|
А.К. Толстой - "второстепенный поэт"? 13. "То было раннею весной…" Юность – это пора надежд, начало жизни, любви, первых свиданий, новых встреч, объяснений… Это "утро наших лет", как пишет Толстой в своем замечательном стихотворении "То было раннею весной". Юность в понимании – это ранняя весна, когда еще только-только просыпается природа, но уже страстно хочет жить. "Трава едва всходила", "зелень рощ сквозила", "ручьи текли" – и вот мы уже видим эту картину, такую милую нашему сердцу! Весна, весна! Пора любви! Во второй строфе два раза повторяется слово "еще" – как все молодо-зелено и в природе и в жизни людей! Когда с улыбкой предо мной Ты очи опустила, – Вот и человек, вот и свидание, вот и молодая любовь. Настроение стихотворения передает всем – и взрослым людям, и совсем еще молодым – те ощущения, когда так бесшабашно хочется любить, когда от чувств стучит в голове, а ноги сами ведут куда-то! В стихотворении масса восклицательных знаков, эмоционально оно очень насыщенно восторженным описанием юной и прекрасной любви: "то на любовь мою в ответ ты опустила вежды". Любовью, такой искренней и юной, наполнены последние три строфы: О жизнь! о лес! о солнца свет! О юность! о надежды! – это чувства по-настоящему влюбленного человека, в голове которого все смешалось в один яркий ком – любовь и вера в счастливое будущее. Какими же средствами автор так ярко рисует нам картину только-только очнувшейся природы и молодой любви, что мы воспринимаем их как одно целое и переносимся в этот сказочный мир юности? Для многих поэтов характерна формула любви и природы, слитые вместе, но у Толстого это совершенно по-своему воплотившаяся гармония "земного" (именно земного, а не приземленного) и внутреннего. Наверное, все дело в необыкновенной нежности, с которой Алексей Константинович наблюдал природу и жил в этом мире. Здесь все очень просто, как и во всех произведениях Толстого: "ранняя весна, "трава едва всходила", "ручьи текли, не парил зной", и "зелень рощ сквозила". Нельзя без собственного ощущения любви описать "зелень рощ", которая еще только "сквозила" и "папоротник тонкий", еще "в завитках"! Начало темы любви совершенно такое же, как и начало самого стихотворения: "То было раннею весной". Только теперь эти слова можно понять уже по-другому: это было не только при пробуждении природы, но и во время первых чувств влюбленных людей – речь о весне сердца, об "утре наших лет". О жизнь! о лес! о солнца свет! О юность! о надежды! – вот как в одно целое собралось все: и от человека, и от природы. О самой любви в стихотворении сказано немного, но какими яркими штрихами Толстой нарисовал на этом полотне образ своей любимой с ее опущенными "очами"! Разве недостойна восхищения эта юная любовь? Толстой уделял большое значение таким словам, как "очи", "вежды", "милый лик". Это и понятно – лирическая героиня возводится на пьедестал, с одной стороны. С другой, автор хочет подчеркнуть, что подобные чувства люди испытывали тысячи лет и природа расцветала тоже тысячи лет! О счастье! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы!
III. Природа в лирике Толстого "Край ты мой, родимый край…" Алексей Константинович Толстой много путешествовал за границей, в России жил в Петербурге и в Москве, но любимым местом для него всегда оставалось его имение Красный Рог, расположенное неподалеку от Брянска в очень живописном месте. Он был заядлым охотником, очень много времени проводил в лесу и был уверен, что долгое общение с природой и любовь к ней обусловили "мажорный", как он считал, тон его поэзии. В самом деле, Толстой мог бы сказать о себе словами своего Садко: "Уж очень к земле я привязан", и это ни в коей мере не противоречит другим его словам: "Гляжу с любовию на землю, но выше просится душа". Этому высокому настрою соответствуют почти все его стихи о природе, о родине: Край ты мой, родимый край, Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь, да тучи! От наиболее значительных стихотворений поэта веет каким-то особым духом жизнелюбия, душевной молодости, слияния с природой, и это свойство его лирики очень привлекательно. К тому же жизнелюбие поэта проистекает из его образа жизни, из склада души и пристрастий. В автобиографическом очерке Толстой пишет: "Между нашими записными охотниками я скоро приобрел известную репутацию хорошего охотника на медведей и лосей и всецело погрузился в стихию, которая столь же мало согласовалась с моими артистическими инстинктами, как и с условиями моей официальной жизни. Мне кажется, я обязан этой жизни охотника тем, что почти все мои стихотворенья писаны в мажорном тоне… Я думаю в старости рассказать многие захватывающие эпизоды из этой жизни в лесах, которую я вел в мои лучшие годы". Стихотворение Алексея Константиновича "Край ты мой, родимый край" можно петь, особенно в лесу или в поле, когда хочется что-нибудь закричать от всего сердца. А еще ,наверное, когда бежишь по лугу или скачешь на коне… Под синим-синим небом, и дыша чистым-чистым воздухом… Всего две строфы, но здесь есть все. Простой язык для передачи сложных, тонких чувств. Это "Гой ты", дважды повторяющееся и взятое как бы опять из глубины души. Поэт изобразил родную природу, сопровождающую человека на всех стадиях его жизни, чуткую к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, "выпрямлять" человека. 1."Острою секирой ранена береза…" Любовь к природе – это не только гимн ее дарам и красоте. Тот кто любит, еще и сочувствует, и сопереживает, и горюет, и главное – помогает. И тихо все кругом, и под моей ногой Так мягко мокрый лист шумит благоуханный… По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь: за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное – это любовь к родной земле. Именно чувство родины, с удивительной художественной силой высказанное А.К.Толстым, придает его стихам о русской природе точность описания и поэтичность: "Острою секирой ранена береза…" В шести строчках – боль, помощь, стремление быть ближе к природе, успокоить ее, вылечить. Все мы разные. Кто-то преклоняется перед красотой родной земли, а кто-то в это время вредит ей, глумясь и издеваясь, не думая о том, насколько может быть больно каждому деревцу, каждой веточке и травинке. О том, что природа живая, эти люди забыли вместе с преданиями, сказками и легендами. Толстой знал о таком отношении и тем сильнее было его сочувствие к родному краю, живущему в его сердце. Он описал вполне знакомую нам ситуацию – в погоне за березовым соком люди забыли о том, что во всем надо знать меру, и о том, что природа жива. С какой душевной болью пишет поэт! Береза не просто живая с биологической точки зрения, она плачет, у нее есть душа. Это не просто олицетворение, это скорее обращение к былинам , где все живое, все дышит, все чувствует. Береза "ранена", покатились "слезы". Я помню, как это стихотворение читала нам воспитательница в детском саду. Тогда у всех малышей, как и у березы, "покатились слезы". Нам было так жаль бедное дерево! И мы все переживали – выживет или нет бедное деревце. И что это за острая секира? И маленькая надежда: "Рана не смертельна, вылечится к лету". Детей трудно обмануть, и мне даже сейчас после прочтения этого стихотворения хочется идти и спасать эту несчастную березку. Только теперь я все больше задумываюсь над последней строчкой этого произведения: "Лишь больное сердце не залечит раны!" Мы ведь тоже часть природы. Получается, что люди сами себе "острою секирой" ранят сердца… Такие стихи дают повод задуматься и изменить в себе что-то. Тогда, в детстве, мы перевязывали березы и старались не царапать их. Тот, чьи произведения так затрагивают душу, обязательно "себя переживет". 2. "Колокольчики мои…" И по названию, и по первым строчкам, и даже по первым трем восьмистишиям (всего их двенадцать) читатель может ожидать картины природы и степных колокольчиков. Но это произведение не только о том, как всадник не хочет затоптать милые колокольчики, качающие своими чудесными головами. В этом довольно объемном стихотворении, больше похожем на длинную русскую песню, слились в одно целое мысли и желания русского народа. Алексей Константинович смог воплотить в произведении "Колокольчики мои…" – и нежность к природе, и славянского коня, и размышления о цели в жизни, и мысли о боге, и страшные догадки о будущей смерти, и "светлый град", и царя-батюшку, и единство русского народа, и его гостеприимство, и, конечно, пир на весь мир! Все радости, все горести , все надежды и опасения… Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной? Знать не может человек – Знает бог единый! – эти строчки как возвращение в прошлое и в то же время как настоящее и будущее. Всадник представляет себе различные картины возможного будущего. Кроме последней строфы, все остальные части стихотворения дают нам представление о жизни русского человека в мечтах героя. Две стороны рассматриваются всадником: жизнь и смерть, "радость" и "кручина". Второе возможно так же, как и первое. Но о горьком следует говорить не так много – смерть от "зною" и от "киргиза-кайсака", который "догонит" всадника "медною стрелою", - вот и все тайные мысли героя. Дальше в его воображении – "светлый град", "колокольный гул", "площадь", "народ" и гости, которых принимает "величавый хозяин". Разумеется, это царь. Необходимо обратить внимание на то, с каким отношением автор описывает "державного" – "светлое лицо", вид "и любви, и страха". Шапка Мономаха и слава, отражающаяся на его челе, - и портрет батюшки-царя готов! В этот раз вид "любви" побеждает вид "страха", державный принимает гостей, которые назвали его господином. Мотив колоколов продолжается – он становится "громче" и, как и следовало ожидать, "мед и брага льются". В атмосфере пира важна роль музыки ("гусли раздаются") и шума, который летит к "турке и венгерцу", звук "ковшей славянских", который дойдет до немцев! Стихотворение заканчивается совершенно неожиданно и точно так же, как и начиналось – снова грустные колокольчики… Казалось бы, как связаны эти картины из далекого прошлого и простые колокольчики? Цветы знают, цветы видели многое. Природа вечна, люди меняются рядом с ней поколение за поколением. В начале стихотворения колокольчики "звенят", а в конце – "грустят". Отзвенев, рассказав всаднику о прошлом, они заставляют его помнить о вечном. В первоначальном варианте стихотворения есть строчки, очень важные для понимания всей сути произведения: Я прислушаюся к вам, Цветики степные, Русским людям передал Я дела былые! И вот если мы хоть иногда будем "прислушиваться" к звону колокольчиков, замечать "раненую березу" и ее боль и видеть в природе друга и жизнь, как это делал Алексей Константинович Толстой, значит в нашем сердце сохранится любовь и сострадание, которые так легко потерять среди повседневных мелочей. |
Loading
|