Центральный Дом Знаний - Академии художественные

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Академии художественные

Академии художественные, учреждения (чаще всего государственные), являющиеся научно-творческими центрами по вопросам пластических искусств, а также высшие (иногда частные) художественные школы. Однако первые А. х., возникшие в Италии в 16 в., были свободными объединениями художников, изучавших искусство античности, приёмы великих мастеров Возрождения и уделявших большое внимание рисунку, как основополагающей форме искусства. Первой академией в собственном смысле слова была созданная в Париже в 1648 Королевская академия живописи и скульптуры, сыгравшая известную положительную роль в развитии французского искусства, разработавшая на основе эстетической доктрины классицизма точные правила т. н. «большого стиля» придворного аристократического искусства. По этим правилам обучение велось вплоть до Великой французской революции 1789, временно упразднившей академию. По образцу парижской в 17—18 вв. создаются А. х. при дворах многих европейских государств (в Вене в 1692, в Берлине в 1694, в Лондоне в 1768). В 19 в. организуется ряд академий в провинциальных городах Европы, даже некоторые частные студии называются академиями (например, академия Жюлиана в Париже). В это время А. х. становятся тормозом в развитии прогрессивного искусства, крупнейшие реалистические движения 19 в. возникают вне и вопреки им. В настоящее время А. х. в Западной Европе играют незначительную роль в определении направления художественной жизни; некоторые, например в Париже («Ecole des beaux-arts») и Лондоне, стремясь сохранить влияние, допускают в известной мере проникновение новейших художественных течений.

  Академия художеств в России была основана в 1757 в Петербурге по проекту И. И. Шувалова как «Академия трёх знатнейших художеств» (живописи, скульптуры, архитектуры). В 1764 была преобразована в Императорскую Академию художеств — правительственное учреждение, регламентирующее художественную жизнь, распределяющее заказы и присуждающее звания. В 18 в. — начале 19 в. петербургская Академия художеств сыграла прогрессивную роль в воспитании национальных художественных кадров, стала центром художественной жизни России, способствовала распространению принципов классицизма. К середине 19 в. Академия художеств превращается в консервативное учреждение, насаждавшее казённое, отвлечённое от жизни искусство, противостоявшее развитию реализма. Уже в 1-й половине 19 в. русские художники (А. А. Иванов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов и др.) отходят в своём творчестве от официальной линии Академии художеств, а дальнейшее развитие демократического движения приводит в 1863 к публичному разрыву с Академией художеств группы её выпускников (во главе с И. Н. Крамским), объединившихся в Артель художников. Всё же благодаря деятельности ряда крупных педагогов-реалистов (П. П. Чистяков, И. Е. Репин, А. И. Куинджи и др.) Академия художеств сохранила своё значение как школа профессионального мастерства. В 1918 Академия художеств была упразднена декретом СНК и заменена др. учебными заведениями. В 1933 была создана Всероссийская Академия художеств (в Ленинграде), являвшаяся высшим учебным заведением (существовала до 1947). В 1947 в качестве научно-творческого центра художественной жизни страны организована Академия художеств СССР.

    Лит.: Петров П. Н., Сборник материалов для истории имп. С.-Петербургской Академии художеств за 100 лет её существования, ч. 1 — 3, СПБ, 1864 — 66; Кондаков С.Н. (сост.), Юбилейный справочник имп. Академии художеств. 1764 — 1914, ч. 1 — 2, СПБ, [1914]; Зотов А. И., Академия художеств СССР, М., 1960; Montaiglon A. de, Proces verbeaux de l'Academie royale de peinture et de sculpture. 1648-1792, P., 1875; Pevsner N., Academies of art. Past and present, Cambr., 1940.


АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕвысшие учреждения в области изобразительных искусств, объединяющие крупнейших мастеров искусства и одновременно являющиеся высшей художественной школой. В СССР А. х. осуществляют руководство и помощь художественному тпорчоству народов Со­ветского Союза, служащему великой цели построе­ния коммунизма. В странах капитализма А. х. охраняют реакционные устои официозного антина­родного искусства и идеалистич. эстетики.

Академия художеств в Росс и и учреж­дена 17 ноября 1757 как «Академия трёх зпатней- Ш11Х художеств» в Петербурге. В 1764 преобразована в «Российскую императорскую академию художеств».

Предшественниками А. х. и России в деле воспи­тания художников были: Оружейная палата (16— 17 вв.), рисовальная школа при Петербургской ти­пографии (нач. 18 в.), иногда громко именовавшаяся академией, рисовальный класс и «фигурная палата» (основаны в 1724), затем «Совещание по делам худо­жественным» (основано в 1748) при Академии наук и «Канцелярия от строений» (1730—50-е гг.). Первые проекты организации А. х. возникли по инициативе Истра I. «Академия трёх знатнейших художеств» была учреждена но проекту И. И. Шувалова (1727—97), ставшего её первым президентом. Ново­образованная А. х. развивала способности молодых русских художников и смело их выдвигала, в пер­вых же выпусках (1761—63) дав стране блестящих мастеров — архитекторов В. И. Баженова, И. Е.Ста- рова, скульптора Ф. И. Шубина, живописцев А. 11. Лосепко, Ф. С. Рокотова и других выдающихся русских художников. После воцарения Екатерины II Д. х. была преобразована по проекту И. И. Бецкого (1704—95) и был утверждён её устав. Деятельность Бецкого отмечена насаждением казённых методов воспитания. На первое место ставилось «благо­нравие», а не успехи в художественных науках.

А. х. стала правительственным органом, регулирующим художественную жизнь страны, раздающим государственные заказы и присуждающим зва­ния. При А. х. было создано Воспитательное учи­лище, в к-рое набирали детей пяти-шести лет. В течение пятнадцати лот обучения в А. х. ученики копировали гравюры и картины, затем рисовали с гипсов, обнажённых натурщиков и завершали образование в историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном и других высших классах, выполняя «программу», т. е. произведение на заданную тему. По окончании А. х. ученики, получившие большую золотую медаль, посылались за границу в качестве пенсионеров. А. х. учила отвле­чённым правилам создания героических идеаль­ных образов, классической правильности рисунка и основанному на традиции мастерству. Выше всех жанров ставился исторический (включая мифологи­ческие, аллегорические и религиозные сюжеты). Ека­терина II и Бецкой стремились оградить учеников от влияния передовых свободолюбивых идей, отдалить от жизни, от народа.Но в Академию проникали че­рез Сумарокова, Княжнина и др. прогрессивные идеи.

Несмотря на официальное придворное положение А. х. и связанные с ним черты выспренности и от­влечённости в творчестве её учеников, передовыми художниками А. х. утверждались, даже в узких рам­ках классицизма, гражданский пафос, националь­ная тематика, патриотизм русских людей, интерес к отечественной истории. С А. х. связан расцвет русского классицизма, в художественных формах к-рого выражались патриотические освободитель­ные идеи эпохи. Героизм русского народа, призыв к защите отечества составляют идейную основу лучших произведений А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, Д. И. Иванова, В. К. Шебуева, Ф. И. Шубина, М. И. Козловского, И. П. Мартоса, Ф. П. Толстого и других воспитанников и преподавателей А. х. во 2-й пол. 18 в. — 1-й четверти 19 в. Наивысший творческий подъём де­ятельности А. х. был вызван событиями Отечест­венной войны 1812 и ожиданием перемен в «устрой­стве внутреннего быта России». Некоторые про­фессора и ученики А. х. входили в оппозиционные общества и тайные кружки (напр. Ф. Толстой был членом об-ва «Зелёная лампа»),

С наступлением николаевской реакции А. х. со­храняет своё значение как школа рисунка и компо­зиции, но утрачивает идейную основу и жизненное содержание академич. классицизма, превратив­шегося в казённый штамп. Ведущие мастера А. х.— А. Е. Егоров, В. К. Шебуев и Ф. А. Бруни, связан­ные в первой четверти века с общественным и ху­дожественным подъёмом, захватившим А. х., теперь переходит к далёкой от жизни и лишённой националь­ного характера религиозной живописи. Ряд худож­ников-реалистов остаётся вне А. х. (А. Г. Венециа­нов, С. Ф. Щедрин). Но и сохранившие связь с ака­демическим методом — К. П. Брюллов, в своих портретах и жанровых сценах, А. А. Иванов в своих историч. композициях и эскизах, в пейзаж­ных и фигурных этюдах, — всё дальше отходят от официальной линии А. х. Разночинная демократич. молодёжь, стремившаяся к национальному, народ­ному искусству, служащему высоким идеям, не отрицая значения академич. мастерства, отрицатель­но отнеслась к идеалистич. эстетике и религиозно- мифологич. тематике придворного искусства, насаж­давшегося в А. х., к её культу космополитич. искусства, к безусловному преклонению перед казён­ными авторитетами западноевропейского класси­цизма. В 1863 14 лучших выпускников во главе с И. Н. Крамским демонстративно порвали с офи­циальным направлением А. х. и, отказавшись писать программу на заданную тему («Пир в Валгалле»), оставили Академию (см. Передвижники). С этого времени передовое русское реалистич. искусство 19 в. развивается вне А. х. Профессиональное обра­зование в А. х. получили И. Е. Репин, В. И. Сури­ков, В. Д. Поленов, И. И. Шишкин, В. М. Васне­цов, В. А. Серов, М. М. Антокольский и другие мастера, составляющие гордость русского искусства, но их идейная направленность формировалась в об­щении с членами Артели художников (см.) и стар­шим поколением передвижников, с И. Н. Крамским и В. В. Стасовым. Деятельность отдельных заме­чательных педагогов (П. П. Чистяков) и пригла­шение И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. Е. Маков­ского, скульпторов Г. Р- Залемана и В, А. Бек­лемишева, гравёра В. В. Матэ в качестве препода­вателей, не могли изменить основного направления А. х., остававшейся официальным органом царского правительства и подчинённой министерству двора. Однако эти педагоги, а также А. И. Куинджи и Д. Н. Кардовский воспитали целую Плеяду реа­листов (А. А. Рылов, И. И. Бродский, Г. К. Са­вицкий, И. Г. Дроздов, Е;. М. Чепцов), сумевших противостоять натиску формалистов-космополитов.

В 1918 старая А. х. была упразднена как часть царского правительственного аппарата. Её замени­ли Высшие государственные свободные художествен­ные мастерские, преобразованные в 1923 в Ленин­градский высший художественно-технический инсти­тут. Учитывая значение художественного воспитания и роль изобразительного искусства в деле социа- листич. строительства, ВЦИК и Совнарком РСФСР постановили организовать с 1 янв. 1933 в Ленинграде Всероссийскую академию художеств (в основном в качестве учебного заведения). Новая, советская А. х,, руководимая мастерами реалистич. искусства, ставила задачей воспитание молодых художников в духе социалистич. реализма и здоровых нацио­нальных реалистич. традиций и вела успешную борьбу против формализма в искусстве. В 1934—39 директором А. х. был выдающийся советский живо­писец И. И. Бродский, много сделавший для по­вышения художественного мастерства и воспитания художников. Из Всероссийской А. х. вышли изве­стные живописцы, скульпторы и графики, лауреаты Сталинских премий В. А. Серов, А. И. Лактионов, А. Ф. Пахомов и др.

5 авг. 1947 Совет Министров СССР принял поста­новление о преобразовании Всероссийской академии художеств в Академию художеств СССР, придав ей значение высшего в стране научно-художествен­ного центра, и утвердил первый состав членов Академии во главе с президентом А. х., народным художником СССР А. М. Герасимовым и вице- президентами — народным художником РСФСР М. Г. Манизерода и народным художником РСФСР Ф. Ф. Федоровским. А. х. СССР призвана решать важнейшие задачи социалистич. искусства народов Советского Союза.

Академия художеств СССР является выс­шим научным учреждением, объединяющим наиболее крупных деятелей в области живописи, скульптуры, графики, историков искусства и художественных критиков. Академия осуществляет также подготовку художников (живописцев, скульпторов, графиков) высшей квалификации. Основными задачами А. х. СССР являются: обеспечение неуклонного подъёма и развития советского изобразительного искусства во всех его формах на базе последовательного осуществ­ления принципов социалистич. реализма и дальней­шего развития лучших прогрессивных традиций рус­ской реалистич. школы и искусства нсех цародов СССР; активное содействие развитию творчества со­ветских художников,обобщение творческой практики советского изобразительного искусства — живописи, скульптуры, графики, народного и прикладного искусства; разработка вопросов теории, истории ис­кусства и художественной критики на основе марк­систско-ленинской методологии; широкая пропаган­да советского изобразительного искусства и его до­стижений и повышение роли искусства в деле коммунистич. воспитания грудящихся; борьба с фор­мализмом, натурализмом и другими проявлениями современного буржуазного упадочного искусства, с безидейностью и аполитичностью в творчестве, с лже­научными идеалистич. теориями в области эстетики; подготовка и воспитание художников (живописцев, скульпторов, графиков) высшей квалификации и научных работников в области изобразительного искусства, а также всемерное содействие повышению творческой квалификации молодых советских художникои; разработка вопросов технологии, различных способов выполнения художественных произведений: мозаика, фреска, масляная живопись, акварель, обработка камня, литье, полиграфич. воспроизве­дение и т. д., а также технологии художествзнных материалов.

В составе А. х. СССР — Научно-исследователь­ский институт теории и истории изобразительных искусств, высшие художественные учебные заведе­ния: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде и Московский госу­дарственный художественный институт им. В. И. Су­рикова. Кроме того, в составе Академии имеются творческие мастерские, издательство, средняя худо­жественная школа, Паучио-исслодовательский музей и Научная библиотека.

А. х. з а рубежом. Первые А. х. в Зап. Ев­ропе возникли и Италии в 16 в. («Академия рисунка» по Флоренции, 156.'!; «Академия св. Луки» в Риме, 1577) как свободные объединения художников, изу­чавших искусство древности и мастерство рисунка. В 1585 живописцы братья Карраччо основали в Бо­лонье «Академию вступивших иа верный путь» — школу рисунка и живописи, сыгравшую значитель­ную роль в дальнейшей судьбе западноевроп. искус­ства. Художественная система Болонской академии исходила из наследия Высокого Возрождения, но не из реалистических, а из идеально-отплечёнпых его сторон. Идеалы  искусства считались уже дости­гнутыми, и задача художника сводилась к изучению образцов прошлого искусства. Поэтому Академия стала рассадником идеалистич. представлений об ис­кусстве и далёких от жизни народных масс худо­жественных форм. Во Франции, в Париже, в 1648 была создана «Королевская академия живописи и скульптуры», официозное учреждение, осуществляющее регламентацию и кон­троль над искусством в соответствии с требованиями абсолютной монархии. Под руководством Ш. Лебреиа (директор с 1668) «Королевская академия», сыг­равшая известную положительную роль в развитии франц. искусства, разработала зстетич. доктрину и точные правила «величественного стиля» придвор­ного аристократич. искусства. По этим правилам обу­чение велосьвплотьдо французской бурж. революции 1789, временно упразднившей Академию. По образцу Парижской академии в 17—18 вв. создаются А. х. при дворах различных стран Европы (в Вене в 1692, в Берлине в 1696, Академия Сан-Фернандо в Мад­риде в 1753, Королевская академия художеств в Лондоне в 1768 и др.). В 19 в. на Западе понятие «академии» мельчает: создаётся ряд «академий» в провинциальных городах Европы и даже некоторые частные студии присваивают себе название ака­демий (напр. академия Жюльена в Париже).

Роль западноевропейских А. х., пропагандирующих вневременные и вненациональные формы искус­ства и оторванное от жизни, от передовых идей совре­менности слеп е подражание старым образцам, была тормозящей, реакционной. Крупнейшие реалистиче­ские движения возникали вне А. х. и вопреки им. В 19 в. во Франции н других странах Зап. Европы художники-реалисты, создающие национальное до­мок ратич. искусство, вынуждены были вести борьбу против А. х., ставших носителями воинствующей идеологии реакционного дворянства и буржуазии и оплотом их салонного и казённого искусства. См. также Академизм.


Лит.: К о н д а к о в С. II. (сост.). Юбилейный справоч­ник ими. Академии художеств, 1764—1914, ч. 1—2, СПБ, [1914]; П с т р о и П. Н., Сборник материалов для исто­рии ими. С.-Петербургской Академии художеств за 100 лет сб существования, ч. 13, СПБ, 1864—06; Русская ака­демическая художественная школа в 18 веке, М.— л., 1934; К о в а л е и с к а я П., Истории Академии худо­жеств п её роль в развитии русской художественной культуры, «Искусство», 1940, № 1; Савинов А., Ака­демия художеств, М.— Л., 1948; Преобразование Академии (1891 —1900 гг.), в кн.: Сахарова Е. В., Василий Дмитри­евич Поленов. Письма, дневники, воспоминания, М.— л., 1948; Герасимов А., Советское изобразительное искусство и задачи Академии художеств, «Искусство». 1948, JY- 1; В а 1 d i n и с с i F., Nottzie de'professori del ijisegno da Cimahue In qua, 21 vis. Firenze, 1767—1774 (Indice, 1813); Montaiglon A. de, ProciSs verbaux de l'AcadCmle royale de pelnture et de sculpture. 1648— 1792, P., 1875 .

Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24