Актинометрия, раздел геофизики, в котором изучаются перенос и превращения излучения в атмосфере, гидросфере и на поверхности Земли; в узком смысле слова А. — совокупность методов измерений радиации Земли в метеорологии. Источником энергии процессов, происходящих на Земле и в атмосфере, является Солнце. При прохождении коротковолновой радиации Солнца (электромагнитное излучение в области длин волн 0,3—3 мкм) через атмосферу Земли, в верхних слоях происходят химические реакции, ионизация, диссоциация молекул; поглощение радиации, главным образом озоном, водяным паром и земной поверхностью приводит к нагреванию атмосферы. С другой стороны, Земля, как всякое нагретое тело, излучает энергию в мировое пространство. Приход-расход энергии излучения атмосферы и подстилающей поверхности является конечной причиной появления различных климатических зон на Земле и смены погоды. В связи с этим основной задачей А. является количественное и качественное исследование прямой, рассеянной и отражённой солнечной радиации, длинноволновой радиации земной поверхности и атмосферы, радиационного баланса атмосферы, разработка приборов и методов измерений превращений лучистой энергии в атмосфере, гидросфере и на земной поверхности. А. тесно связана с атмосферной оптикой и спектроскопией, имеет много общего с гелиофизикой, физикой высоких слоев атмосферы и физикой приземного слоя. Результаты экспериментальных и теоретических работ по А. применяют в климатологии, сельском хозяйстве и промышленности, в медицине, архитектуре, транспорте, в аэрологии и метеорологии.
Развитие А. началось ещё в 17 в. Первые измерения солнечного тепла (в некоторых относительных единицах) были произведены английским учёным Э. Галлеем в 1693. В 1896 русский учёный Р. Н. Савельев впервые провёл измерения прямой солнечной радиации с воздушного шара, положив этим начало актинометрическим исследованиям в свободной атмосфере. Однако лишь после создания пиргелиометра (1887) и пиргеометра (1905) шведским учёным К. Ангстремом и биметаллического актинометра (1905) русским физиком В. А. Михельсоном исследования солнечной и земной радиации приобрели строго количественный характер.
История нового периода А. в России тесно связана с именем С. И. Савинова и Павловской обсерваторией. В СССР в 1925 при Главной Геофизической обсерватории (ГГО) была создана постоянная актинометрическая комиссия под руководством которой началось расширение сети актинометрических станций. ГГО — одна из старейших обсерваторий мира, практически руководит в СССР всеми работами в области актинометрических измерений на поверхности Земли и климатологических исследований теплового баланса. Впервые в СССР в 1948 в ГГО начались радиационные измерения с самолёта. Обширные исследования в области А. проводились в Центральной Аэрологической обсерватории и Ленинградском государственном университете.
С 1954 в ФРГ, США, СССР и в Японии начались исследования свободной атмосферы при помощи актинометрических радиозондов (АРЗ) — приборов, поднимаемых на одной-двух небольших оболочках до 30—35 км и дающих распределение по высоте нисходящих и восходящих потоков длинноволновой радиации и эффективного излучения с достаточной для решения многих задач геофизики точностью. С 1963 впервые в мире в СССР начала работать сеть актинометрического радиозондирования, проводящая регулярные выпуски АРЗ. Кроме того, актинометрические исследования свободной атмосферы при помощи АРЗ проводят с кораблей погоды и в Антарктиде.
Теоретические работы в А. охватывают широкий круг задач, в особенности вопрос о связи радиации с температурой атмосферы, облачностью, изменениями погоды и климата. Ведущее место среди исследований связи радиации с облачностью занимают работы Физики атмосферы института АН СССР, а по теории климата — ГГО и Гидрометеорологического научно-исследовательского центра СССР.
Особенно большие возможности получила А. в связи с запуском искусственных спутников Земли (ИСЗ). По измерениям радиации в области 8—12 мкм, где атмосфера слабо влияет на излучение земной поверхности, определяют радиационную температуру этой поверхности, что позволяет устанавливать во многих случаях наличие или отсутствие облачности; измерения уходящей коротковолновой (отражённой) и длинноволновой радиации дают баланс системы Земля — атмосфера, который играет большую роль при климатологических исследованиях. Возможности спектральных радиационных исследований с ИСЗ вызвали постановку так называемых обратных задач А., в которых по результатам измерений энергий излучения делается попытка найти температурный профиль атмосферы и распределение её основных поглощающих компонентов (водяного пара, углекислого газа, озона) по высоте. Эти задачи поставили новые проблемы в математике, спектроскопии, технике актинометрического приборостроения и теории переноса лучистой энергии, что явилось новым толчком для развития А.
Большую роль в развитии А. играет объединение усилий ряда стран при проведении исследований по международным программам в периоды Международного года спокойного Солнца, Международного года геофизического сотрудничества, Международного геофизического года и т. д. Основные материалы по А. публикуются в журналах по физике атмосферы, аэрологии и метеорологии, в трудах научно-исследовательских организаций.
Лит.: Кондратьев К. Я., Актинометрия, Л., 1965; Хргиан А. Х., Очерки развития метеорологии, т. 1, 2 изд., Л., 1959; Янишевский Ю. Д., Актинометрические приборы и методы наблюдений, Л., 1957; Главная геофизическая обсерватория им. А. И. Воейкова за 50 лет Советской власти, Л., 1967; Кондратьев К. Я., Борисенко Е. П., Морозкин А. А., Практическое использование данных метеорологических спутников, Л., 1966.
АКТИНОМЕТРИЯ — раздел метеорологии, изучающий лучистую энергию в условиях атмосферы.
Так как основным источником энергии процессов, происходящих на Земле и в атмосфере, является Солнце, то главную задачу А. составляет количественное и качественное исследование прямой солнечной радиации, непосредственно доходящей до поверхности Земли, а также радиации, рассеянной молекулами атмосферного воздуха и различными твёрдыми и жидкими примесями в воздухе (рассеянная или диффузная радиация). Кроме того, А. изучает собственное длинноволновое излучение земной поверхности и атмосферы (см. Земное излучение). А. также изучает процессы ослабления радиации в атмосфере и'географическое распределение баланса лучистой энергии. Наконец, одной из важнейших задач А. является разработка новых конструкций измерительных приборов для всех указанных видов радиаций.
Начало актинометрич. измерениям было положено в 1838 Пулье (Франция). Современная научная А. берёт начало от работ русского физика О. Д. Хволъсона, сконструировавшего в 1890 совершенный по тому времени актинометр в Магнитно-метео-рологйч. обсерватории в Павловске, под Петербургом. В дальнейшем история русской и советской А. была тесно связана с Павловской обсерваторией, являвшейся до последнего времени ведущим научным учреждением в этой области не только в СССР, но и во всём мире.
Развитие А. в основном шло в направлении:
1) конструирования актинометров (относительных приборов для измерения прямой солнечной радиации) и пиргелиометров (абсолютных приборов для той же цели), приборов для измерения других видов радиации (рассеянной, эффективного излучения земной поверхности), альбедо и пр., а также самопишущих приборов с автоматич. регистрацией;
2) организации сети актинометрич. станций, ведущих наблюдения однотипными приборами и по определённой программе, и 3) климатология, интерпретации полученных материалов. Рассмотрение развития А. в' указанных направлениях позволяет наиболее полно вскрыть сё содержание.
После актинометра О. Д. Хвольсона в 1896 К. Ангстрем (Швеция) построил на термоэлектрич. принципе компенсационный пиргелиометр, показания к-рого, па основании закона Джоуля-Ленца, можно переводить в калории (за единицу времени на единицу площади), принятые за меру интенсивности радиации. Прибор Ангстрема в настоящее время применяется в качестве стандартного в СССР и Зап. Европе. В США в качестве стандартного принят водоструйный пиргелиометр Смитсониапского ин-та (1912). В 1905 русский физик В. А. Михельсон сконструировал биметаллический актинометр, являющийся до сих пор непревзойдённым образцом простого и точного прибора и распространённый во всех странах мира. Актинометр Михельсона, построенный на принципе изгиба биметаллической пластинки под действием солнечных лучей, нуждается в градуировке по пиргелиометру. Имеется ряд других конструкций актинометров. В 1912 русский геофизик С. И. Савинов в Павловской обсерватории сконструировал первый удачный самопишущий прибор актинограф, дающий возможность непрерывно регистрировать изменения интенсивности радиации.
С 1919 появляются приборы для измерения интенсивности рассеянной радиации — пиранометры (Ангстрем 1919, С. И. Савинов 1922). Наиболее удачным из них является пиранометр Ю. Д. Яни-шевского (Павловская обсерватория). Однако общепризнанного стандартного пиранометра до сих пор не существует.
С 20-х гг. были также начаты работы по конструированию пиргеометров — приборов для измерения интенсивности т. н. эффективного или ночного излучения, представляющего собой разность собственного излучения земной поверхности и встречного излучения атмосферы. В 1933 М. А. Аганиным (Одесса) был сконструирован эфирный конденсационный п и р г е ог р а ф, позволяющий определять сумму потерянного за ночь тепла. В 20-х гг., с распространением фотоэлементов, возникла идея их использования для измерений интенсивности различных спектральных участков радиации (видимого, сине-фиолетового, ультрафиолетового). Однако фотоэлементы неудобны для применения в естественных (нелабораторных) условиях, и показания отдельных экземпляров'их мало сравнимы. Более надёжными, хотя и достаточно грубыми, являются измерения спектральной интенсивности при помощи актинометров со светофильтрами. Абсолютно точные данные этого рода даёт спектроболограф, но он требует особой тщательности измерений и не применим в повседневной практике.
Вследствие того, что интенсивность и спектральный состав солнечной радиации и баланс лучистой энергии изменяются в зависимости от географических условий (поскольку ими определяются высота солнца, долгота дня, климат и др.), необходима организация сети актинометрич. станций, аналогичной сети метеорологич. станций обычного типа. Создателем советской актинометрия, сети явился проф. И. Н. Калитин.
В связи с возросшей потребностью в актинометрич. данных для нужд с. х-ва, курортов, строительства жилых и заводских помещений, транспорта и авиации возникла необходимость в общем научном руководстве работой сети станций. С этой целью в 1925 при Главной геофизической обсерватории была создана Постоянная актинометрическая комиссия, возглавленная Н. Н. Калитиным. Возрос также объём актинометрич. работ в Павловской обсерватории, вследствие чего в 1924 было организовано актинометрич. отделение, преобразованное затем (в 1930) в Институт актинометрии и атмосферной оптики. Организация работы и руководства сетью, актинометрич. станций в СССР была признана образцовой в международном масштабе. В настоящее время в СССР имеется значительное число станций, ведущих систематические актинометрич. наблюдения по одвотшшымпрограммам. Материал паблюденийс 1925 до начала Великой Отечественной войны публиковался в бюллетенях Постоянной актинометрич. комиссии; он даёт большие возможности для изучения радиационного климата СССР и для решения ряда теоретич. вопросов А.
Ценный материал получен рядом актинометрич. экспедиций Главной геофизической обсерватории и Академии наук СССР на Эльбрус, в Среднюю Азию, во время актинометрических наблюдений па судах в Северном Ледовитом океане, в тропических морях и при кругосветных плаваниях (В. А. Берёзкин, В. С. Самойленко и др.). а также рядом специальных актинометрических экспедиций для наблюдения солнечных затмений (1927—П. И. Калитин; 1936— В. А. Берёзкин, М. В. Былов, 10. Д. Янпшевский, А. Н. Гордов).
Тяжёлый удар советской А. был нанесён немецко-фашистскими захватчиками, разрушившими при отступлении Павловский институт. В настоящее время актинометрические наблюдения в СССР возобновились па расширенной базе; создаётся и новый актинометрический центр. Среди зарубежных стран большую сеть актинометрич. станций имеют США. В Зап. Европе актинометрич. наблюдения и исследования проводятся преимущественно в крупных метеорология, обсерваториях, равнинных и высокогорных.
Обширный материал, получаемый актинометрич. станциями и экспедициями, подвергается тщательной и глубокой обработке. Статистическая обработка результатов актинометрич. наблюдений позволяет установить такие характеристики радиационного климата места наблюдений, как максимальные и минимальные величины интенсивности отдельных видов радиаций, суточный и годовой ход интенсивности, а также суточные, сезонные н годовые суммы тепла радиации и потери тепла излучением. Эти данные о радиационном климате представляют большую ценность при разрешении многих вопросов с.-х. планирования, поскольку радиационные условия определяют длину вегетационного периода и особенности его протекания. Изучение баланса лучистой энергии приобретает особое значение для государственных мероприятий по борьбе с засухой в ряде районов СССР. Соотношение между прямой и рассеянной радиацией и спектральный состав радиации, т. е. распределение энергии по участкам спектра с различной длиной волн, представляют большой интерес для курортологии. При проектировании и строительстве городов и отдельных сооружений особое значение приобретает так называемый световой к л п м а т, т. е. данные о количестве и интенсивности энергии видимой части спектра и их вариациях в зависимости от времени года и условий погоды.
Актиномотрнч. наблюдения используются также для теоретических исследований. Одной из важных проблем этого рода является определение солнечной постоянной (см.), т. е. интенсивности солнечной радиации па границе земной атмосферы. В этой области А. тесно соприкасается с астрофизикой (см.) и с физикой Солнца (гелиофизикой). Величина солнечной постоянной вычисляется на основании точных спектроболомотрических измерений интенсивности радиации в различных участках солнечного спектра при различных высотах Солнца. Вследствие трудности спектроболометрических измерений предложен ряд косвенных методов для определения солнечной постоянной из наблюдений над суммарным потоком прямой радиации (Н. П. Калитин, 1919), из наблюдений со светофильтрами (В. Г. Фесепков, 1931) или из определений прозрачности атмосферы для различных длин воли, по яркости неба около Солнца с помощью пиранометра и т. д. В СССР определения Н. Н. Калитина и В. Г. Фесенкова дали результаты, близкие к результатам спектроболометрич. измерений.
Знание солнечной постоянной позволяет систематически изучать прозрачность земной атмосферы для радиации. Атмосфера является мутной средой для проходящего солнечного луча и обладает избирательным (в зависимости от длины волны) поглощением и рассеянием. Прозрачность атмосферы для радиации является величиной переменной, зависящей от времени года, погоды и географич. условий; поэтому для изучения влияния атмосферы на радиацию (оптических свойств атмосферы) требуются систематич. сетевые наблюдения. В СССР изучением оптич. свойств атмосферы занимались И. П. Калитин, И. И. Тихапопский, В. Г. Каетров, В. Г. Фесепков, И. А. Хвостиков, В. В. Шулейкин, А. П. Гордов и др.
В последнее время выявилось еще одно направление теоретич. работ в области А. — исследование проблемы озона. Резкий обрыв солнечного спектра в ультрафиолетовой части, наблюдаемый на Земле, не соответствует температуре Солнца и может быть объяснён только поглощением ультрафиолетовой радиации озоном в стратосфере. Из этого по измерениям интенсивности ультрафиолетовой части спектра можно судить о количестве озона в стратосфере над местом наблюдения, о его вертикальном распределении и вариациях. Это, в свою очередь, позволяет решять ряд вопросов, связанных с тепловым балансом атмосферы, поскольку озон имеет широкие полосы поглощения не только в ультрафиолетовой, но и в инфракрасной частях спектра.
Лит.: Калягин II. П., Актинометрия. Л.—М., 1038; его ж е. Лучи Солнца. \Т.—Л., 1947; его ж е, Развитие актинометрических работ в СССР за последние 30 лет, «Известии Акад. наук СССР. Серия географическая и геофизическая», 1347, т. 11, Д» 5; О б о л с нс к и й В. Н., Курс метеорологии, М.—Свердловск, 1944; Тверской П. И., Курс геофизики. 3 изд., Л.—М., 1 936.