Прежде чем
проанализировать стихотворение этого
поэта, хочу отметить, что смысловое
строение стихов у Анненского сложное.
Образы "вещного мира”, как и фигуры
людей, ихголоса, доносящиеся извне,
вступают в постоянную перекличку с
внутренним миром поэта, вызывают в нем
глубокие отзвуки, "я” переплетается
с "не я”, одно из них просвечивает
сквозь другое, и поэтическое целое
создается благодаря лишь этому
проникновению. Сложновато, но проще
поэзию Анненского и не объяснишь. Итак,
я выбрал стихотворение "Смычок и
струны”:
Какой тяжелый,
темный бред! Как эти
выси мутнолунны! Касаться
скрипки столько лет И
не узнать при свете струны!
Мгновенное
впечатление читателя, впервые впитавшего
своим воображением эти строки, таково:
в мрачной комнате скрипач — со своей
скрипкой. На душе печально. Впервые
предмет любви, скрипка, в лунном свете,
показалась чужой. Столько лет была
частью души музыканта, и вдруг... Он,
оказывается, совсем ее не знал... Она,
оказывается, только притворялась, что
они одно целое... Просто была молодость,
надежды на лучшую жизнь, благодаря его
таланту и ее любви к нему. И вот... все
рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья
нет, значит, причина несостоявшегося
счастья — в ней, в этой вещице, от которой
только и требовалось, что любить, и
все... Оказалось, она была все эти годы
так же далека от него, как эти мутные
небесные светила. Они хороши, когда на
душе светло, и моментально тускнеют,
если в душе сумрачно...
Кому
ж нас надо? Кто зажег Два
желтых лика, два унылых...
И вдруг почувствовал смычок, Что
кто-то взял и кто-то слил их.
Вторая
строфа совершенно неожиданна: оказывается,
не музыкант, а смычок выступает в роли
лирического героя, а музыкант — лишь
сила и воля, которая их свела со скрипкой.
Но так как он (смычок) полностью зависит
от воли музыканта, то все равно в драме
участвуют трое, и всем в данной ситуации
одинаково сложно разобраться в
чувствах
О, как давно!
Сквозь эту тьму Скажи
одно: ты та ли, та ли? И
струны ластились к нему, Звеня,
но, ластясь, трепетали.
Но
здесь явно вопрошает музыкант. Он
обращается к скрипке, как бы посредничая
между ней и смычком. Он, оставаясь пока
в стороне, тем не менее с упреком в голосе
констатирует факт иных прошлых отношений
между смычком и скрипкой. Но читатель
уже чувствует еле уловимую лукавинку,
ноту превосходства музыканта над смычком
и одновременно — нотку растерянности,
потому что музыкант понимает свою
первостепенность. Значит, и вина за
отчуждение, по сути, вся на нем.
Не
правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?.. И
скрипка отвечала да, Но
сердцу скрипки было больно.
Опять
я слышу попытки смычка восстановить
отношения. Но скрипка понимает, что это
зависит не от них, а от музыканта.
Смычок
все понял, он затих, А
в скрипке эхо все держалось... И
было мукою для них, Что
людям музыкой казалось.
Смычок
понял то, что скрипка разлюбила его
навсегда и что не признается ему в этом
лишь из жалости к нему. Он понял также,
что всегда его счастье зависело от
музыканта, от чужой воли. Он понял, что
этот момент рано или поздно должен был
наступить, потому что первым разлюбить
мог только музыкант, и в тот же миг
нелюбовь обрушилась на бедный смычок.
Страдания смычка и скрипки усиливаются
еще и тем, что музыкант, сближая их, не
понимает, что это уже не музыка, а мука
двух чужих существ, сводимых против их
воли в одно целое. Они вынуждены искать
выхода друг у друга, да не в их это
силе...
Но человек не
погасил До утра свеч...
И струны пели... Лишь
солнце их нашло без сил На
черном бархате постели.
То,
что смычок и скрипка понимают и находят
в себе силы принять судьбу, вызывает
бурный протест у музыканта. Он не может
смириться с таким отчуждением против
его воли. Он пытается восстановить,
найти музыку прошлого, ту самую... Но
тщетно. Лишь физическое бессилие
прекращает эти муки. Музыкант
— бог для смычка и скрипки, он не может
смириться с таким финалом. А выход лишь
один: музыкант должен вновь полюбить.
Ибо без любви нет ничего — ни Бога, ни
человека. Я сделал
монографический разбор стихотворения
Анненского, пойдя по ассоциативному
пути. Вывод таков: смысловая связь между
звеньями стихотворения не прерывается,
внутренне и внешне все психологические
переходы четко мотивированы, создано
особое эмоциональное напряжение,
обусловленное приведенной житейской
ситуацией, ответ на вопрос найден. Итак,
из этого следует, что И. Анненский —
поэт большой психологической силы и
тонкости. Он не надеется только на
интуицию. У него, как показал разбор
стихотворения, идет четкий психологический
анализ. Анненский — поэт-исследователь,
певец и философ "вещного” мира, в
котором он ищет нравственный путь к
своему подлинному "я”.