|
Алгебра 2Алгебре предшествовала арифметика, как собрание постепенно накопленных практических правил для решения повседневных житейских задач. Эти правила арифметики сводились к сложению, вычитанию, умножению и делению чисел, вначале только целых, а затем — в постепенном и очень медленном развитии — и дробных. Характерное отличие А. от арифметики заключается в том, что в А. вводится неизвестная величина; действия над нею, диктуемые условием задачи, приводят к уравнению, из к-рого уже находится сама неизвестная. Намёк на такую трактовку арифметич. задач ость уже в древнеегипетском папирусе Ахмеса (1700-—2000 до н. э.), где искомая величина называется словом «куча» и обозначается соответственным знаком — иероглифом. Древние египтяне решали и гораздо более сложные задачи (напр. на арифметич. н геометрии, прогрессии). Как формулировка задачи, так и решение давались в словесной форме и только в виде конкретных численных примеров. И всё же за этими примерами чувствуется наличие накопленных общих методов, если не но форме, то по существу равносильных решению уравнений i-й и иногда 2-й степени. Имеются и первые математич. знаки (напр. особый знак для дробей). В начале 20 в. были расшифрованы многочисленные математич. тексты (клинописи) и другой из древнейших культур) — вавилонской. Это открыло миру высоту математич. культуры, существовавшей уже за 4.000 лет до наших дней. Вавилоняне с помощью обширных специальных таблиц умели решать разнообразные задачи; нек-рыо из них равносильны решению квадратных уравнений и даже одного вида уравнения 3-й степени. Среди учёных, разрабатывающих историю математики, возник горячий спор о том, в какой мере математику вавилонян можно считать А. Нельзя, однако, забывать, что древняя математика едина. Разделение произошло гораздо позднее. В Древней Греции была отчётливо выделена геометрия. У греческих геометров впервые сознательно поставлено исследование, каждый шаг к-рого оправдан логическим доказательством. Мощь этого метода была так велика, что и чисто арифметич. или алгебраич. вопросы переводились на язык геометрии: величины трактовались как длины, произведение двух величин — как площадь прямоугольника ит. д. И в современном математич. языке сохранилось название «квадрат» для произведения величины на самоё себя. Характерное для более древних культур единство научных знаний и практич. приложений было в греческой математике разорвано: геометрию считали логической дисциплиной, необходимой школой для философского ума, а всякого рода исчисления, т. е. вопросы арифметики и А., идеалистич. философия Платона не считала достойным предметом науки. Несомненно, эти отрасли также продолжали развиваться (на основе вавилонских и египетских традиций), но до нашего времени дошёл только трактат Диофанта Александрийского «Арифметика», в ь-ром он уже довольно свободно оперируете уравнениями 1-й и 2-й степени; в зачаточной форме у него можно найти употребление отрицательных чисел. Наследие греческой науки восприняли учёные средневекового Востока — Средней Азии, Месопотамии, Северной Африки. Международным научным языком служил для них арабский язык (подобно тому, как для учёных средневекового Запада таким языком был латинский), поэтому этот период в истории математики иногда называют «арабским». В действительности, однако, одним из крупнейших научных центров этого времени (!)—15 вв.) была Средняя Азия. Среди многих примеров достаточно назвать деятельность узбекского математика и астронома 9 в., уроженца Хорезма Мухаммеда Аль-Хорезмн (см. Хорезми), великого энциклопедия, учёного Бируни; создание в 15 в. обсерватории Улуг-Бека в Самарканде. Учёные средневекового Востока передали Европе математику греков и индусов в оригинальной переработке, причём особенно много занимались как раз А. Само слово «алгебра» — арабское (эль-джебр) и является началом названия одного сочинения Хорезми. Со времени Хорезми алгебру уже можно рассматривать как отдельную отрасль математики. Математики средневекового Востока все действия излагали словами. Дальнейший прогресс А. стал возможным только после появления во всеобщем употреблении удобных символов для обозначения действий. Этот процесс шёл медленно и зигзагами. Выше упоминалось о знаке дроби у древних египтян; так же обстояло дело у вавилонян. У Диофанта буква i (начало слова isos, т. о. равный) применялась как знак равенства; были подобные сокращения и у индусов (5—7 вв.), но затем эта зарождавшаяся символика снова терялась. Дальнейшее развитие А. принадлежит итальянцам, перенявшим в 12 в. математику средневекового Востока. Леонардо Пизанский (13 в.) — наиболее выдающийся математик этой эпохи, занимавшийся алгебраич. проблемами. Постепенно алгебраич. методы проникают в вычислительную практику, в первое время ожесточённо конкурируя с арифметическими. Приспособляясь к практике, итальянские учёные вновь перешли к удобным сокращениям, напр. вместо слов плюс и минус стали употреблять латинские буквы р и m с особой чёрточкой сверху. Наконец, в конце 15 в. в математич. сочинениях появляются принятые теперь знаки 4- и —, причём есть указания, что эти знаки задолго до этого употреблялись в торговой практике для обозначения избытка и недостатка в весе. Быстро следует введение и всеобщее признание остальных знаков (степени, корня, скобок и т. д.). К середине 17 в. полностью сложился аппарат символов соврем. А. Еще раньше завершилось развитие и другой важной черты современной А. — употребление букв для обозначения не только искомого неизвестного, но и всех вообще входящих в задачу величин. До этой реформы, окончательно закрепленной французским математиком Виетом (конец 16 в.), в А. и арифметике как бы нет общих правил и доказательств; рассматриваются исключительно численные примеры. Почти невозможно было высказать какие-либо общие суждения. Даже элементарные учебники этого времени очень трудны, т. к. дают десятки частных правил вместо одного общего. Виет первый писал свои задачи в общем виде, обозначая неизвестные величины гласными А, Е, Jа известные — согласными В, С, D... Эти буквы он соединяет введёнными уже в то время знаками математич. операций. Таким образом, впервые возникают буквенные формулы, столь характерные для современной А. Начиная с Декарта (17 в.), для неизвестных употребляют преимущественно последние буквы алфавита (х, у, z). Введение символических обозначений и операций над буквами, заменяющими какие угодно конкретные числа, имело исключительно важное значение. Без этого орудия — языка формул — были бы немыслимы блестящее развитие высшей математики, начиная с 17 в., создание анализа бесконечно-малых, математич. выражение законов механики и физики ит. д. Содержание А. охватывало во время Диофанта уравнения 1-й и 2-й степени. К уравнениям 2-й степени (т. н. квадратным) греческие математики пришли, повидимому, геометрич. путём, т. к. задачи, приводящие к'этим уравнениям^ естественно возникают при определении площадей и построении окружности но различным заданиям. Однако, в одном очень существенном отношении решение уравнений у древних математиков отличалось от современного: они не употребляли отрицательных чисел. Поэтому даже уравнение 1-й степени, с точки зрения древних, не всегда имело решение. При рассмотрении уравнений 2-й степени приходилось различать много частных случаев (но знакам коэффициентов). Решающий шаг — применение отрицательных чисел —был сделан индийскими математиками (10 в.), но учёные средневекового Востока но пошли по этому пути. С отрицательными числами свыклись лишь постепенно; этому особенно способствовали коммерческие вычисления, в к-рых отрицательные числа имеют наглядный смысл убытка, расхода, недостатка и т. д. Всё же окончательно отрицательные числа были приняты только в 17 в., после того как Декарт воспользовался их наглядным геометрич. представлением для построения аналитической геометрии. Возникновение аналитич. геометрии было вместе с тем и торжеством А. Если раньше, у греков, чисто алгебраич. задачи облекались в геометрич. форму, то теперь, наоборот, алгебраич. средства выражения оказались уже настолько удобными и наглядными, что геометрич. задачи переводились на язык алгебраич. формул. Здесь же надо отметить, что необходимость введения всех этих чисел особенно настоятельно ощущалась как раз в А.: так, напр., квадратные иррациональности (корни) возникают при решении уравнений 2-й степени. Конечно, уже греческие и среднеазиатские математики не могли пройти мимо извлечения корней и придумали остроумные способы приближённого вычисления их; но взгляд на иррациональность, как на число, установился значительно позже Введение же комплексных или «мнимых» чисел относится к следующей эпохе (18 в.). Итак, если оставить в стороне мнимые числа, то к 18 веку А. сложилась в том приблизительно объёме, к-рый до наших дней преподаётся в средней школе. Эта А. охватывает действия сложения и умножения, с обратными им действиями вычитания и деления, а также возведение в степень (частный случай умножения) и обратное ему — извлечение корня. Эти действия производились над числами или буквами, к-рые могли обозначать положительные пли отрицательные, рациональные или иррациональные числа. Указанные действия употреблялись в решении задач, по существу сводившихся к уравнениям 1-й и 2-й степени. Теперь А. в этом объёме владеет каждый образованный человек. Эта «элементарная» А. применяется повседневно в технике, физике и других областях науки и практики. Но содержание пауки А. и её приложений этим далеко не ограничивается. Трудны и медленны были только первые шаги; с 16 в., особенно же с 18 в., начинается быстрое развитие А., а в 20 в. она переживает новый расцвет. На русском языке изложение элементарной А. в том виде, как она сложилась к началу 18 в., было впервые дано в знаменитой «Арифметике» Л. Ф. Магницкого, вышедшей в 1703. Алгебра в 18—19 вв. В конце 17 — начале 18 вв. произошёл величайший перелом в истории математики и естествознания: был создан и быстро распространился анализ бесконечно-малых (дифференциальное и интегральное исчисления). Этот перелом, вызванный развитием производительных сил, потребностями техники и естествознания, привёл к крушению мотафизич. мировоззрения. В то же время в А. он был подготовлен всем предшествующим развитием этой науки. В частности, буквенные обозначения и действия над ними еще в 16—17 вв. способствовали зарождению взгляда на математич. величины как на переменные, что так характерно для анализа бесконечно-малых, где непрерывному изменению одной величины обычно соответствует непрерывное изменение другой — её функции. 'А. и анализ развивались в 17—18 вв. в тесной связи. В А. проникали функциональные представления, в этом направлении её обогатил Ньютон. С другой стороны, А. принесла анализу своп богатый 'набор формул и преобразований, игравших большую роль в начальный период интегрального исчисления и теории дифференциальных уравнений. Крупным событием в А. этого периода было появление курса алгебры Л.Эйлера, работавшего тогда в Петербургской Академии наук; этот курс вышел сначала на русском языке (1768—69), а затем неоднократно издавался на иностранных языках. Отличие А. от анализа в 18—19 вв. характеризуется тем, что А. имеет своим основным предметом п р ер ы'в и о е, коночное. Эту особенность А. ярко осознал и подчеркнул в первой половине 19 в. Н.И. Лобачевский, назвавший свою книгу «Алгебра, или вычисление конечных» (1834): А. занимается основными операциями (сложения и умножения), производимыми конечное число раз. Простейшим результатом умножения является одночлен, напр. ЪаъЪх'1у Сумма конечного числа таких одночленов (с целыми степенями) называется многочленом. Если обратить внимание на одну из входящих в многочлен букв, напр. х, то можно придать ему вид: где коэфициенты а0, а,... уже не зависят от х. Это многочлен п-к степени (другое наименование — полином, целая рациональная функция). Алгебра 18—19 вв. и есть прежде всего А. многочленов Объём А., таким образом, оказывается значительно уже, чем объём анализа, но зато простейшие операции и объекты, составляющие предмет А., изучаются с большей глубиной и подробностью; и именно потому, что они простейшие, их изучение имеет фундаментальное значение для математики в целом. Вместе с тем А. и анализ продолжают иметь много точек соприкосновения и разграниче-низ между ними не является жёстким. Так, например, анализ перенял от А. её символику, без к-рой он не мог бы и возникнуть. Во многих случаях изучение многочленов, как более простых функций, пролагало пути для общей теории функций. Наконец, через всю дальнейшую историю математики проходит тенденция сводить изучение более сложных функций к многочленам или рядам многочленов: простейший пример — ряд Тейлора. С другой стороны, А. нередко пользуется идеей непрерывности, а представление о бесконечном числе объектов стало господствующим в А. последнего времени, но уже в новом, специфич. виде. Если приравнять многочлен нулю (или вообще к.-л. определённому числу), мы получим алгебраическое уравнение. Исторически первой задачей А. было решение таких уравнений, т. е. нахождение их корней —тех значений неизвестной величины ж, при к-рых многочлен равен нулю. Алгебраич. решение уравнения 3-й степени найдено в 16 в.; для уравнения вида х3 -f- рх -j- д = О (к к-рому можно привести всякое уравнение 3-й степени) оно даётся формулой: Эта формула называется формулой Кардано, хотя вопрос о том, была ли она найдена самим Кардано, или же заимствована им от Тартальи, или даже еще раньше открыта Сципионом дель Ферро,— нельзя считать вполне решённым. В связи со спорами о приоритете в открытии этой формулы история математики сохранила любопытные сведения, характеризующие научные нравы того времени: математики засекречивали открытия или общие методы, воздерживаясь от их публикации, и использовали эти методы, выступая на состязаниях в решении задач. В 16 в. Ферра-ри, учеником Кардано, была найдена также формула для решения уравнения 4-й степени. После этого начались настойчивые поиски формул, к-рые решали бы уравнения и высших степеней подобным образом, т. е. сводили бы решение к извлечениям корней («решение в радикалах»). Эти поиски продолжались около трёх столетий, и лишь в начале 19 в. Абель и Галуа доказали, что уравнения степеней выше 4-й, вообще говоря, в радикалах не решаются: оказалось, что существуют неразрешимые в радикалах уравнения п-к степени для любого п большего или равного 5. Таково напр., уравнение ж6 — Ах — 2 = 0. ' Это открытие имело большое значение, т. к. оказалось, что корни алгебраич. уравнений — предмет гораздо более сложный, чем радикалы. Галуа не ограничился этим, так сказать, отрицательным результатом, а положил начало более глубокой теории уравнений, связав с каждым уравнением группу (см.) подстановок его корней. Решение уравнения в радикалах равносильно сведению первоначального уравнения к цепи уравнений вида: (к-рое и выражает собою, чтог/='у// а). Сведение к таким уравнениям оказалось в общем случае невозможным; но возник вопрос: к цени каких более простых уравнений можно свести решение уравнения заданного? Например, через корни каких уравнений корни заданного уравнения выражаются рационально, т. е. при помощи четырёх действий— сложения, вычитания, умножения и деления. В таком более широком цонимапии «теория Галуа» продолжает развиваться вплоть до нашего времени (см. ниже). С чисто практич. стороны, для вычисления корней уравнения по заданным коэфициентам, не было особой необходимости в общих формулах решения для уравнений высших степеней, т. к. уже для уравнений 3-й и 4-й стеиеней такие формулы практически мало полезны. Численное решение уравнений пошло иным путём, путём приближённого вычисления, тем более уместным, что на практике (напр. в астрономии и технике) и сами коэфициенты обычно являются результатом измерений, т. е. известны лишь приближённо с той или иной точностью. Такие приближённые вычисления не специфичны для А., поэтому мы здесь ограничимся показом простейшего приёма на конкретном примере. Возьмём упомянутое выше уравнение г5 — kx — 2 = 0. Легко убеждаемся, что многочлен, стоящий в левой части, при х-Л принимает отрицательное значение — 5, а при х = 2— положительное значение-(-22. Если мы будем изменять ж от 1 до 2 через все промежуточные значения, то в силу непрерывности и многочлен будет принимать все промежуточные значения от —5 до +22, в том числе и значение нуль; следовательно, между 1 и 2 лежит какое-то значение х, обращающее многочлен в нуль, т. е. лежит его корень. Будем теперь подставлять значения х через одну десятую, т. е.: 1,1 ; 1,2; ... 1,9. Оказывается, при х=1,5 многочлен еще отрицательный, а при х= 1,6 — уже положительный. Значит, корень лежит между значениями 1,5 и 1,6 и мы знаем его уже с точностью до одной десятой. Мы можем теперь подставлять значения 1,51; 1,52;...; 1,59 и, продолжая процесс, найдём значение корня с любой степенью точности. Обратим внимание, что при этом вычислении мы пользовались идеей н е-п р е р ы и н о с т и, заимствуя её из других частей математики. В действительности в науке разработаны многочисленные гораздо более удобные и совершенные методы приближённого решения уравнений, чем тот простейший приём, к-рый изложен выше. Один из лучших — методЛобачевского (в математич. литературе его неправильно называли иногда методом Греффе: последний опубликовал свою книгу, содержащую аналогичный метод, позже Н. И. Лобачевского). Вычисление корней уравнений не есть главная задача А., так же как было бы глубоко неправильным считать всю математику наукой о способах вычисления. Не менее важна, даже для приближений, другая сторона математики: уметь чисто теоретическим путём, без вычислений, дать отпет на поставленные вопросы. В области теории алгебраич. уравнений таким является вопрос о числе к о р н е й и их характере. Ответ зависит от того, какие числа мы рассматриваем. Если допустить положительные и отрицательные числа, то уравнение 1-й степени всегда имеет решение, и притом только одно. Но уже квадратное уравнение может и не иметь решений среди т. н. действительных чисел; например уравнение х2 + 2=0 не может быть удовлетворено ни цри каком положительном или отрицательном х, так как слева всегда окажется положительное число^_а не нуль. Представление решения в виде x=Y—2 не имеет смысла, пока не будет разъяснено, что такое квадратный корень из отрицательного числа. Именно такого рода задачи и натолкнули математиков на т. н. мнимые числа. Еще раньше отдельные смелые исследователи ими пользовались, но окончательно они были введены в науку только в 19 в. Эти числа оказались важнейшим орудием не только в А., но во всех ночти разделах математики и её приложений, вплоть до гидродинамики. По мере того, как привыкали к мнимым числам, они потеряли всякую таинственность и мнимость, почему теперь их и называют чаще всего не «мнимыми», а комплексными числами. Если допускать и комплексные числа, то оказывается, что любое уравнение га-й степени имеет корни, причём это верно и для уравнений с любыми комплексными коэфициентами. Эта важная теорема была доказана в середине 18 в. Д'Аламбером (см.) и с большей точностью — в самом конце 18 в. Гауссом; с тех пор были опубликованы десятки различных доказательств. Все эти доказательства должны были, в той или иной форме, прибегнуть к непрерывности, как в приведённом выше примере; г. о. доказательство т. н. основной теоремы А. само выходило за пределы А., демонстрируя лишний раз неразрывность математич. науки в целом. Чисто алгебраич. решение задачи стало возможным только при иной её постановке (см. ниже— Современное состояние алгебры). Если xi — один из корней алгебраич. уравнения а0хп + «! хп~% + ... -f ап_х х + ап = О, то легко доказать, что многочлен, стоящий в левой части уравнения, делится без остатка на x—xt. Из основной теоремы вытекает, что всякий многочлен п-ш степени распадается на п таких множителей 1-й степени, т. е. тождественно: а0хп + аххп~1 + ... 4- an_i х + ап = = а0 (x — Xj) [х — х2)... (х — хп), причём многочлен допускает лишь одно единственное разложение на множители такого вида. Таким образом, уравнение п-а степени имеет п корней. В частных случаях может оказаться, что нек-рые из множителей равны, т. е. нек-рые корни повторяются несколько раз (кратные корни); следовательно, число различных корней может быть и меньше п. Часто не так важно вычислить корни, как разобраться в том, каков характер этих корней. Как пример, приводом найденное еще Декартом «правяло знаков»: уравнение имеет не больше положительных корней, чем в ряду его коэфициентов имеется перемен знака (а если меньше, то на чётное число). Напр. в рассмотренном выше уравнении ж5—Ах— 2=0 одна перемена знака (первый коэффициент положительный, остальные — отрицательные). Значит не решая уравнения, можно утверждать, что оно имеет один и только один положительный корень. Общий вопрос о числе действительных корней в заданных пределах решается теоремой франц. математика Штурма (см. Штурма правим). Очень важно, что у уравнения с действительными коэфициентами комплексные корни могут являться только парами: наряду с корнем a+bi корнем того же уравнения всегда будет и а — Ы. Приложения ставят иногда и более сложные задачи этого рода; так, в механике доказывается, что движение устойчиво, если некоторое алгебраическое уравнение имеет только такие корни (хотя бы и комнлексяые), у которых действительная часть отрицательна, и это заставило искать условия, при которых корни уравнения на самом деле обладают этим свойством. Многие теоретич. и практич. вопросы приводят не к одному уравнению, а к целой системе уравнений с несколькими неизвестными. Аналитич. геометрия показывает значение отдельных уравнений или систем их,связывающих несколько переменных величин. В теории таких уравнений или систем применяются различные преобразования переменных, примером которых является преобразование координат. Существенной частью А. 19 в. было исследование того, какие функции от коэффициентов уравнений сохраняют своё значение цри том или ином классе преобразований. Эти величины, т. н. инварианты, характеризуют наиболее важные, глубокие свойства уравнений. |
Loading
|