Аксаков Константин Сергеевич [29.3 (10.4).1817, с. Ново-Аксаково Оренбургской губернии, — 7(19).12.1860, остров Закинф, Греция], русский публицист, историк, филолог, поэт. Сын С. Т. Аксакова. Окончил словесный факультет Московского университета (1835), участвовал в кружке Н. В. Станкевича. В 40—50-е гг. стал одним из идеологов славянофильства. Свои взгляды на историю России А. выражал в исторических статьях, в стихах и драмах. По мнению А., главная особенность России, в известной мере присущая всем славянским народам, состояла в общинном строе, в гармоничном сосуществовании 2 движущих сил истории — народа («земли») и государства («власти»); органическое развитие России было нарушено реформами Петра I, произвольно повернувшими Русь к западноевропейским порядкам, государство стало закрепощать народ, а дворянство и интеллигенция оторвались от национальных народных начал. А. выступал за отмену крепостного права и либеральные преобразования. Требование А. изучать жизнь народа, его культуру и быт имело положительное значение, но его понимание народа не выходило за пределы консервативной романтической философии славянофильства.
Поэзия А. и его пьесы проникнуты романтически-славянофильским духом, антикрепостническими мотивами, критикой деспотизма, призывами к сближению интеллигенции с народом. Однако как литературный критик А. выступал против В. Г. Белинского и критического направления в русской литературе. Филологические труды А. выявляли национальные особенности грамматического строя русского языка и содержали оригинальное понимание многих категорий русской грамматики.
Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—3, М., 1861—80; Соч. Ред. и прим. Е. А. Ляцкого, т. 1, П., 1915.
Лит.: Белинский В. Г., Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души», Полн. собр. соч., т. 6, М., 1955; Венгеров С. А., Передовой боец славянофильства, Собр. соч., т. 3, СПБ, 1912; Сладкевич Н. Г., Славянофильская критика 40—50-х гг., в кн.: История русской критики, т. 1, М. — Л., 1958; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.
АКСАКОВ, Константин Сергеевич (1817—60)— русский литератор, видный представитель славянофилов. Сын писателя С. Т. Аксакова. Окончил Московский университет, примыкал к кружку Станкевича. Его ранняя работа «Несколько слов о поэме Гоголя „Похождения Чичикова или мёртвые души"» (1842), написанная в славянофильском духе, была подвергнута резкой критике В. Г. Белинским. Под влиянием А. С. Хомякова А. примкнул к славянофильскому движению. Исходя из ложного идеалистич. убеждения, будто религиозный и нравственный факторы определяют ход историч. процесса, и признавая истинной религией православную, А. доказывал, что лишь на основе православия могли сложиться истинные формы общественной и политич. жизни. На этих религиозно-идеалистич. взглядах основаны работы А. по русской истории и филологии, служившие обоснованием славянофильства. Особенности русского историч. процесса А. видел в общинном землевладении, в отсутствии якобы классовой борьбы и классовых антагонизмов в допетровской Руси, в глубокой религиозности. А. резко осуждал деятельность Петра I и послепетровское развитие России как нарушение нормальных устоев русской жизни. Будучи сторонником реформы, А. представил царю свой проект отмены крепостного права, однако с сохранением привилегий помещиков. По мнению А., в России всегда действовал неписаный закон естественного разграничения функций и отношениймежду государством и народом («землёй»): «сила власти — царю, сила мнения — народу»; лучшим выражением этого взгляда были, по А., старые земские соборы. Мысль о желательности возрождения этого института А. высказал в записке «О внутреннем состоянии России», поданной А. в 1855 Александру II. Исходя из интересов той части помещиков, к-рая признавала необходимость отказа от крепостного права, но боялась революционного движения освобождённых от крепостного нрава народных масс, А. пытался совместить сильную самодержавную власть с нек-рой свободой «внутренней жизни» страны. Отстранить при помощи крестьянской общины «язву пролетариатства» и путём реформ не допустить революции в России — таковы реакционные идеалы А., отразившие классовые интересы помещиков. Во время Крымской войны А. написал записку о восточном вопросе, где формулировал панславистскую программу, позже пропагандировавшуюся его братом Иваном Сергеевичем.
В истории русского языкознания имели значение филология, работы А.: «Опыт русской грамматики» (1860), «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1846). В литературно-критических статьях А. провозглашал необходимость служения искусства общественным интересам («Обозрение современной литературы», 1857, и др.). Стихотворное и драматургич. наследие А. («Освобождение Москвы в 1612 году», 1848, и др.) представляет теперь только историко-литературный интерес.
Соч. А.: Полное собрание сочинений под ред. И. С. Аксакова, т. 1 — 3, М., 1861 — 1880 (т. 1, 2 изд., М., 1889).
Лит.; Дмитриев С, Славянофилы и славянофильство (Из истории русской общественной мысли середины 19 пека), «Историк-марксист», 1941, JV» 1; Р ы с к и н Е. И., Библиографические указатели русской литературы 19 века, М., 1949.
Аксаков Константин Сергеевич (29 марта (10 апреля) 1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии — 7 (19) декабря1860, о. Занте, Греция), рус. публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.
В селе Аксакове провёл первые девять лет своей жизни. В 1826 году подростком его отвозят в Москву. В 1832 году пятнадцатилетний А. был уже студентом словесного отделения (факультета) Московского университета. Профессорами на нём были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырёв, только что вернувшийся из-за границы. Словесность преподавал профессор П.В.Победоносцев, отец будущего обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева.
Кружок товарищей А. состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, И. Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассека, Белинского. В середине 1830-х годов к ним добавились Грановский, Боткин, Тургенев, Катков.
В 1837 году, в связи с отъездом Станкевича за границу распался его кружок и А. примкнул к иному кружку — славянофилов:А. С. Хомяков, Киреевский, Ю. Ф. Самарин. В 1838 году А. отправился в Берлин. Здесь Константин влюбился в цветочницу, однако чувства не были взаимными и он на всю жизнь остался холостяком.
В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину А. много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьей А. о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма«Освобожденная Москва».
В 1857 году А. редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках. Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобожденная Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящен «Опыту русской грамматики».
Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка унесла его жизнь на острове Занте греческого архипелага 7 декабря 1860 г.
В работе О внутреннем состоянии России (1855) А. утверждает, что русские - это "негосударственный народ", т.е. не ищущий участия в управлении, а потому чуждый революционного и конституционного начала. Основу быта русского народа еще до принятия христианства составляли общины. Государственный элемент появился позже как результат чуждого влияния. А. решительно противопоставляет государственное (государево) общественному (земскому), под последним понимая духовно-нравственную деятельность, тогда какгосударство "по преимуществу дело военное", смысл которого в "защите и охранении жизни народа". Русское государство по сути есть монархия, ибо строжайшая дисциплина и единоначалие в военном деле уравновешиваются независимостью совести и мысли в деле общественном. Однако эта гармония государства и земли была нарушена Петром I, при котором правительство обособилось от народа. Государство начало вмешиваться в дела земли, из служителя народа оно превратилось в идол, требующий беспрекословного подчинения во всем. Так в России появились "внутренние язвы": раскол, крепостное состояние и взяточничество.
В работе О русском воззрении (1856) он различает человеческое и национальное, провозглашая свою приверженность идеям славянофилов. "Деятельность народа, - пишет А., - как деятельность человека, должна быть самостоятельна". Здесь он решительно критикует попытки отождествления европейского с общечеловеческим, которая выражается в моде в одежде, языке и литературе. Суть этой моды в рабском заимствовании.