло столько народу,
что Марии с Иосифом негде было остановиться
на ночлег. Они заночевали в пещере, куда
пастухи обычно загоняли стада на ночь.
Здесь Мария родила Иисуса и положила
его в ясли — каменную колоду, выдолбленную
пастухами для того, чтобы насыпать овцам
корм. Сами пастухи спали возле пещеры,
и вот с небес спустился Ангел и сказал
им: "Ныне родился вам в городе Давидовом
Спаситель, Который есть Христос Господь...
Вы найдете Младенца в пеленах, лежащего
в яслях...” Пастухи вошли в пещеру и
увидели в яслях сияющего младенца. И
они поняли, что свершилось чудо. И
еще одно чудо произошло в эту ночь. Над
Вифлеемом и Иерусалимом, над Римом и
Афинами, над африканскими песками и
евразийской степью, над землей и океаном
— словом, над всем миром этой ночью
взошла яркая золотая звезда, словно
сама природа радовалась рождению
мальчика. В ту же ночь, направляемые
звездой, двинулись к младенцу иудейские
странники, волшебники, которых еще
называли волхвами. Они шли к царю
Иудейскому, однако не к Ироду, а Христу,
который отныне должен править всем
миром, но не земной властью, а небесной
— властью, дарованной Его Отцом —
Богом... Мальчика из
бедной семьи Сашку в рассказе Леонида
Андреева "Ангелочек” зовут под Рождество
на елку богатые люди Свечниковы. Зачем
они это делают? Рождество — праздник
религиозный, отмечаемый во всех
христианских странах. В странах
католических, например в Италии или во
Франции, он считается главным христианским
праздником. В России, стране православной,
главный религиозный праздник — Пасха,
однако и Рождество всегда пользовалось
большим почетом. На Рождество, которое
бывает перед Новым годом (в советское
время оно передвинулось в начало года
после реформы календаря), в домах украшали
елки и обязательно ставили на верхушки
звезды, которые символизировали
вифлеемскую звезду. В этот день все
должны быть добрыми, внимательными к
людям, никого не обижать и дарить всем
подарки. Люди из богатых семей в
дореволюционной России считали долгом
позвать на елку детей своих бедных
родственников или соседей и тем самым
показать себя хорошими христианами:
ведь во Христе все люди — братья. Так
и поступает богач Свечников, приглашая
Сашку в свой дом. Больше того: он хочет
помочь Сашке, отец которого работает у
него, и устроить мальчика в ремесленное
училище. Но для этого
Сашка обязан доказать свою преданность
Свечникову, вести себя скромно и всячески
благодарить своего благодетеля. Но вот
конфуз... Сашка не желает вести себя
"прилично”! Он грубит Свечникову,
обижает его замечательно одетого,
ухоженного сынка и вообще ведет себя
как "нехороший мальчик”. Читатель
не сразу замечает, как автор начинает
иронизировать над ситуацией, которую
он сам же создает в своем рассказе. По
форме — это типичный "рождественский”
рассказ, один из тех, что в обязательном
порядке печатались в российских газетах
на Рождество. Но по сути этот рассказ
как бы пародирует типичную "рождественскую”
историю о бедном, несчастном ребенке,
которого пригласили в богатый дом,
обогрели , накормили, вытерли слезы и
сделали на один день счастливым. Сам
автор не верит в реальность подобного
сюжета. Он 'понимает, что дети из бедных
семей не склонны к сентиментальности.
Они грубы и хитры, потому что жизнь
вынуждает их быть такими. Сашка отлично
знает цену и "лысому господину” (хозяину
дома), и его жене, и его вежливому сыну.
Он отлично понимает, что их благополучие
строится на каторжной работе его отца
и матери. Но Сашка видит на елке воскового
ангелочка, и тот так нравится ему, что
Сашка готов схитрить и показать свою
преданность; только бы хозяева подарили
ему этого ангелочка! И
тут происходит короткое и внезапное
чудо! "Ив этот короткий момент все
заметили загадочное сходство между
неуклюжим, выросшим из своего платья
гимназистом и одухотворенным рукой
неведомого художника личиком
ангелочка”. Это очень
важный момент в рассказе! В одной фразе
писатель говорит нам о том, что образ и
подобие Божье есть в каждом человеке,
каким бы грубым и непривлекательным он
ни казался нам вначале. Больше того:
именно в ребенке из бедной, несчастной
семьи этот образ запечатлен глубже и
прочнее, чем в сытых и самодовольных
богачах. И здесь мы
вспоминаем, что Ангел Господень явился
не к женщине из богатой семьи, не к
царской дочери и не к жене римского
цезаря, но к бедной сироте Марии, жене
обычного плотника. И родился Христос
не в роскошной кровати, не в царских
покоях и не в столице мира — Риме, но в
холодной пещере, на грубой шерстяной
подстилке, в маленьком иудейском городе
Вифлееме. И положила его мать не в мягкую
колыбель, но в жесткие ясли из камня.
Оказывается, что, пародируя типичную
"рождественскую” историю, Андреев
вовсе не кощунствует, а возвращает нас
к подлинному смыслу этого великого
религиозного праздника. Оказывается,
что рассказ этот вдвойне парадоксален.
Он как бы дважды себя отрицает, чтобы в
конце концов подвести читателя к простой
и великой правде.