Центральный Дом Знаний - Академизм

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Академизм

Академизм (франц. académisme) в изобразительном искусстве, направление, сложившееся в художественных академиях 16—19 вв. (см. Академии художественные) и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты, идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, А. обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства.

Д. Энгр. Апофеоз Гомера 1827. Лувр. Париж


  А. возник в конце 16 в. в Италии. Болонская школа, выработавшая правила подражания искусству античности и Высокого Возрождения, а также французскому А. 2-й половины 17—18 вв. (Ш. Лебрен и др.), усвоивший ряд принципов и приёмов классицизма, послужили образцом для многих европейских и американских художественных академий. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное салонное искусство. Под ударами реалистов (в т. ч. рус. передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции А. распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах неоклассицизма.

  Термин «А.» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В этом смысле говорят, например, об А. некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.


Академизм (фрacademisme) — направление в европейской живописи XVII—XIX веков. А. вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения. 

А. помогал компоновке объектов в художественном образовании, воплощал в себе традиции античного искусства, в которых идеализирован образ натуры, компенсируя при этом норму красоты.

К представителям А. относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро во Франции и Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова в России.

Для русского А. первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. При сюжетной ограниченности тематики картин работы академистов отличались высоким техническим мастерством. 

Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического А. В ходе своего развития во второй половинеXIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистическойтрадиций. А. как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества "передвижников". В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма.

Понятие А. в настоящее время получило дополнительное значение и стало использоваться для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области визуальных искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин "А." сейчас часто относится к описанию построения композиции и техники исполнения, а не к сюжету художественного произведения.

В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к её развитию в XX веке. Современные интерпретации академизма присутствуют в творчестве таких российских художников, как Илья Глазунов,Александр Шилов, Николай Анохин, Сергей Смирнов, Илья Каверзнев и Николай Третьяков.

Художники — академисты: 

  • Жан Энгр

  • Поль Деларош

  • Александр Кабанель

  • Уильям Бугеро

  • Эжен де Блаас

  • Поль Жамен

  • Жан Жером

  • Жюль Бастьен-Лепаж

  • Ганс Макарт

  • Марк Глейр

  • Фёдор Бруни

  • Карл Брюллов

  • Александр Иванов

  • Тимофей Нефф

  • Константин Маковский

  • Генрих Семирадский


АКАДЕМИЗМ В ИСКУССТВЕ — термин, приме­няемый в истории изобразительных искусств и обоз­начающий художественные системы, выработанные дворянскими и буржуазными академиями художеств и основанные на догматическом следовании канонам античного искусства. А. в и. ннервые появился в Италии в 16 в. н получил распространение в по­следующие века в ряде стран. В начале своего существования академизм сыграл некоторую поло­жительную роль в систематизации художественного образования, в обучении профессиональным навы­кам в рисунке, композиции и т. д. Однако вред А. в и. превышает его пользу. Претендуя на роль хранителя художественных традиций классических эпох, академизм выхолащивал из искусства кон­кретное жизненное содержание; формы античного искусства окостеневали и превращались в мёртвую безжизненную схему. Объявляя реальную дейст­вительность недостойной изображения в искусстве, утверждая отвлечённые, вневременные и вненацио­нальные нормы красоты, академизм черпал сюжеты и образы из мифологии, древней истории, религии, закрепляя отрыв художника от народа и превращая художественное мастерство в догматическое приме­нение канонических приёмов: статуарной компози­ции, условно-театральных поз и жестов, отвлечённо идеализированной передачи тел и драпировок, ус­ловного цвета. Академизм всегда, в разных стра­нах, в условиях господства буржуазии и дворян­ства являлся официальным государственным искус­ством, маскирующим социальные противоречия. Про­пагандируя положения идеалистической эстетики, насаждая" искусство, оторванное от жизни и народ­ных нужд, А. в и. использовался господствующими классами как средство борьбы против реалистиче­ского, национального, народного искусства, обна­жающего социальные противоречия, утверждаю­щего передовые общественные идеалы. Таким образом, А. в и. был из только тормозом развития реалистич. искусства, по и выполнял вполне опре­делённую реакционную роль, пропагандируя идео­логию господствующих классов— дворянства и буржуазии.

Академизм получил развитие у болонских ака­демиков (бр. Карраччи, Г. Рени, Доменикино); его принципы были восприняты итальянизирующим искусством других стран: в Голландии—А. Блумарт, Г. Гольциус, во Франции — С. Вуэ и др. Француз­ский академизм 17 в. был создан последователями III. Лебрена и распространён в ряде европейских академий. В 19 в. как мастера академизма высту­пают В. Камучшш (Италия), II. Корнелнус (Герма­ния), Ж. Д. Улгр и его школа (Франция) и др.

В России А. в и. представлен поздним творчеством Ф. Брупи, П. Васиным, Г1. Шамшиным, Г. Семирадским и др. Академизм в России, задерживав­ший, начиная с 1830—10-х гг., развитие реалисти­ческого демократического искусства, подвергся в 1860—80-х гг. сокрушительному разгрому со стороны иередвижникоя (И.Крамского, И. Репина, В'. Перова и др.) и В, Стасова, отстаивавших ин­тересы передовой национально-демократической культуры.

Однако от академизма надо строго отличать ака- демич. систему художеств, воспитания. Лучшие пре­подаватели русской Академии художеств'18—19 вв. (А. Лосенко, М. Мартос, К. Брюллов, П. Чистяков и др.) вооружали художников подлинными знаниями законов искусства, основами художеств, мастерства. Учениками Академии были великие русские худож­ники-реалисты, в т. ч. 11. Репин, В. Суриков, В". Вас­нецов, В. Серов и мп. др. Использование и дальней­шее развитие ценнейшего художественно-педагоги­ческого опыта русской Академии художеств является одной из задач советской художественной школы, решение которой требует одновременной борьбы против «академизма».

Лит.: Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 1, Обзоры, выставки, полемика, М. — д., 1937; его же, Тормозы нового русского искусства, Избр. соч., т. 2, М.— д., 1937; Репин И. К. и Стасов В. В.. Пе­реписка, [т. 1], 1871 —1876, М. — Л., 1948; Р о п и н И. Е., Крамской И. II., Переписка, 1873 — 1885, М. — л., 1949; Крамской И. П.. Письма, т. 1 — 2, Л-. 1937; Г с- р а с и м о в А., Советское изобразительное искусство и за­дачи Академии художеств, «Искусство», 1948, № I.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24