Центральный Дом Знаний - Йемен

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Йемен

Йемен (арабاليمن‎‎ аль-Йаман, официально — Йе́менская Ре́спублика (арабالجمهوريّة اليمنية‎‎ аль-Джумхури́йя аль-Йамани́йя)), государство, расположенное на юге Аравийского полуострова в Юго-Западной Азии. Является частью Ближнего Востока, граничит с Оманом и Саудовской Аравией. Омывается Красным морем и Аравийским морем.Площадь Йемена 527,9 тыс. кв. км.  Й. принадлежат также о-ва Камаран в Красном море, Перим в Баб-эль-Мандебском проливе, Сокотра в Аденском заливе. Кроме того, Й. претендует на о-ва Курия-Мурия, расположенные у побережья Омана. В 1854 Оман уступил эти острова Великобритании, которая в 1937 включила их в состав своей колонии Аден, а в 1967 вернула их Оману.Столица:Сана (с 1990 года).

 I. Государственный строй. 

До 1962 Северный Й. был абсолютной теократической монархией во главе с имамом из шиитской общины зейдитов, одновременно духовным лидером йеменцев-мусульман и светским главой государства. Несколько йеменских реформаторских движений действовали в основном в изгнании, причем в их состав входили не только представители суннитов шафиитского толка, но и привилегированные зейдиты. В 1962 реформаторы в ходе антимонархической революции упразднили монархию и провозгласили Йеменскую Арабскую Республику (ЙАР). Гражданская война между ними и сторонниками монархии продолжалась до апреля 1970, когда республиканские власти предоставили бывшим монархистам несколько мест в правительстве. Действие конституции, принятой в 1970, было приостановлено после военного переворота в 1974. После убийства двух йеменских лидеров, Ибрахима аль-Хамди и Ахмада аль-Гашими, в 1977 и 1978 новый президент ЙАР подполковник Али Абдалла Салех объявил о предстоящем созыве Всеобщего народного конгресса (ВНК). Однако первые выборы в Консультативный совет были проведены только в 1988, на этот момент все политические партии были запрещены, а среди кандидатов не было ни одного противника режима Салеха. Тем не менее Салех пользовался широкой поддержкой населения, а ВНК трансформировался в своего рода политическую организацию.

В 1967 была провозглашена независимая Народная Республика Южного Й. (НРЮЙ), в состав которой вошли британская колония Аден и более 30 небольших княжеств, находившихся под британским протекторатом. В 1970 это государство получило название Народной Демократической Республики Й. (НДРЙ). В 1978, после кровопролитного переворота под руководством Абдель Фаттаха Исмаила, была создана Йеменская социалистическая партия (ЙСП) и установлены тесные идеологические и военные связи с СССР. В начале 1986 в НДРЙ началась гражданская война, вызванная личными амбициями лидеров, клановыми противоречиями в их среде, а также трениями между сторонниками жесткой линии во главе с Исмаилом и более прагматичным Али Насером Мухаммедом, сменившим Исмаила на посту главы государства в 1980. После окончания войны фактическим лидером новой правящей верхушки и новым генеральным секретарем ЦК ЙСП стал Али Салем аль-Бейд. К 1990 марксистско-ленинская идеология была окончательно отброшена, что сделало возможным объединение с ЙАР.

Й. – унитарная президентская республика. Действующая конституция была принята 16 мая 1991. Существенные изменения в Основной закон были внесены в 1994 и 2001. Согласно конституции, власть, принадлежащая народу, является источником всех властей. «Народ осуществляет свою власть непосредственно через референдум и всеобщие выборы, косвенно через законодательные, исполнительные и судебные органы, а также через избираемые местные советы».

Исполнительная власть осуществляется президентом и Советом министров. До конституционной реформы 1994 во главе объединенного государства стоял Президентский совет, состоявший из 5 членов. Он избирался на пятилетний срок законодательным органом. Из своего состава Президентский совет избирал председателя и его заместителя, а также назначал премьер-министра.

В соответствии с конституционными поправками 1994, Президентский совет был упразднен. Главой государства является президент, избираемый всеобщим прямым и тайным голосованием на семилетний срок (с 2001) с правом вторичного переизбрания. Президент является также верховным главнокомандующим, назначает вице-президента, премьер-министра и его заместителя, а также формирует Национальный совет обороны и Консультативный совет. Президент имеет право устанавливать дату новых парламентских выборов,объявлять о проведении референдума по любому вопросу; промульгировать и публиковать законы, принятые Палатой представителей, и издавать декреты для их исполнения; объявлять чрезвычайное положение и всеобщую мобилизацию; назначать и смещать с должности высших правительственных чиновников, а также высших офицеров вооруженных сил и полиции. В случае необходимости роспуска парламента, президент имеет конституционное право управлять страной посредством декретов. Однако после возобновления своей работы парламент вправе отменить ранее изданные президентские декреты.

Президент республики и две трети Палаты представителей обладают правом обратиться с предложением о внесении исправлений в одну или более статей конституции. Если предложение было отклонено, следующее предложение о внесении поправок в те же статьи могут быть сделаны не раньше, чем по истечении одного года. Если три четверти Палаты высказываются в пользу поправки, этот вопрос ставится на всеобщий референдум. Если абсолютное большинство проголосовавших поддерживает поправку, она считается допустимой.

Президент может быть обвинен в государственной измене, нарушении конституции или «в любом другом действии, которое угрожает независимости и суверенитету страны». Такое обвинение выдвигается половиной состава депутатов Палаты представителей. Для привлечения президента к суду необходима поддержка 2/3 парламентского большинства.

Совет министров представляет собой высшую исполнительную и административную власть в государстве. Под его руководством находятся все административные органы, агентства и корпорации. Состав кабинета (37 министров) назначает премьер-министр после консультации с президентом. 

Совет министров готовит проекты национального плана экономического развития, ежегодного бюджета, организует их осуществление, готовит отчет об их исполнении; готовит проекты законов и передает их в Палату представителей или президенту; руководит деятельностью министерств и др. органов.

Шариат является главным источником законодательства. Согласно конституционным поправкам, принятым 20 февраля 2001, законодательным органом является Национальное собрание, который состоит из двух палат – Консультативный совет (аль-Маджлис аш-шура) и Палата представителей (Маджлис ан-нувваб).

Верхняя палата – Консультативный совет – выполняет лишь совещательные функции. Новые поправки к конституции расширяют полномочия Консультативного совета, увеличивая его численность с 59 до 111 и наделяя его правом совместно с парламентом обсуждать кандидатов на пост президента. Консультативный совет формируется декретом президента и включает в себя опытных и квалифицированных специалистов «с тем, чтобы расширить основу участия граждан в принятии решений путем консультаций, используя метод национальной экспертизы и знаний, получаемых в различных районах Йемена».

Законодательную власть осуществляет Палата представителей. Она состоит из 301 депутата, которые избираются путем свободного, равного, прямого избирательного права на срок 6 лет. Из своего состава Палата представителей избирает председателя и трех его заместителей, образующих Президиум.

Палата представителей принимает законы, одобряет общую государственную политику и план социально-экономического развития, одобряет государственный бюджет и отчет о его исполнении, направляет и оценивает деятельность исполнительной власти. Решения принимаются абсолютным большинством присутствующих депутатов, кроме тех случаев, где конституция или инструкции Палаты требуют определенного большинства. Все законы публикуются в «Официальной газете» в течение двух недель после принятия. Они вступают в силу в течение 30 дней со дня их публикации. Этот период может быть сокращен или продлен в соответствии с законом.

Президент имеет право потребовать пересмотра любого законопроекта, одобренного Палатой представителей. В этом случае он должен вернуть законопроект в Палату в течение 30 дней со дня его представления. Если он не вернет законопроект в Палату в течение этого срока или если законопроект повторно принят большинством Палаты, он получает силу закона и утверждается президентом в течение двух недель. Если президент не одобряет закон, он вводится в действие на основе конституции и, будучи опубликованным в «Официальной газете», вступает в силу по прошествии двух недель.

Конституция дает президенту республики право распустить парламент, хотя парламент не может быть распущен дважды по одной и той же причине. Согласно действующей конституции, президент может непосредственно назначать новые парламентские выборы.

Судебная система базируется на исламском праве, турецком праве, английском обычном праве и местном племенном праве. Конституция гарантирует независимость судебной власти, которую возглавляет Высший судебный совет.

Судебная система организована на трех уровнях. В каждом районе действуют суды первой инстанции. Они могут рассматривать все дела гражданского, уголовного, коммерческого и семейного характера.Их решения можно обжаловать в апелляционных судах, действующих в каждой провинции и столице.

Высшим судебным органом республики является Верховный суд, расположенный в Сане. Он определяет конституционность принятых законов и положений, выносит окончательное решение по пересматриваемым делам, рассматривает дела в отношении президента республики, вице-президента, премьер-министра и др. высоких чиновников.

Существуют также суды специальной юрисдикции: военные трибуналы; суды по делам о похищениях и терроризме; по делам несовершеннолетних; суды по урегулированию налоговых, таможенных и трудовых споров. Функции этих судов и трибуналов аналогичны функциям судов первой инстанции; их решения можно обжаловать в апелляционных судах.

Сохраняется также система племенного судопроизводства в отношении дел неуголовного характера, хотя на практике племенные «судьи» часто рассматривают также уголовные дела.

Й. состоит из 20 губернаторств (мухафаз), которые, в свою очередь, делятся на 326 районов. Во главе каждого губернаторства стоит губернатор, утверждаемый президентом. Ему принадлежит высшая исполнительная власть в районе. В своей деятельности губернатор опирается на провинциальный совет, избираемый путем всеобщих и свободных выборов.

В муниципальных выборах, проведенных в феврале 2001, участвовало 26 832 кандидатов, претендовавших на 6614 мест в районных советах, и более чем 2500 кандидатов, претендовавших на 418 мест провинциальных советов. Срок полномочий местных органов власти – два года. Всего в стране сформировано 20 провинциальных и 326 районных советов.

Первые политические партии возникли в 1930-х. В Южном Й. после прихода к власти марксистов в 1967 постепенно была установлена однопартийная система. В Северном Й. деятельность всех политических партий также была запрещена. Только после объединения страны в 1990 многие партии сумели выйти из подполья и возобновить свободную деятельность. Согласно закону о политических партиях (1991), запрещено создавать партии на региональной, религиозной, профессиональной, племенной, гендерной, сектантской или расовой основе. К началу 21 в. в стране было зарегистрировано 46 партий, однако их влияние остается довольно слабым. Сокращается участие партий в избирательных процессах. Если в парламентских выборах в 1993 участвовала 21 партия, то в 1997 своих кандидатов выдвинули всего 12 партий. Наибольшим влиянием среди йеменцев пользуются три партии: Всеобщий народный конгресс, Исламское объединение в защиту реформ и Йеменская социалистическая партия.

Всеобщий народный конгресс (ВНК) – правящая партия, до объединения страны единственная легальная политическая структура в Северном Й. Впервые ВНК созван в августе 1982 как консультативный орган, члены которого представляли все административные районы страны. Никакими реальными полномочиями в течение многих лет конгресс не обладал. Формирование политической партии началось только в 1990. В организацию вошли практически все руководители центральных и местных органов власти севера страны, а также многие государственные служащие и лояльные президенту племенные вожди.

Вследствие особенностей управленческой системы, партия представляет собой аморфное объединение большого числа лиц, заинтересованных прежде всего в собственном благосостоянии, и потому по-прежнему не имеет четкой политической программы. В своих манифестах ВНК провозглашает приверженность принципам Сентябрьской революции 1962, конституции, ценностям ислама и патриотизма. Как партия консервативного толка, она выступает в защиту национального единства, суверенитета, демократии, светского государства и общественного порядка. В экономической сфере является единственной силой, полностью поддерживающей неолиберальную политику президента и правительства.

Конгресс отражает прежде всего интересы государственных служащих и чиновничества, части племенной знати, а также военных и крупных предпринимателей. Руководители местных органов власти, являющиеся членами партии, часто выступают в роли защитников местных интересов, что обеспечивает стабильную поддержку партии на выборах, но не способствует единству страны. На парламентских выборах в 2003 ВНК получил 58% голосов избирателей и 226 мест (в 1993 – 29% голосов и 120 мест, в т.ч. 3 на юге, в 1997 – 43,2% и 187 мест, в т.ч. 27 на юге). Председатель партии – президент Йемена Али Абдаллах Салех.

Исламское объединение в защиту реформ (аль-Ислах) – религиозно-политическое движение фундаменталистского толка. Создано в сентябре 1990, объединив племенные группировки и религиозные круги Северного Йемена. До объединения страны многие активисты аль-Ислах входили в состав организации «Братья-мусульмане». .

Аль-Ислах провозглашает себя консервативной партией традиционных исламских ценностей. Его программа отражает идею, что ислам должен регулировать всю социальную, экономическую и политическую жизнь в стране. Выступает за создание «халифата» на принципах социальной справедливости, отмену конституции и светского законодательства, введение шариата и расширение религиозного образования. Вместо модели западной многопартийной демократии призывает к созданию исламской консультативной демократии, или аш-Шура. Партия пользуется поддержкой влиятельных кругов Саудовской Аравии.

Объединение в основном отражает интересы северных племенных групп и религиозных кругов в городах. На парламентских выборах в 2003 получило 22,5% голосов и 46 мест (в 1993 – 17,4% и 63 места, в 1997 – 23,4% и 53 места). Хотя аль-Ислах выступает как оппозиционная партия, по многим вопросам она поддерживает основную политику президента Салеха.

Йеменская социалистическая партия (ЙСП) – бывшая просоветская, основана в 1978 на базе Объединенной политической организации Национальный фронт, которая возникла в 1975 в результате слияния трех партий левой ориентации. Согласно программе партии, её идейно-политической платформой был научный социализм. После прекращения экономической помощи из СССР и объединения страны объявила об отказе от своего марксистского прошлого и в качестве новой идеологической платформы избрала социал-демократическую доктрину. Политически ЙСП провозглашает приверженность идеалам единства, демократии, социальной справедливости и модернизации. Она выступает за свободную рыночную экономику и избирательную либерализацию, государственное регулирование в отдельных отраслях экономики и создание системы социальной защиты, способной облегчить последствия экономических преобразований.

На парламентских выборах в 1993 социалисты получили 18,9% голосов и 56 мест в Палате представителей. В 1994 руководство партии возглавило движение за отделение Южного Йемена. После окончания гражданской войны в августе 1994 в Дамаске состоялось заседание Политбюро ЙСП, принявшее резолюцию, признавшую, что объявление независимости было ошибкой. В сентябре 1994 ЦК ЙСП на своем заседании в Сане избрал Али Салеха Обейда Мукбела новым генеральным секретарем и удалил из рядов партии Аль-Бейда и других видных ее членов, поддержавших независимость и отделение. Партией была предложена программа политических реформ, направленных на национальное примирение, строительство современного правового и демократического государства и борьбу с коррупцией. Однако, столкнувшись с давлением со стороны правительства и исламистских сил, ЦК ЙСП в марте 1997 принял решение о бойкоте всеобщих выборов, что привело к потере всех мест в парламенте и невозможности участия в президентских выборах.

Окончательно была легализована лишь в 2000, но социалистам все еще запрещено занимать посты в государственном аппарате и армии. В основном партия опирается на южнойеменскую интеллигенцию и на трудящихся. На всеобщих парламентских выборах в 2003 она завоевала 4,69% голосов и 7 мест в Палате представителей.

Лига сынов Йемена – одна из старейших политических партий страны, была создана в апреле 1951 в Адене как Лига сынов Южной Аравии. Вплоть до объединения Йемена действовала в подполье. Рассматривает себя как умеренное исламское движение, выступающее за демократические преобразования, укрепление институтов судебной власти и развитие системы местного самоуправления. В социально-экономической области выступает против форсированной либерализации, за создание доступной системы здравоохранения и образования, расширение прав женщин. Бойкотировала парламентские выборы 1997.

Насеристская народная юнионистская организация – создана в декабре 1965 последователями бывшего лидера Египта Гамаля Абдель Насера. Заявляет о приверженности идеям арабского социализма, демократии и национализма. Единство Йемена рассматривает как этап на пути к объединению всех арабских государств в одно. С 1972 деятельность партии в Южном Йемене была запрещена. На Севере насеристы пользовались поддержкой президента Ибрагима аль-Хамди (1974–1977), однако после его убийства и неудачной попытки государственного переворота, направленного против президента Салеха (1978), большинство лидеров партии были арестованы и казнены. Свою легальную деятельность возобновила в 1989. Опирается в основном на образованные слои населения – преподавателей, студенчество и рабочих. На парламентских выборах в 2003 получила 1,85% голосов избирателей и 3 места (в 1993 – 2,37% и 1 место, в 1997 – 2,1% и 3 места). Председатель – Абдул-Малик аль-Михлафи.

Национально-демократический фронт (НДФ) – основан в марте 1976 в Северном Йемене как военно-политическое объединение левых республиканцев и других оппозиционных сил (баасистов, марксистов, насеристов, племенных вождей – сторонников бывшего президента аль-Хамди и т.д.), недовольных политикой правительства по сближению с Саудовской Аравией. Поддерживался НДРЙ. Основной целью ставил объединение Й., уменьшение племенного влияния на политическую жизнь, проведение аграрных реформ и следование политике неприсоединения. Благодаря поддержке НДРЙ, сумел укрепиться на юге страны, где в 1978 началось вооруженное восстание, основной силой которого стали отряды НДФ. После подписания соглашения о прекращении огня (1980) получил право на полулегальное существование. Предполагалось создание правительства национального единства, в которое должны были войти представители различных северойеменских сил, включая НДФ, и проведение ряда реформ. Однако это обещание правительства не было реализовано, и в 1982 НДФ вновь поднял восстание, которое было быстро подавлено. После объединения страны Фронт был преобразован в легальную политическую партию, которая участвовала в парламентских выборах 1993, 1997 и 2003.

Партия арабского социалистического возрождения (Баас) – йеменское отделение общеарабской партии Баас, ориентирующееся на сирийскую Баас. Первые баасистские группы в Йемене были образованы в 1955–1956. Партия стоит на позициях панарабского национализма, выступая за объединение всех арабских государств. Несмотря на свое активное участие в Сентябрьской революции 1962 и в борьбе за независимость Южного Йемена, политическое влияние баасистов всегда оставалось ограниченным. В сер. 1970-х партия практически исчезла с политической арены, однако небольшие баасистские кружки продолжали действовать нелегально до объединения страны. На парламентских выборах в 1993 получила 3,7% голосов и 7 мест. После гражданской войны (1994) партия раскололась на просирийскую и проиракскую фракцию. На выборах в 2003 получила 0,68% голосов и 2 места в Палате представителей (в 1997 – 0,75% и 2 места). 

Партия истины (Хезб аль-Хак) – вторая по величине исламистская партия страны, создана в 1990 группой религиозных ученых. В отличие от других исламистских групп занимает умеренные позиции и заявляет о поддержке парламентской демократии, политического плюрализма и гражданских институтов. В экономической области выступает за проведение рыночных реформ, отказ от монополизма, умелое руководство финансовыми ресурсами и борьбу с коррупцией. На парламентских выборах в 1993 получила 0,85% голосов и 2 места. Участвовала в парламентских выборах в 1997 и 2003.

Помимо основных партий, в стране действует ряд более мелких политических объединений

Из общественных организаций действовала Всеобщая федерация профсоюзов Й., объединяющая 14 союзов и насчитывающая около 350 тыс. членов. Она отвергает какие-либо связи с официальными властями, хотя тесно сотрудничает с правительством по разрешению трудовых конфликтов.

II. Природа

III. Исторический очерк

IV. Экономико-географический очерк

V. Демография, язык, религия

VI. Внешняя политика, вооружённые силы

VII. Общество

VIII. Литература, архитектура, изобразительное и декоративное искусство

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24