Академии художественные, учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художественные школы. Однако первые А. х., возникшие в Италии в 16 в., были свободными объединениями художников, изучавших искусство античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку, как основополагающей форме искусства. Первой академией в собственном смысле слова была созданная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая известную положительную роль в развитии французского искусства, разработавшая на основе эстетической доктрины классицизма точные правила т. н. «большого стиля» придворного аристократического искусства. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой французской революции 1789, временно упразднившей академию. По образцу парижской в 17—18 вв. создаются А. х. при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768). В 19 в. организуется ряд академий в провинциальных городах Европы, даже некоторые частные студии называются академиями (например, академия Жюлиана в Париже). В это время А. х. становятся тормозом в развитии прогрессивного искусства, крупнейшие реалистические движения 19 в. возникают вне и вопреки им. В настоящее время А. х. в Западной Европе играют незначительную роль в определении направления художественной жизни; некоторые, например в Париже («Ecole des beaux-arts») и Лондоне, стремясь сохранить влияние, допускают в известной мере проникновение новейших художественных течений.
Академия художеств в России была основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как «Академия трёх знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств — правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В 18 в. — начале 19 в. петербургская Академия художеств сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине 19 в. Академия художеств превращается в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Уже в 1-й половине 19 в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своём творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие демократического движения приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Всё же благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.) Академия художеств сохранила своё значение как школа профессионального мастерства. В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена др. учебными заведениями. В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР.
Лит.: Петров П. Н., Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской Академии художеств за 100 лет её существования, ч. 1 — 3, СПБ, 1864 — 66; Кондаков С.Н. (сост.), Юбилейный справочник имп. Академии художеств. 1764 — 1914, ч. 1 — 2, СПБ, [1914]; Зотов А. И., Академия художеств СССР, М., 1960; Montaiglon A. de, Proces verbeaux de l'Academie royale de peinture et de sculpture. 1648-1792, P., 1875; Pevsner N., Academies of art. Past and present, Cambr., 1940.
АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ — высшие учреждения в области изобразительных искусств, объединяющие крупнейших мастеров искусства и одновременно являющиеся высшей художественной школой. В СССР А. х. осуществляют руководство и помощь художественному тпорчоству народов Советского Союза, служащему великой цели построения коммунизма. В странах капитализма А. х. охраняют реакционные устои официозного антинародного искусства и идеалистич. эстетики.
Академия художеств в Росс и и учреждена 17 ноября 1757 как «Академия трёх зпатней- Ш11Х художеств» в Петербурге. В 1764 преобразована в «Российскую императорскую академию художеств».
Предшественниками А. х. и России в деле воспитания художников были: Оружейная палата (16— 17 вв.), рисовальная школа при Петербургской типографии (нач. 18 в.), иногда громко именовавшаяся академией, рисовальный класс и «фигурная палата» (основаны в 1724), затем «Совещание по делам художественным» (основано в 1748) при Академии наук и «Канцелярия от строений» (1730—50-е гг.). Первые проекты организации А. х. возникли по инициативе Истра I. «Академия трёх знатнейших художеств» была учреждена но проекту И. И. Шувалова (1727—97), ставшего её первым президентом. Новообразованная А. х. развивала способности молодых русских художников и смело их выдвигала, в первых же выпусках (1761—63) дав стране блестящих мастеров — архитекторов В. И. Баженова, И. Е.Ста- рова, скульптора Ф. И. Шубина, живописцев А. 11. Лосепко, Ф. С. Рокотова и других выдающихся русских художников. После воцарения Екатерины II Д. х. была преобразована по проекту И. И. Бецкого (1704—95) и был утверждён её устав. Деятельность Бецкого отмечена насаждением казённых методов воспитания. На первое место ставилось «благонравие», а не успехи в художественных науках.
А. х. стала правительственным органом, регулирующим художественную жизнь страны, раздающим государственные заказы и присуждающим звания. При А. х. было создано Воспитательное училище, в к-рое набирали детей пяти-шести лет. В течение пятнадцати лот обучения в А. х. ученики копировали гравюры и картины, затем рисовали с гипсов, обнажённых натурщиков и завершали образование в историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других высших классах, выполняя «программу», т. е. произведение на заданную тему. По окончании А. х. ученики, получившие большую золотую медаль, посылались за границу в качестве пенсионеров. А. х. учила отвлечённым правилам создания героических идеальных образов, классической правильности рисунка и основанному на традиции мастерству. Выше всех жанров ставился исторический (включая мифологические, аллегорические и религиозные сюжеты). Екатерина II и Бецкой стремились оградить учеников от влияния передовых свободолюбивых идей, отдалить от жизни, от народа.Но в Академию проникали через Сумарокова, Княжнина и др. прогрессивные идеи.
Несмотря на официальное придворное положение А. х. и связанные с ним черты выспренности и отвлечённости в творчестве её учеников, передовыми художниками А. х. утверждались, даже в узких рамках классицизма, гражданский пафос, национальная тематика, патриотизм русских людей, интерес к отечественной истории. С А. х. связан расцвет русского классицизма, в художественных формах к-рого выражались патриотические освободительные идеи эпохи. Героизм русского народа, призыв к защите отечества составляют идейную основу лучших произведений А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, Д. И. Иванова, В. К. Шебуева, Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф. П. Толстого и других воспитанников и преподавателей А. х. во 2-й пол. 18 в. — 1-й четверти 19 в. Наивысший творческий подъём деятельности А. х. был вызван событиями Отечественной войны 1812 и ожиданием перемен в «устройстве внутреннего быта России». Некоторые профессора и ученики А. х. входили в оппозиционные общества и тайные кружки (напр. Ф. Толстой был членом об-ва «Зелёная лампа»),
С наступлением николаевской реакции А. х. сохраняет своё значение как школа рисунка и композиции, но утрачивает идейную основу и жизненное содержание академич. классицизма, превратившегося в казённый штамп. Ведущие мастера А. х.— А. Е. Егоров, В. К. Шебуев и Ф. А. Бруни, связанные в первой четверти века с общественным и художественным подъёмом, захватившим А. х., теперь переходит к далёкой от жизни и лишённой национального характера религиозной живописи. Ряд художников-реалистов остаётся вне А. х. (А. Г. Венецианов, С. Ф. Щедрин). Но и сохранившие связь с академическим методом — К. П. Брюллов, в своих портретах и жанровых сценах, А. А. Иванов в своих историч. композициях и эскизах, в пейзажных и фигурных этюдах, — всё дальше отходят от официальной линии А. х. Разночинная демократич. молодёжь, стремившаяся к национальному, народному искусству, служащему высоким идеям, не отрицая значения академич. мастерства, отрицательно отнеслась к идеалистич. эстетике и религиозно- мифологич. тематике придворного искусства, насаждавшегося в А. х., к её культу космополитич. искусства, к безусловному преклонению перед казёнными авторитетами западноевропейского классицизма. В 1863 14 лучших выпускников во главе с И. Н. Крамским демонстративно порвали с официальным направлением А. х. и, отказавшись писать программу на заданную тему («Пир в Валгалле»), оставили Академию (см. Передвижники). С этого времени передовое русское реалистич. искусство 19 в. развивается вне А. х. Профессиональное образование в А. х. получили И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. М. Антокольский и другие мастера, составляющие гордость русского искусства, но их идейная направленность формировалась в общении с членами Артели художников (см.) и старшим поколением передвижников, с И. Н. Крамским и В. В. Стасовым. Деятельность отдельных замечательных педагогов (П. П. Чистяков) и приглашение И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. Е. Маковского, скульпторов Г. Р- Залемана и В, А. Беклемишева, гравёра В. В. Матэ в качестве преподавателей, не могли изменить основного направления А. х., остававшейся официальным органом царского правительства и подчинённой министерству двора. Однако эти педагоги, а также А. И. Куинджи и Д. Н. Кардовский воспитали целую Плеяду реалистов (А. А. Рылов, И. И. Бродский, Г. К. Савицкий, И. Г. Дроздов, Е;. М. Чепцов), сумевших противостоять натиску формалистов-космополитов.
В 1918 старая А. х. была упразднена как часть царского правительственного аппарата. Её заменили Высшие государственные свободные художественные мастерские, преобразованные в 1923 в Ленинградский высший художественно-технический институт. Учитывая значение художественного воспитания и роль изобразительного искусства в деле социа- листич. строительства, ВЦИК и Совнарком РСФСР постановили организовать с 1 янв. 1933 в Ленинграде Всероссийскую академию художеств (в основном в качестве учебного заведения). Новая, советская А. х,, руководимая мастерами реалистич. искусства, ставила задачей воспитание молодых художников в духе социалистич. реализма и здоровых национальных реалистич. традиций и вела успешную борьбу против формализма в искусстве. В 1934—39 директором А. х. был выдающийся советский живописец И. И. Бродский, много сделавший для повышения художественного мастерства и воспитания художников. Из Всероссийской А. х. вышли известные живописцы, скульпторы и графики, лауреаты Сталинских премий В. А. Серов, А. И. Лактионов, А. Ф. Пахомов и др.
5 авг. 1947 Совет Министров СССР принял постановление о преобразовании Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР, придав ей значение высшего в стране научно-художественного центра, и утвердил первый состав членов Академии во главе с президентом А. х., народным художником СССР А. М. Герасимовым и вице- президентами — народным художником РСФСР М. Г. Манизерода и народным художником РСФСР Ф. Ф. Федоровским. А. х. СССР призвана решать важнейшие задачи социалистич. искусства народов Советского Союза.
Академия художеств СССР является высшим научным учреждением, объединяющим наиболее крупных деятелей в области живописи, скульптуры, графики, историков искусства и художественных критиков. Академия осуществляет также подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков) высшей квалификации. Основными задачами А. х. СССР являются: обеспечение неуклонного подъёма и развития советского изобразительного искусства во всех его формах на базе последовательного осуществления принципов социалистич. реализма и дальнейшего развития лучших прогрессивных традиций русской реалистич. школы и искусства нсех цародов СССР; активное содействие развитию творчества советских художников,обобщение творческой практики советского изобразительного искусства — живописи, скульптуры, графики, народного и прикладного искусства; разработка вопросов теории, истории искусства и художественной критики на основе марксистско-ленинской методологии; широкая пропаганда советского изобразительного искусства и его достижений и повышение роли искусства в деле коммунистич. воспитания грудящихся; борьба с формализмом, натурализмом и другими проявлениями современного буржуазного упадочного искусства, с безидейностью и аполитичностью в творчестве, с лженаучными идеалистич. теориями в области эстетики; подготовка и воспитание художников (живописцев, скульпторов, графиков) высшей квалификации и научных работников в области изобразительного искусства, а также всемерное содействие повышению творческой квалификации молодых советских художникои; разработка вопросов технологии, различных способов выполнения художественных произведений: мозаика, фреска, масляная живопись, акварель, обработка камня, литье, полиграфич. воспроизведение и т. д., а также технологии художествзнных материалов.
В составе А. х. СССР — Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, высшие художественные учебные заведения: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде и Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Кроме того, в составе Академии имеются творческие мастерские, издательство, средняя художественная школа, Паучио-исслодовательский музей и Научная библиотека.
А. х. з а рубежом. Первые А. х. в Зап. Европе возникли и Италии в 16 в. («Академия рисунка» по Флоренции, 156.'!; «Академия св. Луки» в Риме, 1577) как свободные объединения художников, изучавших искусство древности и мастерство рисунка. В 1585 живописцы братья Карраччо основали в Болонье «Академию вступивших иа верный путь» — школу рисунка и живописи, сыгравшую значительную роль в дальнейшей судьбе западноевроп. искусства. Художественная система Болонской академии исходила из наследия Высокого Возрождения, но не из реалистических, а из идеально-отплечёнпых его сторон. Идеалы искусства считались уже достигнутыми, и задача художника сводилась к изучению образцов прошлого искусства. Поэтому Академия стала рассадником идеалистич. представлений об искусстве и далёких от жизни народных масс художественных форм. Во Франции, в Париже, в 1648 была создана «Королевская академия живописи и скульптуры», официозное учреждение, осуществляющее регламентацию и контроль над искусством в соответствии с требованиями абсолютной монархии. Под руководством Ш. Лебреиа (директор с 1668) «Королевская академия», сыгравшая известную положительную роль в развитии франц. искусства, разработала зстетич. доктрину и точные правила «величественного стиля» придворного аристократич. искусства. По этим правилам обучение велосьвплотьдо французской бурж. революции 1789, временно упразднившей Академию. По образцу Парижской академии в 17—18 вв. создаются А. х. при дворах различных стран Европы (в Вене в 1692, в Берлине в 1696, Академия Сан-Фернандо в Мадриде в 1753, Королевская академия художеств в Лондоне в 1768 и др.). В 19 в. на Западе понятие «академии» мельчает: создаётся ряд «академий» в провинциальных городах Европы и даже некоторые частные студии присваивают себе название академий (напр. академия Жюльена в Париже).
Роль западноевропейских А. х., пропагандирующих вневременные и вненациональные формы искусства и оторванное от жизни, от передовых идей современности слеп е подражание старым образцам, была тормозящей, реакционной. Крупнейшие реалистические движения возникали вне А. х. и вопреки им. В 19 в. во Франции н других странах Зап. Европы художники-реалисты, создающие национальное домок ратич. искусство, вынуждены были вести борьбу против А. х., ставших носителями воинствующей идеологии реакционного дворянства и буржуазии и оплотом их салонного и казённого искусства. См. также Академизм.
Лит.: К о н д а к о в С. II. (сост.). Юбилейный справочник ими. Академии художеств, 1764—1914, ч. 1—2, СПБ, [1914]; П с т р о и П. Н., Сборник материалов для истории ими. С.-Петербургской Академии художеств за 100 лет сб существования, ч. 1—3, СПБ, 1864—06; Русская академическая художественная школа в 18 веке, М.— л., 1934; К о в а л е и с к а я П., Истории Академии художеств п её роль в развитии русской художественной культуры, «Искусство», 1940, № 1; Савинов А., Академия художеств, М.— Л., 1948; Преобразование Академии (1891 —1900 гг.), в кн.: Сахарова Е. В., Василий Дмитриевич Поленов. Письма, дневники, воспоминания, М.— л., 1948; Герасимов А., Советское изобразительное искусство и задачи Академии художеств, «Искусство». 1948, JY- 1; В а 1 d i n и с с i F., Nottzie de'professori del ijisegno da Cimahue In qua, 21 vis. Firenze, 1767—1774 (Indice, 1813); Montaiglon A. de, ProciSs verbaux de l'AcadCmle royale de pelnture et de sculpture. 1648— 1792, P., 1875 .